Мачеха

   Мне вспомнилась эта давняя история после программы новостей.
Речь шла о рассорившихся двоюродных сёстрах , не поделивших одного любимого.
 В этой же истории всё сложилось гораздо хуже…

   Познакомились мы с героиней моего рассказа на работе. Я работала  энергетиком в строительном управлении, она – мастером отделочного участка в этом же управлении. Коллектив ИТР управления был небольшой и все друг друга знали. Нам с Зинаидой  приходилось, чуть ли не ежедневно, встречаться по работе, ведь отделочники и электромонтажники  работают на строящихся объектах параллельно. Муж Зинаиды работал начальником автоколонны, с ним мы тоже были знакомы - встречались на общих планёрках, собраниях и нечастых праздниках. Звали его Валерием.
Так, обычная семейная пара. У них было два сына - пятилетний Павлик и двухлетний Вова, которого Зина называла Вовутя.  Ничем особенным Зинаида не отличалась от других моих знакомых женщин, разве что была несколько сварлива. Возможно, такой она была только на работе, ведь друзьями мы не были и близко общались  только в рабочей обстановке. Но как-то так сложилось, что близких подруг у неё  не было вообще, да и подчинённые не очень-то жаловали своего мастера.

   В нашем немноголюдном трассовом посёлке жизнь каждой семьи была на виду у всех.Тайну сохранить было невозможно, всё и обо всех очень скоро становилось явным...
Где-то в  начале лета по посёлку прошёл слух, что Валерий привёз свою семилетнюю дочь…
Зина ни о чём не говорила, но характер у неё стал ещё более нетерпимым, она начала частенько срываться и кричать на подчинённых. Женщины- отделочницы, как известно, народ разбитной и за словом в карман не лезут. Стычки стали случаться всё чаще и чаще.
Как-то после очередной словесной баталии, произошедшей на моих глазах, я решила с ней поговорить. Мы были одни в прорабской.

 - Зина, что у тебя случилось, почему ты стала такой нетерпимой?
 Разве можно так вести себя с людьми?! Ведь они после этого совсем перестанут тебя уважать!- сказала я ей.
Зина какое-то время помолчала, а потом  разрыдалась и сквозь всхлипывания проговорила:

 -Погоди немного, сейчас я тебе обо всём расскажу. Не могу больше носить это в себе!
Немного успокоившись, она начала свой  рассказ:
-Ты слышала, наверное, что Валерий привёз свою дочь, Верочку?
 Только не перебивай меня и не спрашивай у меня ничего, мне очень трудно говорить. Но и молчать больше не могу!
-Да, слышала,- ответила я ей.
Так эта Верочка- моя родная племянница!- с надрывом, почти выкрикнула она.
- Ничего не понимаю,- в замешательстве сказала я, - это же дочь Валерия?!
- Да, дочь Валерия и моя родная племянница!
- она разрыдалась уже в голос.

    Я сидела молча, не в силах переварить эту информацию. А Зина начала говорить взахлёб:
- Понимаешь, она дочь моей родной сестры Валентины и Валерия. Валентина недавно умерла, за ней, не выдержав горя, умерла мама. А виновата во всём этом Я! Понимаешь, я!- она почти кричала, дрожа от возбуждения. Я, я одна во всём виновата!

   Знаешь,-продолжала она,- когда Верочка была маленькой, Валя пригласила меня пожить у них. У меня в то время был очень сложный период в жизни, мой парень, узнав о моей беременности, бросил меня. У меня же- ни специальности- я только должна была идти на преддипломную практику, ни жилья своего. Родителям, конечно, это не понравилось. Они устроили мне скандал. Это сейчас я понимаю, что они были правы. Но я по глупости ушла из дому на квартиру. Денег нет, стипендия маленькая. Я не представляла, как  буду жить. Но Валя с Валерой пришли мне на помощь. Пригласили к себе. Я стала жить у них. Благополучно успела до родов защитить диплом. И через неделю после защиты родила Павлика. Забирали из роддома меня Валя с Валерой.

    Родители меня, конечно  же, простили и стали звать домой. Но мне не захотелось возвращаться в свой маленький городок, да и Валя с Валерой не возражали, что мы с Павликом останемся жить у них.
На то время у Вали уже закончился отпуск по уходу за ребёнком и я предложила ей идти на работу, мол с Верочкой и Павликом буду сидеть я.
Мне ещё до Валиной свадьбы нравился её Валерий… Чем Валя лучше меня?- спрашивала я сама себя. И сама же себе отвечала:- Ничем!
Короче, так уж сложилось, что и Валера начал с интересом на меня поглядывать. И через какое-то время мы с ним стали любовниками…
Я сидела оглушённая её страшным признанием. Хотелось встать и уйти, но Зина умоляюще протянула ко мне руки:

- Не уходи, ну пожалуйста! Выслушай меня!
-Однажды Валя вернулась с работы в неурочное время, продолжала она,- Всё раскрылось. Валя с нервным срывом попала в больницу. Пока она была в больнице, Валера перевёз нас с Павликом на квартиру. Приехала наша мама, она осталась с Верочкой.

