Греческий несезон 2012 года

Греция, Халкидики, Кассандра, Салоники, Ханиоти, «Лессе», номер 307. Это не кодовый набор из географических наименований и цифр. Это адрес, где нынешним маем остался кусочек моего сердца…

Май, 14. В аэропорту маялась, потому что привезли меня в 0.30, а вылет в 5.10. Мосты виноваты, которые разводят. Нашла виноватых – полегчало. Спать, вопреки самовнушению, не хотелось. Сидела, читала, периодически бродила, грызла щёки и кусала губы. Есть не хотелось. Чуть развлекла регистрация (check-in): понагибалась раз сто, переставляя дорожную сумку. Такая была очередь. И такая была сумка! Почти в единственном экземпляре. Нормальную, на колёсиках, с ручкой утащили, как всегда, дети. В данном случае – старшая.
Самолёт – наш, российский. Летели хорошо. Еда и одна из бортпроводниц – жуть. От обеих заныл желудок. Примиряло с ними то, что летела в страну своей мечты – Грецию и то, что вокруг меня не было малышни. Они были, но где-то далеко впереди и глубоко сзади. Там и вопили. А с другой стороны, как не вопить: режим-то сбился на все сто!
К концу полёта я задремала. Проснулась от «разрешите пройти». Это сосед слева просился. Понятно, куда. Когда он вернулся, просили уже всех. Понятно о чём – пристегнуться перед посадкой.
Мне показалось, что мы очень долго приземлялись, так долго, что я заснула. Вдруг – раз, глаза открылись и… Мама дорогая, вернулись, что ли, в Питер?! Ничего не поняла, пока не поняла.
Чтобы было понятно, скажу сразу – моё место помимо цифр имело букву «С», а это значит, что сидела я у прохода и в иллюминатор ничего, кроме части крыла самолёта, не видела. Так вот, когда приземлились, взору моему через иллюминатор предстала ну совершенно петербургская картинка из Пулково 1: затянутое серыми облаками небо, лужи на асфальте, снующие по территории аэропорта работники, в общем, ничем не отличающийся от нашего аэропорта антураж. Вдобавок, люди были одеты в куртки. Потом уже я разглядела, что это - спецодежда.
Кто-то из салона самолёта захихикал: «О! Мы дома, в Питере!» Тоже, наверное, турист с места у прохода.
Трап подан. Топ-топ-топ и я точно в 7.40 по местному времени сошла на землю Греческой Республики. Это был аэропорт «Македония» в городе Салоники.
Греция, без сомнения! Вдалеке вижу горы, чувствую удивительно приятный запах в воздухе (время цветения всего, что вырвалось из земли!), птицы поют на все голоса, тепло и мирно. Нет суеты, которая обычно присутствует в аэропортах, где я была.
Жду со всеми вместе трансфер в отель. Через некоторое время замечаю, что мне жарко. Сняла шерстяной шарф. Всё равно жарко. Сняла куртку. Всё равно… Сняла спортивную кофту. Сняла свитер. Осталась футболка, под ней топик. Брюки ещё, носки, кроссовки. Ну, так ведь улетала-то я ночью, в + 4 по Цельсию…
Сели в автобус, едем в Ханиоти. Ханиоти, или Ханьоти – небольшая деревня (или посёлок?) на полуострове Кассандра. Ханиоти можно назвать и туристическим посёлком, и летним курортом, и, как показало время, просто райским уголком.
Пейзажи на пути, скажем так, незатейливые. Из-за этого, наверное, я дремала, но умудрилась-таки услышать из нежного щебетания гида, что чёрные и зелёные – это всё оливки, плоды дерева оливы, а термины «маслины» и дерево – «маслина» используются только в России, почему-то. Почему? Науке это не известно.
Первая остановка. Высадили несколько человек. Следующая – отель «Лессе», 4 звезды – наша. Высаживаемся, заселяемся.
Встречают радушно, как дорогих гостей (впечатление было именно такое), улыбаются, объясняют, рассказывают, показывают, спрашивают, отвечают – продолжая улыбаться – на русском языке. Здорово! Но – расслабляет. Всё, что дома более-менее выучила по-английски и чуть-чуть по-гречески – не пригодилось. Ничего, впереди несколько дней – найду, кто не говорит на русском, и поупражняюсь хотя бы на английском.
