Абрикосовое варенье

Вот и дожила я до того момента, когда начала извращаться на кухне. Никогда не говори «никогда» или «это не моё». Совсем недавно я произнесла именно последнюю фразу, на «похвальбу»  однополчанки по флористическому форуму.  Она сказала, что варит абрикосовое варенье с сердцевинкой косточки, а я сказала, что вообще-то  варенья всякие варю, но это, мол, уж слииишком! На это способны только украинские и кубанские хозяйки. Я не такая. Это  не моё!
Агась – не твоё. А куда ты насажала несколько лет назад плодовых деревьев? Ну, понятно, часть урожая с удовольствием уничтожают два «пернатых» друга собачьего роду-племени. Ретривер Уокер разгоняет чау-чау Чака до приличной скорости, «несёт» его впереди себя мощным ходом и…использует, как таран. Сначала эта умная бестия обнаружила, что упавшее ЧТО-ТО с дерева весьма нехудо на вкус, а потом каким-то, непостижимым для меня образом, догадалась, что можно помочь упасть фруктам на землю насильственным путём. Так он поступает с абрикосом и сливой, а черешню и вишню «доит» проще, за нижние, сколько хватает росту, ветки. А ростом, надо заметить, Уокера Бог не обидел. Даже для ретривера он великоват. Что называется, и силой, и умом удался. Широкая натура, в общем. Ещё бы! В холе, в лелее, на свежих помидорках, малинке, абрикосике, винограде…Удивляюсь, как их не перекосомордит от йошты? Смесь смородины с крыжовником – это такая крутая смесь, скажу я вам! Только и радости, что куст неколючий, да цвет у ягоды красивый. А вкус – брррр! Лимон, наверно, легче проскользнёт с языка унутрь. А мои сЭбаки (как их сын называет) – нормал! Кушают и не жалуются на жизнь.
Так вот. Вернёмся к нашему варенью с косточкой.
Народ у нас избалованный, свежие фрукты не доедает, а уж о заготовках и говорить нечего. Но выбросить продукт – не-е-е, нас к такому не приучали. Поэтому каждый год я варю компоты, варенья, желе и даже повидло. Иногда. И всё же настал тот печальный момент, когда все эти «закатки» стали томиться в подвале по два года.
Позавчера совершила очередной «налёт» на улицы города. Хотелось пройти пешочком, да и дела по пути нужные свершить. По дороге назад шла «перелесками», то есть по-над заборчиками, пытаясь укрыться от палящего солнца. Наступая на упавшие жердели, вишню, алычу -  вспомнила, как давно-давно, больше двадцати лет назад, я также гуляла, по этим же улицам с маленьким сыном, в летние дни пребывания в гостях у родителей. И точно также, как сейчас, валялись невостребованные плоды на тротуарчиках. Только в то время фрукты для нас были в диковинку, мои дети даже из компотов съедали всё, тогда как теперь мы проделываем тот же финт, что и большинство местных жителей: водичку – себе в стакан, ягодки – на помойку. Но это теперь, а тогда…
 Как-то раз мы с мамой решили поехать на прогулку с коляской (которую сын просто не переносил – только мои ручки) и набрать алычи на компот. Нет, конечно, и купить её можно было за копейки, но уж очень близко к нашему многоквартирному дому росло частное дерево, с которого никто не хотел снимать ягоды. А они падали и падали, разводя мух. И мы пошли. Спасать чистоту кубанских улиц. Даже ведёрко маленькое взяли. Не асфальт помыть, конечно, а в качестве тары для дара, поднятого с земли даром)))). Мы стали собирать алычу, увлекая этим занятием сидящего спокойно в коляске  (некоторое время) моего Димку. Так бы мы и сделали «уборку» под деревом, оставшимися никем не замеченными, но Дима вдруг устал смотреть на занятие, переставшее для него быть новым и…как это он всегда делал - заорал, без объявлений и предупреждений. Рупор-громкоговоритель этому ребёнку был ни к чему. Да, и сейчас тоже… На его рёв выскочил из перекособененной турлушной хатки полупьяный дед и таким отборным материнским словом стал рассказывать нам содержание статьи УК о хищении в особо крупных размерах, что мы даже не стали пытаться доказывать то, что помогаем ему избавиться от мух, да и вообще…Пожалел грудному ребёнку не особо крупный фрукт. Да и какой там не особо крупный? Так, маленькая жёлтенькая кислая фигня! Обойдясь без взаимообратных выражений, мы вывалили аккуратной кучкой под дерево «наворованное» добро, мама покатила пустую коляску, а я взяла на ручки своего пухленького «молочного поросёночка», у которого опа ни в одни готовые трусы не влезала, да голова помещалась только в платочек, повязанный поверх ушей. И все эти телеса пятимесячный малыш умудрился наесть из меня, светившейся в ночи, як утот хвонарик))). И покатилась троица, зноем палимая, стыдом гонимая на «хитрый» рыночек, накупила нормальных абрикосов и вернулась домой. Как-то не сложилось с халявой в нашей семье.Вообще. И с абрикосами, в частности. Традиционно))))
 - Что делать? Что же нам тепЬерь делать? – спрошу я у товарища Чернышевского, которым нас мучали в школе, и которого теперь оттуда победоносным образом для всех детей исключили, слава Всевышнему.
