Застрявшие в 80-х

Конец апреля 1986 года. Украина, где- то под Белой Церковью. Ночь.  Штаб полка гарнизона ВВС СССР. На втором этаже – святая святых  – знамя. У знамени, в почетном карауле, молодой боец. Никого нет, поэтому он чуть расслабился. Карабин у стены, гимнастерка расстегнута, его клонит в сон.  Раздаются глухие шаги по лестнице. Боец встрепенулся, схватил карабин.
- Ладно, Лёнь, не мандражи. Это я , Вахтанг.- раздается с лестницы.
На второй этаж поднимается разводящий караула, подходит к тумбочке:
- Слазь, поговорим. Всё равно никого нет, скукота.
- Вахтанг, если я сойду – то сработает сигнализация.
-  Дай сюда СКС.
Разводящий берет оружие, прикладом упирает в подставку тумбы, стволом в чуть заметную выемку стены:
- Все, слезай, Лёня.
- Ну, ты даёшь!
- Послужишь с моё – ещё и не то «дашь».
Боец сходит с тумбочки, садится на корточки рядом с сержантом.
- Лень, а чего ты такой правильный, а?
- Я? Я не знаю…
- Ладно, забудь. Просто добрый ты очень, здесь так долго не продержишься. Понимаешь, ты не студент уже , ты- боец, дух, молодой. Понял?
Боец утвердительно мотает головой.
- Хорошо ,что понял. Теперь говори , что думаешь о вступлении в ряды КПСС, что я тебе предлагал?
- Вахтанг…Я не знаю, я не решил ещё..
- Давай хвостом не виляй, говори как есть.- разводящий достает пачку сигарет «Кiев». Закуривает сам , дает караульному.
-  Вахтанг, вот скажи мне , зачем нужна Ком. партия? Сейчас у нас в стране все понимают, что социализм – лучший строй в мире. По другому, как жить можно? Даже представить себе никто не может.  Населения у нас почти триста миллионов. А в партии – двадцать. А другие же в душе тоже коммунисты. Какая разница - партийный или беспартийный?
- Вот об этом я тебе и говорю – дурак ты, слишком доверчивый… Кто тебе что наплел?
Где ты коммунистов видел у нас в стране? Карьеристов – море, а коммунистов – мало, настоящих коммунистов. Ты думаешь, это для так сказали, про руководящую роль партии? У капитана нашего дома был?
- Ну, был.
-Не нукай, рядовой, отвечай как положено! – сержант начинал злиться.
- Был, товарищ сержант.
- Сколько пар химзащиты ты видел? Много? И это коммунист, ты хочешь сказать. На парт. собрании его уже к стенке ставили, а ему на все начхать. Потому, что нельзя коммуниста из рядов выгнать- пятно будет на весь округ. Теперь, понимаешь, о чем я тебе говорю?
- Но, я то тут при чем? Я же ему воровать не помогал.
- Ты, придурок, слушай сюда! Если не поймешь, о чем я сейчас- закончишь жизнь на помойке. Тебе же , дебилу, полковничью дочь подкладывали. Потому, что ты москвич. Потому что студент. Чего же мне, получеченцу из аула, никто ничего не предлагает? И это справедливость?
Теперь взъерепенился молодой:
- На помойке? Нет, стой, на помойке ты говоришь? У нас никто не живёт на помойке, не для этого наши деды гибли во время войны! У меня дед погиб! Ради чего? Чтобы такая сволочь, как ты , мне сейчас про нашу страну сказки заливал? Да, есть люди и плохие, я ничего не говорю. Но никого подкладывать под меня не надо! Не надо!  С Ленкой я просто дружу. Потому что девчонка добрая…
- Всё, хватит!!!..... Бери ведро и топай за водой. И дверь не забывай закрывать- не ровен час проверяющий заявится. Я здесь постою. Иди.
Рядовой спустился вниз, взял ведро, и сильно хлопнув дверью, вышел на улицу.

Москва, Киевский вокзал. Шум поездов, гомон толпы, порхание голубей под сводами.
У левой стены сидит мужчина лет семидесяти на вид, хотя ему нет и полтинника. На нем фуфайка защитного цвета , за пазухой – котенок.  Бомж он и есть бомж. Из соседнего киоска с дисками раздается мелодия : «Мен, ху воз….».
«Где идеалы нынешнего поколения?- продолжает думать мужчина. – И вот этот мальчишка – наркоман, спившийся и скурившийся, и есть их идеал? Обозвал свое творчество эпатажным «гранж», и что? А кто сейчас помнит, что он перепел все и вся? Даже эта песня не его. Её спел Девид Боуи лет на пятнадцать раньше. Кто это помнит? Что они помнят? Что они знают? Кто эти люди?»

