ОтВажные коротышки

Александр КОТТ: «Кино было изобретено - короткометражным»
Известный режиссер короткометражного и полнометражного кино провел для молодых режиссеров мастер-класс о самом главном
В программе 23-го «Кинотавра» был спецкурс по режиссуре короткометражек. О тонкостях формы и содержания рассказывал Александр Котт, автор не только «коротышек» и полного метра, но и телевизионных фильмов. Сначала он четко сформулировал самое главное, а потом отвечал на вопросы молодых российских режиссеров – участников конкурса короткометражек и питчинга. В зале были замечены и актеры, которые подумывают снять свои первые фильмы.
- Короткометражное кино для меня – единственно возможная форма личного высказывания, - говорит Александр Котт. – Короткометражное кино всегда – авторское кино, возможная площадка для эксперимента, поиска киноязыка. Только в этом формате ты делаешь то, что действительно хочешь. Тем более сейчас, когда возможность снимать появилась почти у каждого. Только в короткометражном кино начинаешь ценить каждую секунду изображения.
Режиссер подчеркнул, что снимать короткометражку нужно с полной уверенностью, что ты режиссер. Это не должна быть «сырая» пробная работа. Оказывается, правильно почувствовать ритм и рассказать за 10 минут историю бывает гораздо сложнее, чем за полтора часа. Но в любом случае правила для создания короткой истории те же, что и для полнометражного кино. В основе – история, драматургия. Пусть это даже маленький фрагмент, но зритель должен понять высказывание. Но если в полном метре есть диалоги, что-то объясняющие, или средние планы героев и интерьеров, также дополняющие информационно, в коротком метре этого практически нет, и поэтому все должно быть максимально насыщенно и сконцентрировано. По мнению режиссера, чаще всего короткометражки – это полноценная история, анекдот или эмоциональное высказывание автора. Отличие тут – детали, которые видны в каждом кадре. Режиссер мыслит кадрами, а не сценами, как в полнометражном кино. Вот краткий набор необходимостей для создания короткометражного кино: внятное начало, некая странность (истории, изображения, ощущения), роль которой – увлечь зрителя, минимум слов, правильная музыка, которая является «частью химии действия», главный герой с запоминающимся лицом, которое хотелось бы читать. Александр Котт считает, что лучшая короткометражка – немая короткометражка. В этом жанре еще более важны и даже необходимы крайне - раскадровки, потому что отдельный кадр – это существенная часть короткометражки. В некоторых представленных на конкурс «Кинотавра» короткометражках были субтитры на русском и английском языках. Режиссер считает это лишним и даже вредным для фильма. И вот еще что важно: фильм должен нравиться самому автору, но без кокетства.
Вы спросите, а для чего снимать короткометражки, если их все равно никто не видит? Что они дают? В большинстве стран Европы и в Америке во многих городах и даже городках есть местные конкурсы короткометражек, которые охотно отбирают и показывают иностранные фильмы. И не только это. Отбор короткометражных фильмов много лет есть на ведущих международных кинофестивалях. И быть замеченным там – это огромная удача для автора. Это шанс, что твой фильм покажут по телевидению, так еще и заплатят за это. И хотя Александр Котт считает короткометражное кино некоммерческим, он сам же говорит, что на нем можно зарабатывать. Правда, пока не в России. Но в то же время снять и показать даже на российском конкурсе свой маленький фильм – это большой шанс быть услышанным. Многие современные молодые режиссеры пришли в полный метр из короткометражек: Анна Меликян, победитель «Кинотавра»  прошлых лет с фильмом «Русалка», начинала именно как режиссер короткометражного кино. Или сам же Александр Котт, проводивший мастер-класс. И вот самый свежий пример – Михаил Сегал в этом году участвовал в основном конкурсе «Кинотавра» с фильмом «Рассказы». Кинокритики считают этот фильм лучшим в этом году. Режиссер получил от основного жюри во главе с Владимиром Хотиненко приз за «Лучший сценарий». Так вот, в прошлом году Михаил Сегал стал победителем конкурса короткометражек с фильмом «Мир крепежа». И этот же «Мир крепежа» стал частью «Рассказов» и обнаружился в виде одной из четырех новелл. Так что, - вы сами все понимаете. Получается, короткометражка – это некая самореклама при небольших затратах, которая может вернуться не только дипломами заграничных фестивалей, но и большими творческими возможностями. Хотя, мне кажется, быть хорошим режиссером короткометражек – так же круто и престижно, жаль только, что пока не в нашей стране.
- У меня две мечты, - делится с нами Александр Котт. - Первая – чтобы в нашей стране изменилось отношение к короткому кино, чтобы к нему не относились, как к учебной работе, проходной, как к некой ступеньке в мир полного метра. Чтобы режиссер короткометражного кино не считался режиссером второго сорта. И вторая – очень хочется, чтобы, наконец, у нас на Московском кинофестивале возникла официальная секция короткого метра, как это есть и в Каннах, и в Берлине, и в Венеции…
Кино в общем-то и было изобретено – короткометражным.


Рецензии