Впечатления от Сальвадора Дали

После возвращения  из Владивостока в Большой Камень, несколько ночей мне снились сны, вернее обрывки снов. Еще вернее, сны были не моими, а скорее – эпатажного и великого гения сюрреализма.
Когда мне сказали, что во Владивостоке в настоящее время проходит выставка шедевров Сальвадора Дали, я, поначалу, не поверил. Думал – шутка. Но оказалось все серьезно. Можно сказать, что Владивостоку повезло. Не часто выпадает возможность принимать у себя выставки подобного уровня. Приморское Краевое Отделение Союза Художников  сумело договориться с известным коллекционером из Екатеринбурга – Александром Шадриным, у которого самая большая частная коллекция Дали в России, и выставить для показа подлинные скульптуры и графику Сальвадора Дали. Относиться к творчеству Великого Мастера можно по-разному, но знают его все. Это невозможно отрицать, ведь Дали «разошелся по цитатам», дал толчки и базу для различных направлений в мировом искусстве. Тем более удивительно, что людских очередей на улице при подходе к Дому Художника, не наблюдалось.
Хочу сказать, что видеть подлинники великих мастеров – это не одно и тоже, что смотреть на экран телевизора или на репродукции. По мощи восприятия, эстетическому удовольствию – это несопоставимые вещи. Находясь в выставочном зале, рассматривая шедевры, я не верил самому себе, что нахожусь рядом с подлинными произведениями Дали. У меня просто захватывало дух. Конечно, основную эмоциональную нагрузку выставки, несут на себе скульптуры. Их можно было фотографировать, но нельзя было трогать руками. Каюсь, я все-таки потрогал «Женщину в огне». Не удержался. Скульптура восхищает. И для этого не нужно было ездить в Испанию.
Открывает выставку бронзовая скульптура улитки, отлитой из одного куска металла, в разрез традиционным методам изготовления. Этот символ успеха вошел в творчество Дали после его  личного знакомства с Фрейдом. Гений сюрреализма захотел рассказать зрителю, что мир устроен так, что твердое и мягкое могут существовать в нем одновременно.
Завораживает триптих «Танец времени». Прошлое, настоящее и будущее. Раньше я видел образы «протекшего» времени только на репродукциях Дали, скульптуры же, благодаря их трехмерности, просто поразительны.
Также, будоражит сознание работа «Девственница и единорог». Наполненная изысканным эротизмом, она все-таки доносит до зрителя высокую мораль. Непостижимо! 
Знаменитого «Космического слона» на телескопических ножках Дали перенес со своих полотен в скульптуру. Трехмерное изображение усиливает ощущение от просмотра, отрывает от реальности и заставляет смотреть на мир другими глазами. Глазами «божественного и гениального», как он сам себя называл Сальвадора Дали.
Из литографий великого Мастера на выставке можно увидеть серии «50 лет сюрреализму», «Человеческие пороки», провидческую работу Дали «Жираф в огне» (предчувствие войны в Испании), «Женщины – цветы» (для балета «Тристан и Изольда» в Метрополитен – опера». Перечисляю, а у самого мурашки по коже – это же – шедевры Мировой Культуры!!! Лично меня просто поразила работа «Кронос, поедающий своих детей». Не буду описывать свои чувства, но скажу, что любое произведение Дали несет в себе бездну информации, которую каждый считывает только для себя. У каждого человека свой уровень подготовленности и восприятия.
С выставки люди уходили, испытывая разные ощущения: любви, ненависти, негодования или радости. Я думаю, Дали был бы доволен – именно такие задачи он и ставил для себя – заставить людей чувствовать. Он всегда творил для души – для своей и для нашей.



                2012г.              Сергей Замараев.


Рецензии