И вот  вчера, лишив последней радости своих четвероногих братьев меньших, я уговорила мужа обтрясти абрикос, дабы хоть что-то интересное из него приготовить. У моих псов не очень маленькие морды, поэтому два плода легко помещаются в их пастях одновременно. И я, при каждом очередном «трясе», при ударе сразу большого количества ягод оземь, взрёвывала: «Нельзяааааа!» - так, что, боюсь, соседи за забором могли подумать недоброе про меня…Ну, это им в отместку))) Вот, за что.
Как-то раз, в две тысяча каком-то начальном году…сижу я спокойно на клумбе, выдираю  своих любимых работодателей - сорняков из земли, вдруг слышу душераздирающие вопли, доносящиеся из двора соседей:
 - Ааааа, сука! Сколько же ты можешь жрать, скотина? Я тебя кормлю-кормлю, а ты всё жрёшь и не подавишься! Гадина *лядская!
- Ого, - думаю, - вот это свёкор у Женьки. Она такая тоненькая, он такой с виду добрый дядька… Неужели она его может объесть?.. Не на внучку же он так?..
А параллельно с моими мыслями включается жуткий звук брандспойта, сопровождаемый такими словами, шо я вам просто не мОжу тут нарисовать!
Не удержавшись, делаю так, как говорю нельзя делать своему внуку, а именно: пригибаюсь очень низко к земле и… подглядываю под забор! И  не удерживаюсь в позе «двойное зю», падаю и начинаю тихо ржать.
Оказывается, все плохие слова относились не к невестке, не к внучке, да и вообще не к человекам, это дядько Иван травил гусеницу на яблонях. Он её – отравой уж не в первый раз подкармливает, а она «говорит ему спасибо за БАД» и продолжает жрать лист яблони.
Ну, вот, опять лирическое отступление от моих абрикосов…
Собрав урожай, поев столько, сколько в меня влезло, поняв, что до приезда детей плоды не доживут, я решила-таки поизголяться. Над чем? Да не над чем, а над кем! Над собой, разумеется! И знаете? Мне это удалось.
Не дождавшись появления в сети знакомой, которая варит такое блюдо, и, наверняка, обладает опытом в этом деле, я пошла обходным, самым коротким современным путём: в поисковую строку своего браузера. Так и написала: абрикосовое варенье с косточкой. Чудо-рецептов оказалось немало. Выбрав самый первый, прочитав, сохранив, на всякий случай, рецепт в своих документах, я отправилась на кухню.
