Пластов
После Октябрьской революции в 1917 г. Пластов уехал домой в деревню. Почти восемь лет он жил в Прислонихе, работал секретарем сельсовета, крестьянствовал, много рисовал. Позже он писал: «Работая изо дня в день крестьянином, я полагал, что это самый лучший случай, какой судьба предоставила мне наглядеться на крестьянскую жизнь досыта, узнать ее до последней мелочи, чтобы потом уже без всяких усилий и заминок воспроизводить ее». И действительно, всем без исключения картинам Пластова свойственна поразительная верность жизни, их отличают точность цвета, жеста, компоновки и подбора предметов.
Лишь в 1925 г. Пластов возвратился в Москву и стал писать сельскохозяйственные плакаты. Когда началась коллективизация, он принял самое горячее и непосредственное участие в организации колхоза в своем селе и сам два года работал рядовым колхозником. Переломным в его жизни стал 1931 г. После того как пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, Пластов бросил полевые работы и целиком посвятил себя живописи. В 1935 г. с успехом были показаны в Москве его картины «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». Их оригинальность и неподкупная правдивость сразу привлекли к себе внимание. Таким образом, Пластов вошел в советское искусство как зрелый художник, в совершенстве владеющей техникой живописи. Широкая известность пришла к нему в 1938 г. после выставки посвященной ХХ летию РККА. Его картина «Купание коней» (1938) была единодушно признана лучшей и сразу отнесена к числу классических произведений советского социалистического реализма. В 1939 г. на выставке «Индустрия социализма» Пластов представил другую свою большую картину «Колхозный праздник», на которой была изображена многоголосая, ликующая под портретом Сталина толпа односельчан. В 1940 г. Пластов написал четыре акварели к книге «Краткий курс ВКП(б)». В том числе такие известные, как «Премирование коровой», «Выборы Комбеда» и «Запись в колхоз».
В годы войны художник создает картины «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут», «Один против танка». Но в целом батальное направление в его творчестве развития не получило. Тема войны, как всенародного бедствия, была решена Пластовым по-своему. Одно из самых сильных полотен той поры – картина «Фашист пролетел» (1942). Оно поразительно своим лаконизмом и вместе с тем многозначностью образов. На картине – золотая пора уходящей осени. Ветер сгибает тонкие стройные стволы молодых берез, роняющих пожелтевшие листья. Небо заволокло рыхлыми облаками, за пологим долом расстилается тускло-зеленоватое озимое поле. На горизонте еще различим таящий силуэт самолета, только что пролетевшего над этим полем. На переднем плане – опушка березовой рощи, по которой испуганно бродит растерянное стадо. Среди поблекшей и пожелтевшей травы распростерлась на земле хрупкая фигурка убитого пастушка и рядом с ним несколько застреленных коров - мимолетные, случайные жертвы большой и страшной войны. Рядом одиноко воет собака… В следующем году Пластов пишет другую картину из жизни военной деревни – своих знаменитых «Трактористок» (1943-1944), на которой две молодые женщины поспешно раздеваются перед тем как окунуться в небольшой пруд. В стороне стоит работающий трактор. Картина пронизана бодростью, полна солнца, радости и образно говорит о неувядаемой молодости и силе жизни.
Летом 1946 г. на Всесоюзной выставке, посвященной победе в Отечественной войне, художник представил две свои картины – суровую «Жатву» (1945) и изумительный по яркости красок, буквально ошеломляющий своим травным цветением «Сенокос» (1945). За эти картины он получил Сталинскую премию.
http://proza.ru/2012/06/20/257
http://proza.ru/2012/06/19/2062
В начале 50-х гг. Пластов пишет ставший теперь хрестоматийным «Ужин трактористов» (1951), весь напоенный светом и воздухом, и свою, быть может, самую знаменитую картину «Весна» (1954) (http://proza.ru/2012/06/20/262).
http://proza.ru/2012/06/20/266
Лучшими творениями позднего Пластова считаются картины «Полдень» (1961), «Бабье лето» (1964) и «Мама» (1964). Умер художник в мае 1972 г.
Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100
Свидетельство о публикации №212062000319