Золотой дождь. Глава 31. Заседание штаба

Глава 31

 ЗАСЕДАНИЕ ШТАБА

 Утром весь штаб по поискам пропавшего золота артели, собрался на очередную планёрку, которые ежедневно устраивал Чугай. За последние дни поисковики значительно продвинулись вперёд. Теперь уже стало известно, что большая часть похищенного золота до сих пор находится в тайге и кто-то пытается вывезти его на оленях на трассу.

- Эту операцию можно было давно завершить, если бы не командир вертолёта, — распылялся Чугай. – Он, видите ли, побоялся рискнуть: не захотел сажать вертолёт рядом с этими бандитами. Там надо было только высадить омоновцев, всё остальное они бы сделали сами. И вот теперь мы имеем то, что имеем: мы потеряли их след. Бандиты как в воду канули.

По его мнению, бандитов надо было преследовать, а не отсиживаться в засаде, как сделали это омоновцы. В провале этой операции он винил командира МИ-8, давшего   возможность им уйти. Командир вертолёта, которого Чугай пригласил на разборку,  занервничал. На лице выступили красные пятна. Такого незаслуженного наката он не ожидал и, тем не менее, не растерялся:

- Я считал и считаю, что поступил совершенно правильно, — твёрдо заявил он. — Я никому не позволю гробить машину и людей из-за прихоти омоновцев. Мало ли что они скажут! Пусть командуют в своём подразделении, а не на моём борту. Если вы не согласны с моими действиями, разбор полёта можем провести в другом месте.

Чугай попытался сгладить нелицеприятную ситуацию. Портить отношения он не хотел: вертолётчики ещё были нужны. И уже мягче добавил:

- Неужели, вы и, правда, думали, что они не перевалят через хребет? С воздуха, наверное, всё хорошо было видно?

Командир вертолёта не заставил себя долго ждать.

- На мой взгляд, перевалить с оленями в Соктокут невозможно, — убеждённо сказал он, глядя прямо в глаза председателю старательской артели. — Там очень крутые, а местами даже обрывистые склоны. Кроме того, многие участки склона завалены крупными валунами, курумы непроходимые. Я знаю, по таким горам нелегко пройти даже подготовленному человеку, не то, что с оленями. — Он развёл руками. На его лице можно было прочесть полное недоумение. — Ничего не понимаю! Такое просто невозможно, и вот ведь…

- Невозможно, говорите!? А они взяли и перевалили. Значит, возможно. В наше время всё возможно. Вот где их теперь искать?.. И я не знаю. Ткачук, а ты что скажешь?

- По логике вещей они должны идти к трассе, — как по команде, выпалил начальник службы безопасности. – Мы прочесали лес по обе стороны вдоль трассы, и никаких следов. Повсюду выставлены посты, оповещено местное население. Короче, работа по отработке этой версии продолжается и если они только…

- Что если? А если они туда не придут? Кого будем ловить? Привидения? Тут, ты знаешь, привидения живут. Может, они всё золото украли?

Он обвёл взглядом присутствующих и остановился на Кульчицком, собираясь тому что-то сказать.  Неожиданно поднялся Иван.

- Разрешите, — сказал он, поднимаясь, — у меня очень важное сообщение. Возможно, оно поможет найти похищенное.

В балке установилась тишина. Все взгляды были прикованы к Ивану, обещавшему найти то, над чем бьются все службы района, ради чего собрался их штаб.

- Ну валяй, раз важное сообщение, — кивнул Чугай. – Послушаем, что ты нам скажешь нового.

Иван стоял, собранный и подтянутый, как перед самой авторитетной комиссией, от которой зависела его дальнейшая судьба.

- Сегодня мне приснился сон, будто я разговариваю со своим дедушкой, — начал он уверенно. – Скорее всего, это был не сон, а видение. Такие видения были у меня и раньше. Одно время они совершенно пропали, а с приездом на Уйгур возобновились. Однако в последнее время они полностью прекратились, и я думал – навсегда. Но я ошибался.

Вокруг стояла гробовая тишина. Было слышно, как на окне жужжат мухи, набившиеся в балок, гудят под носом комары.

- Я продолжу по существу вопроса. Так вот, я снова увидел своего дедушку, как было раньше. Внешне он почти не изменился: всё та же изношенная роба и разбитые ботинки. Только на голове не было зэковской кепки. Но дедушка заметно сдал: в этот раз он больше напоминал побитого жизнью старика. То есть, после нашей встречи он заметно постарел. Дедушка стоял возле оленей с вьюками, наполненными  золотом, и говорил мне:

- Иван, передай своим командирам, чтобы они немедленно прекратили охоту на беглецов, они не звери. Пусть больше не гоняют свою винтокрылую машину и не стреляют. Я предупреждаю, это может плохо кончиться для всех, кто соприкоснулся с этим делом. Из-за этого золота итак погибло много людей. Счастья никому оно не принесло, от него пока только одно горе. Не надо больше жертв, пора остановиться – это в ваших интересах.  Всё золото в целости и сохранности. Вам его вернут —  до единой золотинки, но при условии…

Иван на мгновенье замолчал,  оценивая, какое впечатление произвели его слова на слушателей, и продолжил:

- Дедушка сказал: «До сих пор никто не покаялся в содеянном зле, совершённым  над заключёнными, не выполнил моего завещания. Погибшие в этом лагере так и остались политическими преступниками, их имена никому не известны. О них должны знать и чтить их память. Спасителей металла надо по достоинству отблагодарить. Рискуя своей жизнью, они сберегли ваше золото».

