Мой Цой

С большой помпой отмечается юбилей Цоя. Мне трудно судить, как сам юбиляр отнёсся бы к этим торжествам, концертам симфонической музыки и дискуссии на тему "Место В. Цоя в культуре второй половины 20 века". И прежде всего потому, что невозможно представить 50-летнего Цоя. Он сохранил тот образ молодого-задиристого, с которым вышел в жизнь и последующую стадионную ротацию, хорошо это или плохо, это вопрос уже к нам, а не к нему. Я в своё время с большим удивлением узнал, когда появилась какая-то информация, помимо собственно песен на кассетах, что Виктор Робертович практически мой ровесник. Теперь уже нет, конечно.

Все разговоры о Цое обходят очень важную, на мой взгляд, тему, без которой невозможно уяснить феномен "последнего героя", а он в корне отличен от самого автора песен, хотя и строился на присущей этим песням образности и заложенном в музыке героическом посыле. Там это было изначально, просто на первых порах поливалось портвейном и сдабривалось иронией, а впоследствии оба компонента слегка придушили. Когда за дело взялись специфические механизмы.

Почему-то не принято говорить о том, что группа "Кино" в своей последней инкарнации, после ухода Саши Титова, была прежде всего успешным продюсерским проектом. И создавали его уже не любители (Тропилло и Ко), а профессионалы, и носило это, как всегда в России, а тем более в 90-е, мафиозный характер. Серьёзные айзеншписы вывели Витю на стадионы, и он, кстати, сам на это пошёл. Выбор был сделан между своей аудиторией, которая немногим отличалась от реального Цоя, и той публикой, которой уже был нужен "герой", то есть нечто сделанное и грамотно упакованное. Все через этот выбор проходят, как, например, The Beatles в своё время, и нужно решить, чего ты хочешь: петь, играть или писать стихи для 10 понимающих и близких по духу, или продавать себя большим тиражом?

А "Кино" вышло такое интересное, что на нём по сей день кормятся, и ещё долго будут. Это при том, что позднее творчество группы за рамки героизированной поп-музыки выходило уже крайне редко. А разговоры о вкладе Цоя в культуру, как мне кажется, возможны разве что с приставкой "поп" перед словом "культура". Брюс Ли внёс вклад в культуру 20-го века? Несомненно. Вот и Виктор Цой тоже.

При всём при том, я продолжаю любить Цоя. И не только как часть моей молодости. Цой отвечает потребности в здоровом и правильном пафосе, а эта потребность никогда не иссякнет. Цой жив.


2012.

NB. В разделе "Эссе" есть эссе "Кино". Если покажется, что "Мой Цой" суховат, там можно "размочить".


Рецензии