  Ведро встало точно под счетчик Гейгера.  Не прошло и десятка секунд, как счетчик запищал. Замигали и забегали зелёно- красные лампочки.
  Рядовой выбежал из дежурки:
- Товарищ сержант, товарищ сержант! Вахтанг!
- Что там?
- Иди сюда скорей, здесь что-то не так.
Сержант бегом , перепрыгивая через ступени, спустился вниз.
- Вахтанг, смотри, что творится.
-Ну и что? Ты в штаб дивизии сообщил?
- Когда?
Сержант бросился к телефону , нажал кнопки коммутатора. Что- то говорил. Размахивал руками. Через несколько минут опустил трубку и с удивлением и непониманием уставился в пол.
- Товарищ сержант, разрешите обратиться. – прервал молчание рядовой, - Ну, что там?
- Ничего,- обреченно выдохнул сержант,- учебная тревога. У нас в аптечке йод есть?

   1991 год. Поезд «Симферополь – Москва».  Открывается дверь купе и появляется фигура мужчины лет под тридцать:
  - Разрешите?- обращается он к сидящему за столиком пассажиру.
  - Конечно, конечно, просим пана до нашегу столу. – улыбается пассажир.
Мужчина стоит в нерешительности, вглядывается в лицо случайного попутчика. Через несколько секунд:
- Микола, Чабров, ты ли?
- Леонид?
- Узнал, черт тебя возьми… - крепкие дружеские объятия.
- Ну, садись, давай хакнем, Ленька. А у меня коньячку Кивского припасено, для настоящих чиловекив.
Слово за слово, воспоминания о былом.
- Ну, ладно, Лёнь, ухватит о былым, шо щас то у тиби?
- Да, нормально, все. Женат, на Ленке то я все-таки женился. Уехали ко мне. Ребенка родила, сейчас дома.
- Да ты що? Ну, привит её охромный, а с работой как. Преподаешь? Сеишь разумно о добро малюкам?
- Нет, я в аспирантуре. Сейчас на защиту предварительную мотался, в другой институт…
Коля, Коль, что с тобой…. – мужчина кладет руку на плечо попутчика- сослуживца.- У тебя…. семья ….есть?
Микола поднимает глаза . В них застыли с трудом сдерживаемые слезы. Микола совершенно лыс, нет даже ресниц.

  Перед бомжом тарелка. В ней разноцветьем играют купюры энного достоинства, искрится наваленная мелочь. Старик с удивлением смотрит на эти бумажки , он не понимает , да и не хочет понимать, что это такое:
«Кто поставил эту тарелку? Что эти люди знают о Махатма Ганди? О сопротивлении ненасилия? За кого они меня принимают? В их глазах только деньги. Неутолимая и ненасытная жажда дорогих машин, корпоративов, половых партнеров и  удобной мебели. Что сделали с нашим народом? Гитлер готовился споить  и низвести до состояния животных русских за пятьдесят лет. Наше же правительство, правительство  предателей и хапуг, разворовала страну и развратила народ за двадцать , как всегда опережающими темпами. Кто в этом виноват? А мы сами  и виноваты! А конкретнее – моё поколение, и я …Почему я тогда не выступил на собрании? Почему не написал письмо в политбюро? Побоялся? Нет, не побоялся. Просто, пока одни  трудились на благо Родины, другие, тупые , бездарные и бессовестные, прикрываясь красивыми словами о перестройке, растащили страну на мелкие кусочки, уничтожили то, что строили десятилетиями.»