Не знала я тогда, что это будет не простая задача – найти в посёлке человека, работающего на туристический бизнес и не говорящего по-русски.
Итак, наши с дочкой (она прилетела позже, из другого города) апартаменты оказались на самом верхнем, самом последнем этаже – на третьем. Выше – только горы, небо, солнце. Номер оканчивался на цифру 7. Люблю её! И наше временное жилище полюбила. Просторно, чисто, удобно, симпатично по цвету стен и отсутствию неприятного запаха, по размеру кухни и лоджии, по количеству мебели и качеству белья. С лоджии открывается вид на три стороны света, одна из которых – Эгейское море. «Эгегей, Эгейское! Мы здесь!» - приветствовали мы его по утрам. А оно в ответ: «Плюх, плюх, плюх!» Это значило: «Жду вас, друзья!»
Соседей у нас не было ни с каких сторон. На нашем этаже корпуса А были только мы – внесезонные счастливчики. Счастья добавляли все и всё. Перечисляю в беспорядке, по мере поступления эмоций. По порядку ставлю только порядковые номера (прошу прощения за каламбур – это от чувств-с).
Вот они – счастливые добавляющие:
1. Природа и погода.
Природа дарила нам упоительные ароматы, чистый морской воздух, ошеломляюще звонкое и нежное пение птиц, яркое солнце, живописные песочные набережные, необыкновенной красоты цветы, забавные игры ящериц, до того смешно бегающих друг за другом, что как-то даже забылось, как я боялась их в Египте. Видимо, в Египте они бегали серьёзно. Да, чуть не забыла: в первый день природа подарила нам настоящую греческую грозу и дождь. Ух, как грохотало и поливало! Дух захватывало, уши закладывало, а всё равно мы открыли лоджию и высовывались на каждое сверкание молнии. Бесподобно! Хотя, это, скорее, был подарок погоды.
А потом, после грозы, погода радовала до самого отлёта – ни дождинки, ни громинки, так, белоснежные облачка проплывут из пункта А в пункт Б, и где-то там растают.
2. Атмосфера.
Не та, которая внешняя геологическая газовая оболочка Земли, а та, которая между нами – людьми, то накаляется или разряжается, то держится или распадается, то радостная или грустная, то «как дома» или «как в гостях». В общем, которая психологическая.
В «Лессе», в Ханиоти мы были, как дома. Поразительно, но многое здесь напоминало городок в Н-ской области, куда я школьницей ездила на каникулы, взрослой – в отпуска. Просёлочные дороги, сосны на пригорках, лай собак, ор кошек, стремительные ласточки, по высоте полёта которых всегда судили, будет дождь или нет, полевые маки (ну, точь-в-точь, как на поле около Н-ска).
И только пальмы, похожие на огромные ананасы, будто растущие прямо из земли, и экзотические (для нас) растения, обнюханные и нафотографированные, и типичные южные домики, притягивающие своей изысканной простотой и душевной индивидуальностью, и фантастически прозрачная вода в море (кстати, прозрачность воды в Эгейском море измеряется голыми женскими ногами, потому что если сфотографировать кусочек моря, то ни за что не поверишь, будто это фото воды над камнями, а не просто камни на берегу. Приходилось входить в море, шевелить ногами, чтобы заходили маленькие волны, играющие с солнечными бликами, и в этот момент делать снимки), и горы, и поля с оливковыми деревьями, и местные жители, улыбаясь, произносящие по-русски «привет» в ответ на наше «ясас» («здравствуйте») – и только это и что-то другое говорит о том, что я не в Н-ске, я - в Греции, на полуострове Халкидики (с ударением на последней букве «и»), на самом западном его «пальце» - Кассандре, в деревне Ханиоти, что в часе езды от города Салоники.
3. Сервис. Обслуживание. Гостиничный быт для меня – туриста.
Какими словами ещё обозначить бытовую атмосферу? Пожалуй, хватит и этих слов.
Отель «Лессе», 4 звезды. Отель, как отель. Звёзды, как звёзды. Мы полюбили его сразу, и на все семь дней. За что ж так сразу? За красивые глаза, конечно! Кстати, при входе в отель висит оберег, своего рода, глаз от сглаза. Красивый такой глаз. Оберег то есть.
Нам всё здесь было по душе. На территории отеля мы нашли одно очень уютное местечко и назвали его «наш уголок». А какой изумительный вид на море открывался из нашего уголка. Сказка!
