Былинный сказ о богатыре Микуле - Свет-Селянинович

Апрель, 9 мая 2006г.

Былинный сказ о богатыре Микуле - Свет-Селяниновиче
(да на новый лад…)

Ведущий:

- Во времена далёкие, стародавние жил-поживал, да горя не знал, добрый молодец. Могучий богатырь, живущий и кормящийся щедротами Земли родной, дышащий одним дыханием с природою и исполненный к Матери Земле истинной сыновней любовью и почтительностью.
Множество дорог исходил он по Земле с котомкой за плечами, ища правду и Истину, и положила ему Матушка вместе с хлебом, солью - горсть родной земли, чтобы из чужеземных краёв домой воротился…
Долго ли коротко ли вела путь-дороженька молодца, да привела в чистом поле к придорожному камню, да о трёх дорог.

Камень (голос):               
-  Влево свернёшь, - коня обретёшь,
Вправо пойдёшь - красну деву в жёны возьмёшь,
Ну а прямо пойдёшь - неминуемую смертушку найдёшь.

Богатырь:               
- Мне ли силы занимать, да от смерти убегать,
Исходил я все дороги, повидал я лиха много,
Мать-Земля меня хранила и поила и кормила.
В зиму огнем согревала, в жару ветром обдувала,
Припадал я к ней в кручине, а вставал навеселе,
Мне Земля давала силу, и я шёл, как налегке.
Прямо путь был очень долгий,
Нынче тоже не сверну,
Может быть на той дороге
Я и голову сложу.
Только камень слово молвил,
Значит это не спроста,
Будь, что будет, не из робких, -
Путь пройду свой до конца.

Ведущий:               
- Только он своё решенье в чистом поле произнёс,
Как в единое мгновенье, будто кто его пронёс
Сквозь гранитный твёрдый камень,
Вот ведь чудо - не соврёшь!
Всё вокруг стемнело разом, обступил со всех сторон
Лес дремучий; пучеглазый филин ухнул на сосне… (ух…, ух - ты …).
Перед ним избушка, глянь-ка, на куриной, на ноге,
Старушонка неприглядна. Поклонился он Яге.

Богатырь:
- Многих лета, бабушка, здоровья,
Чай, одной невмоготу
За своим следить подворьем,
Чем сумею, помогу.
Наколю тебе дровишек
И колодезной воды
Натаскаю, чтобы банька
Истопилась в кои дни.
После я поправлю избу,
Покосилась она в бок,
Лапником покрою крышу,
Чтоб стояла сто веков.

Баба-Яга:
- За слова твои спасибо
Многих я тут повидала,
Но, вот только отродясь
Добро слово не слыхала.
Всякий ждёт, чтоб накормила,
Напоила, постелила,
Будто двор здесь проходной,
Что не витязь - то крутой.
Испытаю для начала -
В сказках так заведено,
Я в рекламе услыхала,
Чай пьют в Индии такой.
Вот из травок, да кореньев,
Мне состав тот подбери,
Говорят, есть "шах" - отменный,
А глаза то завяжи.
Ну-ка, белочки лесные,
Прекращайте двор сорить
Скорлупою золотою,
Уж в амбары не вместить.
Принесите мне мешочки,
Те, что сохнут у печи.
Ты ж, милок, почуй их носом,
Чтоб награду заслужить.
(Белочки выносят мешочки, конкурс с травами…,
когда Богатырь подберёт состав, довольная Баба-Яга скажет):
- Ну, порадовал, уважил,
Мне с подарком удружил,
Я звана на день бессмертья,
Сам Кощеюшка просил.
О твоей я цели знаю,
И твой ведаю я путь,
Дам тебе клубочек старый,
Он тебе укажет путь.
Брось-ка ты его об землю,
Да тихонечко скажи:
"Ты катись, катись, немедля,
В царства тайные веди".
А сейчас ложись-ка, милый,
Утро, вечер мудреней,
Свежих трав я постелила,
Да, Одрёрера попей.
Из семи заветных травок
Я варила, сей напиток,
Пей, милочек, не отрава,
Силой предков наградила.

Ведущий:               
- Поутру, собравшись быстро,
Попрощавшися с Ягой,
Поспешил во след клубочку
Добрый молодец лихой.
День сменялся тёмной ночью.
Солнце Землю много раз
Обогнуло, а клубочек
Всё катился, да катился,
Будто и не притомился,
Да и молодцу, как будто
Сил прибавилось в сто крат.
Долго, коротко ль катился,
Мы не ведаем про то,
Только в раз остановился
На тропе к горе крутой.
А гора чудна такая,
В пору, как слюда блестит,
В ней расщелина с губами,
Дескать, съесть вас норовит.
Прут туда своей дорогой,
Поспешая, мураши,
Не ступить ногой, так много,
Все при деле, все гонцы.
Искорки на лапках - золотые капельки
Несут, несут мурашики
Во чрево Земли-Матушки.
Скала то губы раскрывает,
А мураши бегут, всё знай,
И с каждый шагом вырастают,
И ярче искорки горят.