   Родители мне не простили двойного предательства- отказались от меня. Так я стала изгоем в своей родной семье.
   Валя после больницы попросила Валеру привезти меня к ним. Состоялся у нас очень нелёгкий разговор. Она сказала, что не может нам обоим простить то, что мы  оба её предали, и попросила, чтобы мы куда-нибудь уехали. Так вот мы и оказались на этой стройке…
Валя же после этого происшествия начала сильно болеть и вот этой зимой умерла.
Мне никто даже не сообщил об этом...
Родители ведь вычеркнули меня из своей жизни. Да и правильно сделали!- давясь слезами, прошептала она.
  Через два месяца следом за Валей ушла мама- сердце не выдержало. Маму я тоже не хоронила.

   Рыдания сотрясали всё тело Зины. Я молча слушала.
-Больной отец не мог один растить Верочку,- продолжала она,- он написал Валере, чтобы он забрал дочь. Вот Валера и привёз домой свою дочь, а мою племянницу.

   Зина какое-то время помолчала, а потом прерывающимся полушёпотом продолжила:

 -Я боюсь, что Верочка узнает, что я её тётя. Она мне никогда не простит смерти Вали! Я не знаю, что мне делать! Я спрятала все фотографии, чтобы Верочка не увидела их!

  Мы какое-то время помолчали. Говорить с Зиной мне не хотелось. Груз  услышанного был слишком тяжёлым. Помолчав, я сказала ей:

 -Не ради тебя, ради Верочки посоветую тебе:
 -Поберегите психику ребёнка! Она не знает, что ты её тётя, вот и пусть считает тебя просто мачехой. Не говорите ей ничего пока! А ты должна сделать всё, чтобы заменить ей мать. А когда  Верочка вырастет, ты должна будешь ей  рассказать всю правду  и попросить у неё прощения. А вот простит ли она - от тебя зависит!
 
   И никому больше об этом не рассказывай, чтобы добрые языки не донесли эту весть до девочки. А ещё лучше будет, если вы куда-нибудь уедете, где вас никто не знает.
- Зина порывисто встала и взяла меня за руку.

   -Спасибо тебе, что не оттолкнула и выслушала меня,
-грустно сказала она. Я бы всё отдала, чтобы повернуть время вспять,
 Тогда бы и Валя с мамой были  живы,
-тихо промолвила она.

       Я оставила её в прорабской и с тяжёлым чувством ушла. Через какое-то время Зина с мужем и детьми, действительно, куда-то уехали…

   Да, поразительно- какие же  немыслимо-жестокие поступки совершают иной раз люди, даже по отношению к своим самым близким и родным людям!


Рецензии
От себя не уедешь, сколько не меняй местожительства.

История, конечно, интересная и поучительная.
Пересказана без затей, просто и назидательно.

В ней автор замечательно, наверное, не осознавая,
запечатлел недавние времена и нравы.

На самом деле, полагаю, неординарные истории
во взаимоотношениях людей были сплошь и рядом.

Всё, что случалось на виду, немилосердно обсуждалось.
Но больше было сокрытого от посторонних глаз.

Подобные жизненные перипетии становились
тяжким грузом переживаний, путами.
Вроде, бы люди добились желаемого, а счастья,
то бишь покоя нет и воля только мешает.
(Счастье по Пушкину: покой и воля).

В общем, можно трактат написать на тему.

Что вижу в этой истории.
За пять с половиной лет больше горя и страданий,
нежели счастья взаимной любви.
Непрощение, неприятие, обиды, ожесточение, страдание итп.

Не понимаю мать, сестёр, их отца,Валеру...
Мужчины в рассказе только упоминаются,
т.е отсутствует их роль и действия в семейной катаклизме.
Так и было. Женщины сами творили, выбирали, любили, ненавидели итп.
Мужчины -это приложение.

В общем,мыслям тесно, писать лень.

Даже в написанном. ГГ(от автора) обнять бы Зинку, выслушать сострадательно, осуждая, но сочувствуя...
Сёстрам и матери поговорить бы, поплакать вместе...
Мужчинам не быть ведомыми, иметь своё слово...

Непрощенье и ложь- это грехи тяжкие, даже, на мой атеистический взгляд.

ГГ предложила Зинке и дальше врать и вырастить ещё одного несчастного человека, Верочку.

"Да, поразительно- какие же немыслимо-жестокие поступки совершают иной раз люди, даже по отношению к своим самым близким и родным людям!"-
пишете вы, Валентина.