Отель стоит не на первой линии, то есть не у самого моря, а на второй, на холме. Смотровая площадка, если так можно выразиться, и была тем самым уголком, где мы проводили больше всего времени, когда возвращались с пляжа или с прогулки по окрестностям посёлка.
Официальные «прелести» отеля можно прочитать в любом путеводителе или на сайтах турфирм. Неофициальные – на форумах, то бишь со слов очевидцев. Я – очевидец и официально хочу поделиться впечатлениями о сервисе в «Лессе».
Несколько слов об обустройстве нашего номера на двоих. Просторный, чистый, с красивыми шторами и удобной мебелью, ежедневно убираемый, с маленькой кухонкой, посудой, утюгом, сейфом, тёплыми дополнительными одеялами, работающей техникой, ничем неприятным не пахнущей водой из-под крана, без следов на стенах от раздавленных пришельцев в виде тараканов, клопов, муравьёв и других представителей насекомых. К слову, на первом этаже, у лестницы видела специальное оборудование, отгоняющее всех этих нелюбимых мною ползающих и летающих зверят. В номере поставлено кресло-кровать на случай, если будет кто-то третий, ребёнок, например. Не стану перечислять всего, что есть в номере, потому что есть всё, чтобы не чувствовать дискомфорт в дни отдыха.
Столовая. Убранство и сервировка – на уровне. А по-другому: аппетит не отбивают. Наоборот. Мне, например, главное, чтобы посуда была белая и скрипела в пальцах от чистоты. Остальное – дело поваров и моего желудка. Скажу, что здесь мною наблюдалось замечательное сотрудничество этих двух субъектов. В результате, вся «Но-Шпа», «Смекта», активированный уголь, взятые из дома, вылетели со мной обратно в Санкт-Петербург.
Описывать блюда, продукты, из которых они готовились, смысла нет, потому что всё уже съедено, выпито за милую душу и переварено. Помню только, что было очень много и вкусно. Повара искушали яствами наши желудки, как могли. Ну, ничего, скоро на работу, похудеем…
Ещё сервис много чего предлагал (смотри брошюру «Гид по отелю «Лессе»), но мы взяли от него сауну, джакузи, массаж и… мини-маркет, расположенный прямо на территории отеля. Бесплатно – маленькая библиотека в холле, шашки и шахматы. На другие сервисные услуги у нас просто не было времени. Оно уходило на море, прогулки, фотографирование и общение. Здешние греки оказались очень общительными. Причём без высокомерия, грубой лести, надменности и приставучести.
Наконец, главное достоинство сервиса – персонал. Улыбки встречали нас утром, сопровождали весь день и провожали вечером спать. Приятно! С таким персоналом было очень спокойно и защищённо отдыхать. Разве этого мало?
4. Раскрытые и нераскрытые тайны отеля и посёлка.
Первая раскрытая тайна.
Каждый день, в одно и то же время, мы с дочкой слышали призывно-зазывный, монотонно говорящий человеческий голос, который то удалялся от нас, то приближался. Голос был явно мужской, на каком языке говорил таинственный невидимка, мы не могли понять. Несколько раз пытались его увидеть, идя на голос. Тщетно. В один из дней дочка всё-таки заметила, что зазывала едет на автомобиле белого цвета. Сначала мы подумали, что он приглашает людей на какой-то молебен. Но почти сразу же отвергли эту мысль. Потом решили, что он развозит свежее молоко, как у нас на дачном участке, когда везут к магазину молочную бочку – бибикают и кричат: «Молоко!» Ещё было предположение, что это что-то наподобие местной живой рекламы или голосовых объявлений. В итоге бросили мы попытки установить истину и пошли на ресепшен утолить любопытство.
Оказалось, это цыгане ездят по деревням и предлагают продать или отдать им старые ненужные вещи.
Вторая раскрытая тайна.
В отеле, на нашем третьем этаже, на стене висит указатель в виде идущего человечка и направляющей стрелочки. Под указателем прибита, на первый взгляд не понятно зачем, дощечка. Над указателем вбит гвоздик, за него одним концом цепляется проволока, которая другим концом намотана на гвоздик на торце дощечки, подстраховывая её таким образом, на весу. Всё. Такая вот конструкция, и только в нашем корпусе (мы проверяли). Подпрыгивая поочередно пару дней подряд, мы старались заглянуть туда. Очень было любопытно, что там.