Богатырь:               
- Видно, место не простое,
Глянь, и ящерки кругом,
Не к самой ли уж Хозяйке
Горы Медной привело?

Ведущий:               
- Только слово он промолвил,
Очи ясные поднял,
У стены сидит напротив,
Так и есть - она сама.

Хозяйка Медной горы:             
- Что ж, Микула, ты не весел,
Али свет тебе не мил,
Не поёшь, как прежде, песен,
Белый свет весь исходил.
Ты спустись в мой сад подземный,
Красотой той взор насыть,
Где встречал такое место,
Чтобы камень в камне жил?

Ведущий:               
- Звонко хлопнула в ладоши,
Бровью тонкой повела,
Та стена была что прочной,
Враз исчезла без следа.
Дивный сад открылся взору -
Каждый листик и сучок
Золотым покрыт узором
Их качает ветерок.
На кустах под зелен бархат
Малахитовы цветы,
Дух стоит кругом нектарный,
Вьются пчёлки - огоньки.
Понизу трава из камня
Переливчатых цветов,
Золотые змейки пляшут
Меж деревьев и кустов.

Хозяйка Медной горы:               
- Хороша ли я невеста,
Да с приданным то таким?
Возьмёшь замуж, друг любезный,
Будешь в золоте ходить.
Одарю тебя камнями,
Пить, есть будешь в серебре,
И со мной в подземном царстве
Править будешь наравне.

Богатырь:               
- У тебя богатств - царям бы в пору,
Но не злато с серебром
Я искал в лесах и в поле,
Молвить слово мне позволь.
Дух мой в теле истомился,
Себе места не найдя,
Стал искать я жизни смысил
Внутри себя и вне себя.
Как порог тот уничтожить,
Что дух в темнице держит мой,
Зачем я здесь, как это вспомнить,
Как обрести познанья плод?
А ещё слыхал в народе,
Что лишь то имеет силу,
Что ты дашь своей рукою,
Чем от сердца наградила.

Хозяйка Медной горы:               
- Я могла бы под землёю
Заточить тебя в неволю,
Или в камень превратить,
Глянь, как много их стоит…
Я про то, что ищешь, знаю,
Коль хочешь вырваться из плена,
Начни свой путь с самопознанья -
На то дано земное время.
Ты отказался от богатства,
Вот за то тебя хвалю,
Путь держи в другое царство,
А я тропку укажу.
Есть на море - окияне
Остров с деревом волшебным,
От начала мирозданья
Тянет древо корни с Неба.
Два ручья - живой и мёртвый
Бьют из разных мест ключом,
Обвивают эти воды,
Словно косы мощный ствол.
Там, где корни в поднебесье
Закрывают облака,
На восьми цепях сундук подвешен
Фунтов этак сорока.
В нём игла - Орфим сокрыта,
Та игла в яйце лежит,
А яйцо в радужной утке,
А сперва заяц побежит.
Только молния ударит,
Так сундук падёт на землю,
С зайцем, с уткою ты справишь,
А с яйцом всего труднее.
На конце иглы - Бессмертье-
Луч, что отразится в море,
Даст внезапное прозренье
В Духе, в теле, в мыслях, в слове…
(Хлопает в ладоши, появляется Гном с ларцом…)

Хозяйка Медно Горы:            
- Вот прими ларец с кристаллом,
В нём вся соль и суть Земли,
Чтоб вернулась твоя память,
Чей ты Родом, чей ты Сын…

Ведущий:               
- Богатырь поклон отвесил,
Щедрый дар её приняв,
И опять пошёл дорогой
Остров за морем искать.
На краю Земли у самой
Море сине разлилось,
Там на острове Буяне,
Древо к Небу разрослось.
Всё, как есть - жива и мёртва,
Два ручья в одно сплелись
И весит сундук у Неба,
Вот и тучи собрались.
(Богатырь подходит к дереву, оно медитирует…, Богатырь начинает его трясти)

- Голос Дерево подало:

Дерево:               
- Кто нарушил мой покой?
Целу вечность я стояло.
Чей ты будешь? Кто такой?
Аль, не видишь - я в Нирване,
В позе лотоса стою,
Больно уж ты прыткий, парень,
Видишь, Небо я держу.

Богатырь:               
- Я - Микула, Род мой древний,
Сын Земли, Отец мой - Свет,
По своей пришёл я воле
И ступил на эту твердь.
Я избрал свой путь нелёгкий,
Чтоб достойным быть богов,
Как зерно, что осознало формы,
Когда в Землю проросло.
А ищу я Луч Орфима,
Что зажжёт на лоне вод
Ослепительный по силе
Свет, что Мрак весь разорвёт.

Дерево:               
- Твои речи мне приятны,
Есть в них разум, сила есть,
Лишь одну всего загадку
Отгадай, чтоб Луч извлечь.
"Что дороже всех на Свете,
Мягче, слаще, всех роднит,
Поит, кормит, согревает,
Для неё мы все равны.
Без неё бы все упали,
Что несёшь ты за плечами?"

