Бабушка Маруся из деревни Макарово

Когда на нее, миниатюрную, приладили огромную сиинююю ленту почетного жителя Тельвисочного сельсовета, она, смеясь, повернулась во все стороны, и отмахнулась шикарным букетом от оглушительных аплодисментов: будет вам!
Марию Николаевну Поздееву в Макарово любят, и называют ласково: бабушка Маруся. В свои восемьдесят пять она не только не утратила живости ума, но и обладает незаурядным чувством юмора. Над собой и своими подружками-ровесницами подшучивает:
- Как будто надо нам, старым кочергам, еще в клуб ходить, себя показывать - явились!
Эта способность никогда не унывать не раз выручала в жизни. А жизнь сложилась нелегко. Самые прекрасные юные годы выпали на голодное послевоенное время. Государство вольно распоряжалось судьбами своих людей, а те - не роптали. Сказала страна - ехать на Крайний Север, строить коммунизм, значит - быть по сему. Да и лучшей доли хотелось, а где заработаешь, как не в Заполярье!
Так двадцатилетняя Маруся в 1944 году приехала из далекого Татарстана в Макарово. Думала, ненадолго, да так и осталась на всю жизнь. Определили девушку в колхоз, возить на телеге силос и сено. Но это - днем. А ранним утром и поздним вечером возчица превращалась в продавца:
- В шесть встану, до восьми отторгую - и в поле.Так и жили. Детей много было, свекровь со мной жила. Я  пойду на работу, прихожу домой чашку чая выпить, перед сенокосом, а то и не успеваю, ехать-то далеко, пятнадцать километров на телеге. Мужик у меня бригадиром все на сенокосе работал, чай мне прямо там грел. Приедем с поля затемно, а мне еще надо в колхозном магазине торговать до часу-до двух ночи.  Дети у меня со свекровью были, я ей всю жизнь за это благодарна! Ухожу, говорю: "Бабушка, ты, если что их не жалей. Не слушаются - стегай!" Приду домой, спрашиваю: "Стегала вас бабушка?", они мне: "Никто нас не трогал".  Никогда на нее не жаловались.
Невестка со свекровью прожили душа в душу сорок четыре года. Их навсегда объединила память о любимом муже и сыне, который ушел из жизни слишком рано. В 1948 году молодые поженились, а в 1960 - Маруся овдовела. На руках у молодой женщины оставалось пятеро детей, да шестой "в запасе", рассказывает Мария Николаевна:
- Мне предлагали двоих младших сдать в детдом, а который был еще в животе - того не рожать, аборт сделать. Я не согласилась. Худо-бедно было, а всех шестерых подняла, хорошие люди выросли. Дочь одна сегодня здесь, на мастера выучилась, вторая на воспитателя, в детсаде лабожском работает,  сын один в городе живет, в Совхозе,еще одна дочь в Хорей-Вере. Не забывают меня, помогают...
Отдать всю любовь, все душевное тепло своим детям, не делясь больше ни с кем - на это решится не каждая женщина, потерявшая в молодости мужа. Предложения, конечно, были, но она была непреклонна:
- Мне один говорил, когда я в магазине работала: "Маруся, вышла бы за меня замуж!", я ему напрямик: "Чтоб я детей  на хахалей (тут бабушка Маруся ввернула куда более крепкое словцо- И.А.) променяла?" Он глаза вытаращил на меня и  - больше ни слова. Так и всем отвечала, чтоб не лезли. Предлагали, много, но дети мне дороже.
Часто приходится слышать, как люди сегодня жалуются на судьбу, недовольные теперешней жизнью. Бабушка Маруся с такими утверждениями категорически не согласна:
- Я порой, одна сижу и думаю: теперь ругают жизнь - плохо живем. А я считаю - сейчас живем - как в раю! Раньше ведь было: давали матери сто пятьдесят грамм хлеба, и мне  давали триста грамм. Я возьму пятьдесят грамм хлеба, и триста грамм возьму муки. Воду вскипятим, туда все это бросаем, пустовары готовим! Еще на два раза хватало этого хлеба. Теперь Богу надо молиться, как мы живем! А люди этого не понимают...
Понять вовремя, что счастье, это не когда у тебя всего много, а когда тебе всего хватает, уметь наслаждаться жизнью, и благодарить судьбу за каждый прожитый день - вот залог истинного счастья. Этим искусством бабушка Маруся овладела в совершенстве, и ежедневно, на собственном примере учит ему окружающих, вот только перенять его мудрости хватает лишь у немногих.


Рецензии
Здравствуйте, Инга!

Отрадно, когда о деревне с почтением, о жителях
-с уважением написано.
Люблю деревню своего детства, о ней добрые сказки пишу,
отрадно если они радуют читателя!

Удач творческих и всех благ!
С уважением

Зоя Кудрявцева   19.12.2012 10:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Зоя! Надо бы вашу сказку выучить какую-нибудьи ребенку на ночь рассказывать!

Инга Артеева   19.12.2012 16:08   Заявить о нарушении
Инга! У меня есть коротенькие сказки из огорода.
Они любопытны детям и познавательны

Зоя Кудрявцева   19.12.2012 16:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.