Оказалось, это ласточкино гнездо! Действующее! Мы потом и ласточек видели, испуганно вылетающих оттуда, когда мы подходили к своей двери. Но мы же не виноваты, что наш номер рядом с их… номером. А дощечку работники отеля прибили специально, чтобы хоть как-то защитить птичий домик!
Третья раскрытая тайна.
Это дети.
Оказалось, местные жители очень любят детей и не отказывают себе в удовольствии заводить и разводить эти чудесные цветы жизни.
Нераскрытой – за те семь дней, что мы жили на полуострове – осталась одна тайна: Греция.
5. Циники на море.
Вообще-то, они есть везде. Но я о тех, кто был здесь, и не о злых, а о таких, мягких, с чувством юмора.
Циник первый.
Солнце, море, ароматы, всё чудесно. Идём с дочкой по берегу, любуемся окружающей красотой. Я наклоняюсь за камушками, дочь – за ракушками. Самые понравившиеся – а их сто-о-олько! - собираем в пакет. Ну, мне, например, перегруз не грозит. Мой багаж сюда весил шесть килограммов, так что с десяток кило камней и ракушек я смогу привезти, и без доплаты.
Мимо нас бредёт пара туристов. Девушка поднимает камень и говорит парню:
- Смотри, как далеко брошу! - Бульк! Девушка улыбается. – Давай, кто дальше!
- В море не хочу, давай в песок, - отвечает он.
- Почему?!
- Потому что этот «бульк» напоминает мне другой «бульк».
- Ха! Какой? – смеясь, спрашивает девушка.
- Когда на унитазе сидишь, и какашка в воду падает. Такой же «бульк» получается…
Батюшки мои, как хорошо, что у меня дома унитаз другой конструкции!
Циник второй.
Идём с дочкой просёлочной дорогой в соседнюю деревню. «Справа и слева – синее небо, а посредине - дальний путь…» - вспомнилась песенка солдата в исполнении Олега Даля из кинофильма «Старая, старая сказка». А у нас посредине - частный сектор. Дома ухоженные, такие же придомовые территории. За невысокими, разнообразных форм и расцветок заборами видны где автомобили, где скутеры, где мотоциклы. Вся техника – супер, сверкает чистотой и говорит сама за хозяина. Есть участки красивые и богатые, есть очень красивые и очень богатые. В одном из дворов я заметила несколько высоких пальм. Их мощные колоннообразные стволы были специально обструганы до самой кроны, снизу доверху. От этого казалось, что они не чешуйчатые, а гладкие. Таких пальм здесь я ещё не видела.
- Какие необычные стволы, - говорю дочке. – Как интересно обработаны.
- Ничего интересного не вижу. Напоминает мясо на вертеле для шавермы, причём, когда мясо уже заканчивается.
Батюшки мои… А и правда – похоже.
6. Дорогой «несезон»,  как ты мне дорог!
Не сезон: кругом цветёт и пахнет, комаров нет, пляж – только твой, сгоревших на солнце и угоревших от выпивки нет, персонал ещё не устал и всё внимание только тебе, шумных соседей (а в сезон они всегда шумные) нет, капризных детей тоже. Нет. В сауну, джакузи, хамам, на бильярд записываться заранее не надо – приходи и пользуйся. Другими словами, для любителей созерцать покой и тишину – лепота.

Так грустно было уезжать! Первый раз в истории моих дальних путешествий защемило сердце, когда собирала вещи. А в аэропорту вообще что-то случилось: комок в горле, глаза на мокром месте, а впереди паспортный контроль. Паспорт отдала, стою, носом шмыгаю, смотрю в пол. Что подумают? Ничего, наверное, не подумали, документ вернули и я пошла.
До свидания, дорогой посёлок Ханиоти! До свидания, «Лессе»! Спасибо вам, милые, улыбчивые, добросердечные, терпеливые греческие друзья! Нам даже не нужно говорить: «Ждём вас снова!», мы сами скажем: «Ждите нас снова!»


Рецензии
Интересно написано! Я тоже бывал в тех местах - на Халкидики. Правда, я останавливался в Салониках, в гостинице "Аристотель", а на пляжи Халкидики ездил на машине.... :) Там волшебные места - мне там очень понравилось!

Артур Грей Эсквайр   25.04.2021 00:47     Заявить о нарушении