Поезд продолжал мирно стучать колесами . Из динамиков лилась успокаивающая мелодия. Неожиданно музыка прервалась – экстренный выпуск новостей:
  - Мировая пресса продолжает комментировать решение лидеров советских союзных республик, принятое в Беловежской пуще. Как сообщает «Франц пресс»….
- Коль , ты это слышал? Чем они там думают? А? Кто там вообще собрался? Перепились все, и наворотили черт знает что. Кто это в серьез принимает? Но слово не воробей, вылетело -  теперь, позоримся на весь мир…Августа мало было???
- Ты, думаешь, Лёнь, все это болтовня?
- А ты думаешь - нет?
- Не знаю, Лёнь. Не знаю. Уж больно все сильно продуманно. – Микола перешел на чисто русский.
- Что продуманно? Думаешь, у нас в стране, в великой Советской стране все уже спились? Ещё достаточно здравых и здоровых сил, что бы удержать страну от развала! Когда объявили о беловежских соглашениях, вся интеллигенция России  , и не только, на дыбы поднялась! Да, кто же им даст, страну то развалить? Сметут к чертовой матери!!!
- Ладно, сметут, где же вы, интеллигенция,  в августе были? … Садись, давай ещё по одной.


Март 1996. Киевский вокзал. Море беженцев из республик. Как говорится, яблоку упасть негде. Кто- то куда –то спешит. Кто- то просто стоит и непонимающе водит головами по сторонам - « Где  мы? Что с нами?»
  Кавказец сидит на чемодане у ларька со свежей прессой. Руки обхватили почти лысую макушку. У него ничего нет. В кармане последние пятьсот рублей… Поднимает глаза.
Через привокзальную площадь пытается протиснуться мужчина средних лет. Одет хорошо. Выбрит. Русский. Что- то знакомое… Кавказец ещё не верит себе:
- Лёня, Леонид! – Кричит во всю глотку. Машет рукой.
Мужчина останавливается, вертится во все стороны, пытаясь понять, кто его зовет. Кавказец хватает чемодан ,и , не переставая кричать., продирается к мужчине.
- Боже! Боже мой, Вахтанг! – мужчина протягивает руку, помогает сослуживцу выбраться из толпы. – Какими судьбами? Как ты здесь оказался?
- Лучше не спрашивай…
Железная дверь беззвучно распахнулась. На пороге стоял Леонид с незнакомым мужчиной.
- Привет ,Ленусь, а я не один!
- Добрый вечер. Вижу, что не один. Может, представишь сначала?- Лена с интересом разглядывала кавказца.
-А то не узнаешь? Ну, посмотри, повнимательнее. Ну? Ну!!!
- Вахтанг?!!
- Приветик, хохлушка!- Кавказец поставил чемодан, раскрыл объятия. Ленка бросилась к нему… Застолье…
  Через два часа Лёня беседовал с женой на кухне:
- Слушай, Лен , ему жить негде. Может, он у нас останется? Думаю, дети в зале смогут жить.
- Лёня, о чём ты говоришь? Конечно, останется. Не на улицу Вахтангу же. Ну, так получилось. Кто мог подумать? Никто не застрахован. Пусть остаётся.

  Через пару месяцев Вахтанг прибарохлился. У него появились деньги. Еще через пару – купил новенькую иномарку. Как –то вечером  Лёня принес неизвестно откуда бутылку «Наполеона». Пригласил к столу.
- Лёнь, я у тебя деньги брал. Вот, отдаю. – после первой Вахтанг протянул собеседнику крупную пачку баксов.
- Перестань, ты что? Встанешь на ноги- отдашь.
- Лёнь. Если у меня есть что отдать,- я отдам.
- Слушай, а откуда у тебя столько денег?
- Лучше тебе не знать.
-Да нет уж, Вахтанг, завели разговор , так говори.
- Давай по второй?
- Давай!
После того, как Вахтанг поселился у Леонида, ступор первых дней переселения в другую страну прошел. Он занял у друга денег. Дал объявление в газетах: « Ищу русских беженок с Кавказа.». Терять ему было нечего – семья погибла. Денег и перспектив – никаких. Снял квартиру. Поселил девушек туда. Открыл «дом терпимости». Кто не хочет – иди на улицу. А у женщин вообще ничего не было, некуда идти. Разве, что в ментовку, где их никто без прописки и слушать не хотел. В общем, дела пошли на лад.
Леня сидел хмурый:
- Знаешь, что, Вахтанг, все это не правильно. Не должно так быть. Не ради этого мы должны жить.
- Как был ты, Лёня, дураком, так и остался. Скажи спасибо, что Лена рядом с тобой. Ты хоть знаешь, через чего  я прошёл?…. Знаешь, что я пережил? … Когда моих детей… в машине… на куски….Ум-м-м.. – Вахтанг схватился за голову. В ней были огненные всполохи, взрывы, крики. - Да мне теперь на все нас----ть, на все!!! И на Россию, и на Москву! Нет меня больше, нет!
-А на нас с Леной тебе не нас---ть?- Леня ,казалось, не слышал, о чем говорит сослуживец. Оба хорошо набрались. - Вот что! –  стукнул кулаком по столу, - Как только найдешь квартиру – тут же уходи!


