Как я начал курить и... бросил

                Валерий  Суханов
               


 
              Как я начал и… бросил курить


                рассказ



Я решил бросить курить. Никогда не думал, что эта  задача не из лёгких. Оказалось, для этого нужно не только желание, но и большая сила воли. Выходит, что я крепко зацепился за крючок никотина, который цепко держал и не отпускал    меня. Я вспоминал тот день, когда втянулся в глотание сигаретного дыма, с тех пор возненавидел не только курево, но и тех, кто, постоянно, приучал меня,  настойчиво предлагая, подталкивали к этой пагубе; проклинал и своего друга Вальку,  который первым познакомил с этой дурной привычкой, пристрастил меня к ней. Сколько потом пришлось потратить времени и нервов, чтобы завязать с этим, порвать те нити, которые привязали меня к проклятому дурману!
Учился я тогда в восьмом классе и активно занимался легкой атлетикой. Бегал на короткие дистанции, показывал хорошие результаты, а в тройном прыжке приближался к третьему разряду.
В тот день я был на стадионе, сидел на лавочке и отдыхал после очередного забега. Подошел ко мне мой друг и одноклассник Валентин. Он сел рядом скамью, достал, демонстративно красуясь, пачку сигарет и закурил. Курил он, по - правде говоря, залихватски - выпускал дым кольцами, выдувал его из ноздрей двумя струями, как настоящий Змей Горыныч. Было видно, что он гордился своим искусством и бахвалился этим. Но мне  было безразлично, никаких эмоций и зависти по этому поводу я не испытывал.
- Ну и что? - говорил я, -   мне это до фени.
Он даже  опешил, - хотел произвести фурор, а его не получилось.
- Не понимаешь,- закипятился он,- так приятно затянутся, - и он снова пустил кольцо и пару струй дыма из носа.
- Ты когда закуришь,- продолжал Валька,- в голове будет лёгкий балдеж.
- Ну, зачем мне он нужен,- говорил я, - мне без этого хорошо, и к тому же мне нужно спортом заниматься. Это больше захватывает, и от него получаешь в крови такой адреналин,  что летать хочется.
Уговаривал и просил меня мой друг порядочное время, мне даже казалось, что он готов даже заплакать.  Не понимал человек, почему я такой упёртый и бестолковый. В конце концов, наступил день, когда я сдался. Он радостно, с довольной миной на лице, быстро прикурил сигарету и торопливо сунул  мне в рот, словно боясь, что я  передумаю.
Я набрал полный рот дыма, подержал его внутри и выпустил. Повторил так   два или три раза, и от вонючего горького привкуса, мне захотелось плеваться.
- Да, ты не так, не так! – возбужденно засуетился Валентин и вцепился в мою руку.
- Смотри  - сказал он, - как надо по – настоящему.
Он глубоко вдохнул дым и, через несколько секунд  выпустил.
- Глотаешь в легкие, а в уме считаешь:  «  раз,  два, три» и – выдыхаешь.
« Вбирать в себя эту дрянь», - подумал я, но чтобы успокоить друга, согласился и последовал его совету.
                Когда я сильно затянулся и вдохнул дым полной грудью, мне показалось, что весь мир погрузился во мрак, у меня потекли слёзы, потом стало тошнить и выворачивать. Со стороны вид был жалкий - если не жёлтым, то бледным я был наверняка. Я отбросил дурацкую гадюку и попытался отдышаться чистым воздухом. Постепенно в голове прояснилось и всё возвратилось  на прежнее место. Окружающий мир снова заиграл прежними красками. Я услышал голоса людей, зелёный шум и чириканье вездесущих воробьев.
- Всё, - на сегодня хватит! – самодовольно изрёк верный друг, - перебарщивать не надо.
Какая уж тут тренировка! Слегка покачиваясь, я уходил со стадиона,  чувствуя спиной,  как  недоуменно смотрит  мне в  след  тренер. У меня слегка кружилась голова, и хотелось лишний раз  выплюнуть гадко – приторную, горькую тягучую слюну.
…Прошло не так уж много времени, и я смолил как заправский курильщик. Валька оказался хорошим учителем. Организм втянулся, малая доза отравы не причиняла  мне вреда, лишь изредка туманилось в голове. На спорте пришлось поставить крест, так  как мои результаты перестали радовать тренера, и он предложил уйти с занятий.