Богатырь:               
- Мать в котомку положила
Горсть Земли, где жил и рос,
Чтоб давала свою Силу,
Весь свой путь её я нёс.

Ведущий:               
- Грянул гром, взревела буря,
Задрожала Мать-Земля
И с цепей сундук стряхнула,
Наконец-то, дождалась…
Разломился он на части,
Заяц прыткий сиганул,
Чтоб быстрее скрыться в чаще.
Камень молодец метнул…
Видно кто-то помогал,
Коли в зайца он попал…
Утка вырвалась на волю
И взлетев, над синим морем,
Смехом диким "засмеялась",    (ха-ха-ха-ха…)
Над Микулой издеваясь.
И так сильно увлеклась,
Что с размаху прямо в Древо,
В воды мёртвого ручья
Окунулась и из чрева
С перепугу то.., яйцо снесла.

Богатырь:               
- Ах, как жаль, упало в море!
Помню, как-то Моисей
Вдарил посохом, чтоб воды
Расступились поскорей.
(Ударяет посохом:)
- Гой, еси ты, сине море,
Нет конца твоим просторам,
Что раскинулись кругом,
Ты верни, что не твоё.

Ведущий:               
- Отвечало сине море:

Голос синего моря:               
- Я тобою не довольно,
А ты разве невод сплёл,
Тридцать раз его закинул,
Чтоб из тысячи ста сорока четырёх
Злата щука изловилась?
Походи-ка сорок лет
Ты по берегу крутому,
Там глядишь, найдёшь ответ,
И утерянное Слово.

Ведущий:               
- Море синее зевнуло,
Скалы берега лизнуло
Набежавшею волной,
И отхлынуло долой.
Закручинился Микула:

Богатырь:               
- Что же сделал я не так?

Ведущий:               
- Громко Дерево вздохнуло:

Дерево:               
- Маленький всего пустяк.
Сколько лет ты не был дома?
Всю ты Землю обошёл,
Ты узнал, какого Рода,
Память предков приобрёл.
Ты пришёл на эту Землю
Тягу на плечах нести,
Ты и так уже Бессмертен,
Лучше к дому воротись.

Ведущий:               
- Путь домой был очень долгий,
Но наш путник не устал,
Впереди родные горы
И последний перевал…
Месяц май. Апорт в цвету
Бело-розовыми лепестками сыплет,
Шёпот трав, вобравших силу на лугу,
Льнут к ногам, чтоб их могли услышать…
В тех краях и в то же время
Слава шла о Воине Батыре,
От врагов он защищал родную Землю,
Равных не было ему по силе.
Объезжая дозором бескрайние степи,
Славный Воин - Батыр - Дарабоз,
Долго гнал коня за путником пешим,
А нагнать, к удивленью, никак не может…
И тогда Батыр его окликнул:

Батыр Дарабоз:               
- Ай, же ты, прохожий человек,
Ты куда спешишь с такою прытью,
Не угнаться за тобою на коне.

Ведущий:               
- Приостановился тут прохожий,
Снял с плеча котомочку свою,
Бережно на землю её сложил,

Богатырь:               
- Что ж, пожалуй, малость отдохну.

Батыр Дарабоз:               
- Видно дорогая твоя ноша,
Что же ты такого там сберёг?

Богатырь:               
- А вот подыми с земли, коль сможешь,
Так увидишь…

Ведущий:               
- Богатырь с улыбкою изрёк…
С доброго коня сошёл Батыр на Землю,
Гул пошёл по всей степи,
Захватил котомочку рукою,
Но не смог её пошевелить.
Стал вздымать обеими руками -
По колена в землю он вошёл…

Батыр Дарабоз:               
- Эка, силища какая!
Сам ты не из Рода ли Богов?

Богатырь:               
- Тяга в ней лежит земная
Сила Матери - Земли.
Весь наш Род она питала,
Мой черёд её нести.

Батыр Дарабоз:               
- Да, кто ж ты есть?
Как именем тебя зовут и величают?

Богатырь:               
- Я есть, Микула - Свет!
Весной меня встречают.

Батыр Дарабоз:               
- Да, не совсем простую ношу,
Ты принял на свои могучи плечи!
За то тебе поклон и почесть!
И в день рожденья Матери Земли,
Тебе, кормильцу и поильцу,
Отныне и во Веки!
Справляются весёлые пиры,
И на микульщинах поются всюду песни.

Поют все!:               
- Микула - Свет, с милостью
Приходи к нам, с радостью.
С великой благостью…
Мать Сыра Земля добра,
Уроди нам хлеба.
Лошадушкам овсеца,
Коровушкам травки!...
Ай, люли, люли,
Всех накорми, да всех напои,
Ай, люли, люли, ай, люли, люли…
(Народная песня)


Рецензии
Иван везде поспел..И к Бабушке Яге - обновиться, и на Хозяйку - наглядеться, и Древо - познать....

Алла Корчак   10.04.2022 16:25     Заявить о нарушении