Сентябрь 2005. ресторан «Голд Цезар». Музыка, приглушенный свет, почти обнаженные танцовщицы исполняют арабские танцы. Посиделки кавказской диаспоры. У одного из присутствующих звонит мобильник:
- Вахтанг слушает.
-  Вахтанг, это Лена.
- Какая Лена? Алле, девушка, вы пропадаете!- смотрит в сторону соседа по столу.- Лена какая-то…
- Да, Вахтанг. Ты меня слышишь? Это жена Леонида…
- Лена, Леночка!!!- Кавказец вскакивает с места. – Где ты? Почему не звонили? Что с вами? Лена, не пропадай ради Аллаха, милая, что с вами?
- Вахтанг, мне нужна твоя помощь.
- Через полчаса, на Киевском. Сможешь?
- Да, конечно.
Кавказец чуть кланяется присутствующим, кому-то жмет руки, направляется в сторону выхода. Его догоняет телохранитель:
- Вахтанг Михайлович, через сорок минут подойдут клиенты…
- Да и хер с ними! Дай ключи.

Темнеет. К вокзалу подкатывает старенькая «шестерка». Ещё на ходу открывается дверь водителя:
- Лена, Леночка…
- Вахтанг!- женщина подбегает к кавказцу, утыкается в плечо. Затем снимает с  чуть поношенного пиджака пылинку, рассматривает недоверчиво  машину:
- Вахтанг, ты что …. Разорился?
- Да нет, да , просто умнее стал. Говори же, что случилось?
- Лёню опять с работы выгнали… Я уже устала.
- Э, что такое, я же его в такое место устроил. Опять кричал, что всю страну растащили?
- Да.
- По морде кому дал?
- Ну, ну… Ты же его знаешь.
- Кому?
Лена молчала.
- Что, Алику? Э-э-э, этого ещё не хватало! Где он?
- Дома, пьет сильно.
- Садись, поехали.

Бомж кормил котенка с ладошки. Только котенок был для него действительно  важен. Мужчина, рожденный в свободно и великой стране, так и не смог смириться с рабством. Рабством денег и  желчи. Он не хотел жить в этом мире, и это был не его мир. Он не хотел вкалывать и горбиться на толстосумов, которые , в свою очередь , вкалывают на других толстосумов, поругавших его прошлое и прошлое его Родины. Он был , есть и умрет свободным. Он умрет коммунистом, в истинном, правильном, человеческом значение этого слова. Над ним все смеялись, его никто не понимал и не воспринимал всерьез. Даже нынешние члены нынешней КПРФ крутили вслед у виска. Да, и пошли они все!
К бомжу подошел импозантный  хорошо одетый мужчина кавказской внешности:
- Хороший котенок. Привет, Лёнь
- Здравствуй, Ваха.- в глазах старика была пустота, они ничего не выражали.
- Лень, кончай мозги делать, возвращайся домой, а? У тебя же голова золотая, ты же доктор наук. Поехали ко мне в ресторан, посидим, поговорим… У тебя же семья. Дети.
- Отстань, Ваха, я свою жизнь прожил. Перед детьми все обязательства выполнил. А это не моя жизнь, не моя. Дай мне жить, как хочу! Дай , хоть сдохнуть как человеку!!! Нет у меня больше ни дома, ни семьи, ни страны. Всё у меня украли эти сволочи, всё!!! Да пошли вы все!!!- бомж закрыл голову руками, уткнулся в котенка и засопел.
- Ладно, Лёня, ладно. Подыхай себе на здоровье, гни тут заживо. Только Ленка там с ума сходит .Ты что с ней делаешь? Слышишь???- кавказец схватил русского за воротник, сильно встряхнул.- Ты что думаешь, я всё забыл? Нет, Лёня, я все помню. Только сопли не распускаю. Мы ещё за всё отомстим, отомстим! Всё можно исправить. Жить надо. Жить!!!  Ну, вот так-то. Вставай. Дай котенка мне. Как его зовут?


Рецензии
Одно из немногих вещей на этом сайте, которые поразили.
Узнаваемо и горько.
Удачи!

Владислав Крюков   16.03.2014 10:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.