Черный квадрат

 
     Когда я впервые увидел эту картину художника 20 века Казимира Малевича, то не принял ее за картину.   Я тогда подумал, что это какой – то атрибут выставки, не стал даже читать, что было под ней написано.    Только чрез несколько лет я прочитал о «Черном квадрате», то ли в газете, то ли в журнале.    Оказалось, это не только картина, а еще и «шедевр» искусства.  Глядя на этот  квадрат, я видел, что это действительно квадрат, но что передо мной шедевр искусства, я тогда не признал.   Какой же это шедевр, если и я, совсем не художник, нарисовал бы точно такой же квадрат.   Позже я читал, что я не одинок в таком мнении о картине Малевича.   Многие зрители, оказалось, очень даже возмущались глядя на эту картину.    Но что там мы - зрители, если даже известные художники не могли определить и спорили, да и сейчас спорят все же о том, что же Малевич хотел выразить этим своим созданием.
 
     Хотя я и не художник, а свое мнение о «Черном квадрате» хочу высказать.   Это мнение человека, прожившего в 20 веке 75 лет, а это, как говорится, вам не шутки.   Так вот, я считаю, что картину «Черный квадрат» все-таки можно назвать шедевром. Только не шедевром искусства, а предсказанием предстоящих в ближайшие годы  совсем не светлых событий в мире и, главное, в нашей многострадальной стране.
   
     Если писатель, обладающий даром ясновидения, или хорошо знающий историю нашего бытия, то такой писатель предполагаемые им события выражает словами.   Таким писателем, я считаю, в России был Федор Михайлович Достоевский.    В конце 19 века великий русский писатель Ф. М. Достоевский написал истинно пророческие слова: «Безбожный анархизм близок – наши дети увидят его.    Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в казармы и стойла, зальют мир кровью и потом сами испугаются».   Всё это и случилось в мире, а страшнее всего в России, в прошлом веке, в самом жестоком веке истории человечества.
   
     Конечно, с предсказаниями писателя Ф. М. Достоевского, выраженного понятными словами, всё ясно.   А вот с картиной «Чёрный квадрат» - сложнее.    Конечно, «Чёрный квадрат, - футуризм.    Впервые этот квадрат появился в 1913 году, как декорация к опере футуристов: «Победа нал солнцем».    Тоже к месту такая чернота без солнца.    Известный критик того времени Александр Бенуа после выставки 1915 года назвал «Чёрный квадрат»: «…иконой, которую футуристы ставят взамен Мадонны».
    
     А я согласен с Андреем Хрусталевым, который в «Комсомольской правде» в сентябре 2011 года написал: «Чёрный квадрат» у Малевича получился страшным и совершенно оправданным предчувствием ХХ века.    В лике его Мадонны – и сталинизм, и фашизм, и атомная бомба, и озоновая дыра над Антарктикой, и все прочие плоды безоглядной веры человечества в собственные силы.     И как ушедший век, лик его Мадонны мрачен.     Ведь солнце в плену, и больше нет ни лучика».
   
     И если сейчас, уже в ХХ1 веке, по улицам Москвы свободно шагают взрослые дети в костюмах с фашистскими атрибутами, то и сегодня «Чёрный квадрат» Малевича не утратил своё значение, как предостережение.    Так что и сейчас напрашивается  на уличные плакаты, да и в законы,  давно известный призыв: «ЛЮДИ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!!!».
   
     22 июня 2012 года


Рецензии
Да.. В истории человечества было много случаев удивительных пророчеств.
Возможно - и этот квадрат - не ловушка для лохов, а какое-то знамение...

Кузьма Кукин   16.02.2013 21:56     Заявить о нарушении
А вот такое откровенное мнение одного журналиста в Комс. правде:
"...еще находятся дураки, которые пытаются что-то в этом черном
квадрате разглядеть, какую-то философскую подоплеку подвести под
мазню самовлюбленного проходимца". Каждый смотрит своими глазами.

Василий Чечель   18.02.2013 18:10   Заявить о нарушении
Я с этим журналистом солидарен, как, наверное 99процентов здравомыслящих людей.
Считаю, что Малевич со своим квадратом - кумир примитивных, неразвитых...
Но кто его знает... Древние мудрецы советовали сомневаться во всем...

Кузьма Кукин   18.02.2013 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.