Боялась, что не выдавлю косточки аккуратно. Фигня! Легко! Главное - палочка для суши у меня была. Думала, побью косточки  "на раз" - агась! Ещё раз. Била баба, била - всю кухню уделала скорлупой, косточки почти все в дребезги, ядрышки, соответственно, тоже. Из оной неудачки я сделала вывод, что первая мысль (без рецепта) была верной, надо было  сначала косточки сварить или, хотя бы, подержать в кипятке. Ну, а дальше...Дальше вообще случилась засада с приготовлением сахарного сиропа, как в том же (ити его) рецепте. Водички - написали там - надо мало, чтоб только сахар не пригорел! Что сказать? Своя мозга подсказывала: «Брешут!»  Мы же в детстве леденцы варили! А карамель-то мне не нужна...Дальше веселее. Извела 3 кг сахара, пыталась его сварить с малым количеством воды. Сварила. Практически карамель. Как же эту карамель в абрикосы? Ну, влила, измудрилась. Но! Сироп на моих глазах стал превращаться в леденец! Ёлы-палы! Бег с препятствиями – это моё всё! И похоже – на всю жизнь завещанный кем-то свыше. Первый рывок – в подвал за огромным алюминиевым тазом, так как тот, что уже используется, явно, не выдержит добавления жидкости поверх той, что уже есть. Второй рывок  в ванну, так как новая посудина не вмещается в раковину на кухне. Помыли-почистили, жуков-пауков отправили в длительное путешествие по водопроводу и канализации, вернулись на кухню, а там…А там, извините, процесс кристаллизации не заставил себя долго ждать и нагло начался! А я? А что – я? Я, как дурра, вооружившись деревянной лопаткой, стала отдирать могучие сахарные кристаллы от стенок эмалированной миски. Но про абрикосы в рецепте (том самом, из современности) сказано, что процедуру вливания и выливания сиропа нужно повторить 3-4 раза, при этом варить только сироп, а плоды – ни-ни! Вот радость-то! «…Вылейте сироп из абрикосов и скипятите его снова!..» Какая прелесть! Вылейте! А вывалить не пробовали? С малым-то, не пригоревшим, количеством воды?..А я пробовала! Классически – не пропёрло! Попытавшись, не вредя абрикосам, с уже засунутыми в них обезоруженными косточками, удерживая на весу маленький таз над большим, я стала аккуратно, деревянной ложкой, перекладывать «из порожнего в пустое». Занятие не для особо одарённых, то есть, в самый раз, для таких, как я - Мань Баночкиных! Поскрежетав с десяток минут кристаллами на стенках миски, я поняла, что настал звёздный час моей любимой, никем не победимой, помощницы и соратницы – белочки! И только было я призвала на «хелп» ещё и родимые слова, как вдруг, окно на кухне стукнуло, чуть не выбив из моих рук не толькол лопатку, но и успевший уже подхватиться нож, брякнуло…И…с небес каааак полилось! А потом кааак грохотнуло! Кааак сверкнуло!!! Ёоооо! А у меня окна везде открыты. Забег, с перерывом на мирное соскрёбывание сахарных кусков, продолжился. Побросав nakch всю посуду, при этом умудрившись не уронить ничего, я понеслась на второй этаж закрывать окна. Вернувшись, поняла, что белочка моя испугалась не меньше моего, затихла где-то и стала наблюдать за мной, не знаю, откуда (подозреваю одно местечко, конечно), что же я буду делать? ГЫ. Я буду теперь слушать свой РАЗУМ, а не выполнять рецепты каких-то там новоиспечённых рецептёров. Словом, абрикосы я нежно ложечкой переложила в большой таз, в то, что называлось сиропом, долила горячей воды, мужественно всё это растворила, поставила на плиту и стала варить обычным «дедовским» (почему-то, в нашем языке только слова материнские, а способы все дедовские, хоть и выдумали их, зуб даю - бабки) методом. А именно: на мэдленном-мэдленном огне довела до кипения, сняла пеночку, охренительно пахнущую не только абрикосами, но и миндалём, отставила и дала остыть. Потом ещё разок проделала процедуру. А потом ещё разок. И всё, собственно. По банкам. На медленном огне очень долго приходится ждать, когда же закипит сироп. Уйти нельзя – испортишь огромное количество продуктов. Поэтому приходится стоять и тупо время от времени помешивать деревянной ложкой или лопаткой. В такие минуты у меня начинает остывать от суеты голова, а мозг начинает работать. Старею я, стареют и мои мысли. Всё меньше в них свежих идей, всё больше воспоминаний.
Вот, вспомнилось. На прошлой неделе приезжал в гости внук. Ему уже четыре с гаком. Умён, сообразителен, внимателен. И хитёр, чертяка!
Я варю вишнёвое варенье. Таким же «вялотекущим» образом. Серёжка зашёл на кухню, увидел таз на плите и спросил:
- А что это у тебя?
- Это я варенье варю.
- А бабушка Наташа (моя сватья)* тоже варит варенье.
- Тоже вишнёвое?
- Не знаю!
- Как же ты не знаешь? Сейчас можно варить вишнёвое или клубничное. Чем пахнет-то Наташино варенье?
- Клубникой!
- Понятно! Значит, она варит из клубники, а я из вишни!
- Да-а-а! А все бабушки умеют варить варенье?
- Не знаю, Серёженька. Но мне кажется, должны уметь все. Какая же это бабушка, если варенье не умеет варить?
- Да-а-а!..Бабушка, а ты пойдёшь со мной во двор в футбол играть?
- Конечно! Вот, сейчас закипит ягодка, я её отставлю остывать, и мы с тобой пойдём.