Да, уж. Совершаем... Так вот методом проб и ошибок жив человек.

"прощенья, прощенья тебе просить не у меня."-вертится в уме.
Отмолила ли Зинаида грехи тяжкие любовью к Верочке...

Полагаю, нет, ещё больше дров наломала под котёл в аду...
-не судите строго за мрачный юмор.

Такова наша "се ля ви" была, времена и нравы.

Всего доброго, Валентина.

P.S.
Немного о родине вашей Киргизии понравилось
и рецепт Бешбармака по-киргизски тоже.
С удовольствием бы в вашем исполнении отведала.

З.Ч.

Зоя Чепрасова   23.01.2016 11:41     Заявить о нарушении
Раздумываю над Вашей рецензией, Зоя...Даже сейчас, в свои 70 я не смогла бы обнять Зинку- смерть сестры, именно по вине этой самой Зинки, стояла бы между нами.Конечно, я не судья, но переступить через себя я не смогла бы. Да, жизнь у неё, наверняка, не была лёгкой, на самом деле- от себя не убежать! Но рассказать ребёнку, что она-тётя- виновница смерти мамы, для Верочки в детстве было бы невыносимым грузом, это могло сломать неокрепшую душу девочки и не известно, как бы она отреагировала...Когда писала, действительно описала действительно случившееся, давнее событие.Но ведь такие события, как оказалось, далеко не редкость.Ведь толчком для написания рассказа послужила такая же история других сестёр.
Тема ПРОЩЕНИЯ- очень тяжёлая тема, вряд ли, даже сама Зина, смогла простить себя за предательство по отношению к сестре.Хочется думать, что Верочка выросла любимой, что её души не коснулась жестокая правда жизни, хотя бы в нежном детском возрасте...

Валентина Бурлуцкая   23.01.2016 12:34   Заявить о нарушении
Валентина, я тоже о том же. Время было жёстким, жили по таким установкам.
Но что значит, умерла по вине Зинки?... Да. Не оказалась сильной, сломилась... А сколько матерей тянут воз покруче из последних сил ради детей.
И Зинка тоже не страдала бы, так жила бы припеваючи, не была бы мегерой.
И сестра её была бы посильнее, да не подогревалась бы обида злобою, в т.ч. и с помощью матери... Преодолела бы, не оставиладочь сиротой.

Валентина, здесь ещё одна проблема того времени. Я долгим путём приходила к мысли о возможности любви к человеку, совершившему преступление. Да, если он сын, брат, муж, то и любовь должна быть как к мужу, сыну брату. Она должна оставаться, любовь то, становиться горше, труднее итп.

Это такая большая тема.

Есть такое слово эмпатия. Я его узнала не так давно, но уже несколько лет тому назад, здесь на сайте.
И, конечно, понимание пришло много позже, пришлось подумать крепко над темой, в т.ч. и по произведениям прозорян, хотя бы о раскулачивании, которое проходило по одной схеме в разных уголках большой страны, а также и о любовных историях в откровениях прозорянок, тоже приблизительно одинаково страдали женщины в похожих ситуациях, несли бремя обид, людских осуждений и наговоров итп .

Не настаиваю на прочтении, но рекомендую...
***
Страна утраченной эмпатии
http://www.rosbalt.ru/blogs/2012/10/26/1051631.html
Алексей Рощин.

РОСБАЛТ Блоги
***
Извините, Валентина, если чем-то озаботила. Так, случилась минута, написала впечатление. Простой, вроде, ваш рассказ, но мне показался айсбергом. Столько в нём проблем и трагедий наших.
Всего доброго.
З.Ч.

Зоя Чепрасова   23.01.2016 13:35   Заявить о нарушении
Озаботили, Зоя, серьёзно озаботили!Об эмпатии прочитала. А ведь не задумываясь "родила" айсберг...

Валентина Бурлуцкая   23.01.2016 17:55   Заявить о нарушении
Валя, потому что правду написали. Так было. Сами себя съедали.
Детей, типа, в узде держали.
Я считалась всю жизнь смелой до безрассудности. Но поняла к финишу, что вся жизнь прошла в страхах, незримых, неосознанных. Это я с любой горы могла, не зная брода, скатиться итп. А в жизни... Сколько страхов за детей от рождения ...
Пришлось учиться "отпускать" их взрослых, понимая, что это их жизнь итп.
Нет, жаль мне вашу Зинку и всех её родственников.
Спасибо, что не обиделись, Валя.

Зоя Чепрасова   23.01.2016 18:19   Заявить о нарушении
А за что обижаться?Учусь, всю жизнь учусь на чём-то! И все раздумья на тему собственного рассказа- тоже во благо! Спасибо Вам, Зоя!

Валентина Бурлуцкая   23.01.2016 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.