Кто-то позвонил Кульчицкому, и тот, обругав звонившего, в запале чуть не забросил свой радиотелефон под стол.

- Дедушка сказал, что перед Всевышним все равны,  его не обманешь, — не обращая внимания на заминку с телефоном, продолжал Иван. -  А если кто-то захочет это сделать, ему не поможет никакая земная сила. То золото, которое вы разрабатываете, может неожиданно закончиться, а самую богатую жилу без моей помощи вам никогда не найти.

Иван перевёл дух.

- Я хорошо запомнил его слова: «Если вы не выполните моего завета, будет еще много жертв и ваше золото канет в небытие, как кануло золото, добытое заключёнными ГУЛАГа. Жду вашего решения. Я о себе ещё напомню».

Как после тяжёлой работы, Иван опустился на лавку. Сообщение его дедушки было похоже на исповедь и завещание.

- Бред какой-то! – Покаяться в содеянном, перед Всевышним все равны, — передразнил Чугай Ивана. – Я не верю ни одному твоему слову. Если ты знаешь, где эти беглецы, скажи. А пока это просто пустая болтовня. Бред!

- Это ваше дело, верить мне или нет. Я передал слова своего дедушки. Больше я ничего не добавлю.

- Ты не сказал главного, где они?

- Об их местонахождении я скажу только после того, как услышу ваши обещания по поводу безопасности людей, которые идут с золотом, и других условий дедушки.

- Ничего обещать я не собираюсь. Ни о каких компромиссах не может быть и речи.  Они все преступники, похитившие нашу собственность. Таким, как они, место на скамье подсудимых. Если они и доживут до того времени, их ждёт суровое наказание. Это я обещаю.

- В таком случае я отказываюсь с вами работать. Первым же рейсом вертолёта я отсюда улетаю.

Иван повернулся и вышел. Такого поворота никто не ожидал. Наступила томительная тишина. За эти несколько секунд молчания каждый подумал о своём, а кое-кто пережил главные моменты своей жизни. Первым пришёл в себя Вербицкий.

- Шеф, ты что делаешь? – подскочил он к председателю. – Ты хочешь вернуть своё золото?

Чугай усмехнулся. Он любил такие экстремальные ситуации, когда «зашкаливало», и разбирался с ними по-своему. Сейчас представился такой случай.

- Что за вопрос? – произнёс он жёстко. — Ты же видишь, он меня шантажирует. Придумал какого-то всесильного дедушку и думает, что я стану перед ним стелиться. Я повторяю, это настоящий  бред! И ты лезешь туда же, …

Председатель артели был непреклонен и отреагировал в своём духе. Он знал, никто, кроме Вербицкого, не посмеет ему перечить. Значит, его надо поставить на место и раз и навсегда закрыть рот. Но главный инженер вошёл в раж и пошёл напролом:

- Ты можешь ему не верить – это твоё дело, но ради спасения артели надо пойти на его условия. Нельзя упускать ни малейшего шанса. Я думаю, это не пустые слова. Ты забыл о его пробах с ураганным содержанием золота. Того места, откуда они взяты, мы так и не нашли. Не с неба же они упали, где-то же их отобрали. Вот теперь подумай, может его дедушка что-то сделать или нет? При таком отношении, как у тебя, мы вряд ли найдём пропажу.

- Да пошёл ты…, — выматерился Чугай, отбиваясь от доставшего его Вербицкого, — я сам знаю, что надо делать. Я председатель этой артели, это моя артель. Твоих акций в ней ноль целых хрен десятых, так что закройся и не высовывайся.

От ярости он весь кипел. Кровь прилила к его лицу, на шее вздулись вены.

- Шеф, он же многого не просит, — не обращая внимания на его реакцию, давил Вербицкий. — Нужно только побороть свою гордыню и спуститься на землю. Как к тебе пришли большие деньги, ты вознёсся до небес и до сих пор витаешь в облаках. Остановись! Оглянись по сторонам.

- Ты, неблагодарная скотина, забыл, с кем ты говоришь? Я сделал из тебя человека. А теперь я сделаю так, что ты останешься нищим. Я, я…

Неожиданно Чугай споткнулся на полуслове, тяжело задышал. Глаза выкатились из орбит. Схватившись за левый бок, он опустился на пол.

 


Рецензии