В последующие годы,  уже после окончания школы, а затем и училища,  я пробовал бросать - и не раз. Но снова находились « доброжелатели», которые во время моего воздержания от курева,  подсовывали кубинскую сигару, либо экзотическую дамскую сигаретку, и я прерывал свой «мораторий», проклиная слабую силу воли.
Так прошло несколько лет, я продолжал выбрасывать на ветер и превращать в дым свои деньги. Пожелтели пальцы правой руки, которыми, бывало, держали окурок, почти до самого конца. Когда я заходил в бухгалтерию с отчетом после ярых затяжек, женщины неприязненно морщась,  отворачивались от меня и предлагали зайти попозже.
И вот когда в груди заиграла хриплая гармошка, когда по утрам душил лающий кашель – решил основательно бросить курить. Было неудобно перед людьми на улице, когда я так надрывал свои  бронхи, что оглядывались прохожие. Одни  -  укоризненно, другие, с явным сожалением смотрели на меня.
Случай для этого, как раз представился.  На работе у одного из сослуживцев праздновали юбилей. И когда после нескольких тостов  мужчины вышли на двор покурить, - мой друг и товарищ по работе Анатолий предложил бросить курить. Сначала реплика выглядела шуткой, но  потом она закончилась серьёзным пари. Спор заключался в том, кто проиграет первым, т.е. при свидетелях,  закурит, тот проиграет. Чтобы потом, как говорится,  не отвертеться. Выигравший получит приз по желанию и согласованию со свидетелем.
Наступил понедельник, я по привычке сунул пачку сигарет в карман, а когда закурил после завтрака,  вспомнил,  как накануне клюнул  на сомнительную, как мне показалось, идею.
В цехе при встрече, я поздоровался с Анатолием как обычно. Мы пожали друг другу руки,  подозрительно, посмотрели друг на друга и разошлись по своим рабочим местам.
Так прошел месяц. Анатолий вытерпел две недели и, сдался, закурив,   естественно, купил шампанское. Я, конечно, проклиная себя, затягивался, прячась от всех, покуривая тайком. Так как совесть моя была нечиста, я курил с каждым разом все меньше и меньше, применяя для этого принцип затухающего маятника. Оно заключалось в том,  что я из каждой пачки ежедневно уменьшал свою норму на одну сигарету. Пришло время,  когда в наличии осталась одна штука. Курнул её утром, в обед и вечером,  но это был, как говорят в Одессе: « не фонтан». На следующий день  табачных изделий в доме не было. Я подумал, что, наконец - то освободился от никотиновой зависимости.
Но все равно поначалу старался стать с подветренной стороны любого  курящего на улице, мне казалось, что дым имеет какой - то невероятный запах. Но я терпел, знал, что стоит мне начать,  я вновь, попаду в лапы гнусной привычки.  Постепенно испарилось и желание принюхиваться. Но бывало, во снах ещё закуривал и не мог никак накуриться – организм все ещё требовал никотиновую дозу. Ещё через месяц открылся глубокий кашель, после которого (это было зимой)  на снег вылетали из легких, прямо-таки, шкварки черной смолы – это очищались альвеолы и бронхи. Затем, я прибавил в весе, но вскоре он возвратился в норму.
Бросил так же курить мой начальник Иван Васильевич, у него в командировке произошла тахикардия сердца. Сразу же прекратил курить мой младший брат Павел, когда у него в груди стал покусывать и хватать за сердце никотиновый враг.
 Не повезло моему другу Анатолию, с кем я заключал пари - случилось непредвиденное – его съел рак. Я с горя, чуть, не закурил, но во время спохватился.
Теперь, когда уже не курю лет 15, с удовлетворением и гордостью думаю о том,   что справился с трудным испытанием и вышел победителем.
А когда узнаю, что кто из знакомых или молодых людей так же завязал с курением, мне хочется с большим удовольствием крепко пожать ему руку и сказать при всех, со знанием  дела: «Ты, молодец!»


Рецензии