- Да-а-а! Бааабушка! Как я тебя люблю! Я так соскучился! А бабушка Наташа не играет со мной в футбол. И в компьютер не играет. А ты поиграешь со мной в «Зелёную Луну»?..
И тут я начинаю призывать на помощь все свои педагогические навыки, чтобы увести разговор от компьютерной игры. Нет, я не злостная фрекен Бок, я играю с внуком и на компьютере. Но для этого есть дождливая погода, зима… И я говорю:
- Нет, Серёж, в «Зелёную Луну» мы с тобой сегодня играть не будем. Чего это мы такую хорошую погоду будем тратить на просиживание штанов? Для этого есть плохая погода.
- Ммм…А когда дождь пойдёт, мы будем с тобой играть в «Зелёную Луну?»
- Конечно. Но пока солнце, пошли на улицу. Давай, неси мяч.
И мы пошли во двор. Собаки нам радовались, как дети. Мы были веселыми и смеющимися!..
А дед (ну, персонаж из способов) мыл уже примерно пятый час... свою машину. Всегда удивляюсь и думаю, что, слава богу, у него не КАМаз. Но ведь знаю, что как намоет своё авто, так дождь соберётся…Не выдерживает природа столько испарений в одном месте! Поэтому, когда запыхавшийся ребёнок вдруг решает пригласить в игру деда, я говорю:
- Ну, пойди, попробуй его позвать. Может, дед и согласится. И скажи ему, мол, дед, если будешь так долго мыть машину, дождь пойдёт!
- Чо?..
- о-О! – подумала я, не успев прикусить язык. Ну, теперь остаётся проверить память и сообразительность внука. Долго ждать не пришлось.
 - Не, бабушка! Я не пойду! Пусть дедушка моет машину. А мы с тобой сейчас поиграем и пойдём в «Зелёную Луну». Да?
В общении с детьми и их воспитании нужно быть правдивым и последовательным. Это я не из умных книжек черпаю, я, к стыду сказать, вообще очень мало читаю. Это я из собственного опыта. Никто не знает лучше, что нужно ребёнку, чем тот человек, который с ним проводит бОльшую часть времени. И никто не обладает бОльшим авторитетом для ребёнка, чем тот же самый человек. Это так. И никому другому не будет подражать так сильно ребёнок, как тому же  человеку. Если этот человек с улицы – то это всё ему. Если это учитель – то он и «творец» личности. Если это мать – то она непременно всегда будет самым главным человеком, к которому захочет обратиться ребёнок хоть с чем: хоть с помощью, хоть с радостью, хоть с подарком.
И мне, в данный момент не хочется, чтобы ребёнок тратил лето на просиживание у экрана. Успеет ещё! Насидится! Но если действительно пойдёт дождь, я запихну своё «не хочу» в известное место и пойду к компьютеру. Не факт, что это будет только игра, можно и в каком-нибудь редакторе «поработать», одновременно с интересом развивая юный мозг.
Но пока дождя нет, я постараюсь, чтобы мой внук оставил о своём детстве воспоминания, связанные не только с неживыми, хотя и умными, играми, но и с запахом скошенной травы и мяча на ней. Укатившегося и нагло захваченного Уокером. Чтобы ребёнок скучал по бабке, которая, может, и не купит дорогую игрушку, но уже если возьмётся играть, то будет это делать «по-чесноку», как в собственном далёком детстве. Что может быть дороже живого искреннего общения? Дети очень чуткие. Их на мякине не проведёшь, как ни старайся.
…Вот, о чём мне думалось, когда я стояла над закипающей массой абрикосов в сиропе…
А в промежутках между процессами «вскипятили-остудили» я совершала ещё один забег – в зал, чтобы постучать клавой, ваяя вот эти самые негрустные строки. А может, где-то и грустные! Так а как без того? Вся наша жизнь такая! И мы в ней. С вареньями и соленьями. С сладкими моментами и горькими. И солёными от слёз иногда…Вот, куда завело моё сегодняшнее домохозяйничанье.
Аромаааат!..По всему дому! Только жаль, нет никого. У детей дела, у мужа – пятничная потеха. А у меня – футбол! Евро. Сегодня немцы с греками играют. Наши грекам проиграли. И это было…гораздо более постыдным зрелищем, чем то, как я гоняла абрикосовые «мячи».))))))


Рецензии
Понравилось!
С приобретением опыта! Вас поздравляю!
С уважением, Виктор

Виктор Перепёлкин   01.08.2012 08:47     Заявить о нарушении