Марксизм - теория вечной диктатуры

Очень лукавая теория. Хотел Учитель, как лучше, а получилось… О чем он писал? О способе производства материальных благ, о производительных силах, о частной и общественной собственности, о великой роли физического труда в общественной жизни (тут ему Энгельс хорошо помог), о купле-продаже рабочей силы (не труда), об эксплуатации, о роли политического насилия в истории, о революции, о пролетариате как мессии и его диктатуре. Создавая новые понятия и уточняя старые. Острием всех его мыслей является, конечно, мысль о революционной диктатуре пролетариата. Ленин правильно понял Маркса. А  Сталин еще правильнее.

Теория получилась складная. Первобытный коммунизм в начале истории, и научный коммунизм в конце (своего рода виток спирали). А в середине? В середине – история жестокой классовой борьбы угнетенных за лучшую жизнь, за освобождение труда,  прежде всего физического. Нет, роль умственного труда Маркс не отрицает, просто ставит его позади: способ производства материальных благ определяет образ жизни людей и их образ мышления. Как освободить физический труд, тяжесть которого тянут на себе угнетенные массы? – Для этого требуется осуществить кардинальные преобразования формы собственности. Проще говоря – уничтожить частную собственность на орудия и средства производства, превратив ее в собственность пролетарского государства. Спонтанное развитие производительных сил требует срочных перемен, ситуация назрела и перезрела, о чем свидетельствуют постоянны битвы пролетариата за свои права.

На переходную эпоху от капитализма к коммунизму (к земному блаженству) вводится революционная диктатура пролетариата. Как долго она продлится? Сегодня мы можем сказать точно: она должна длиться вечно, потому что стремление  граждан, осуществляющих реальное общественное развитие, к свободе – экономической и духовной – неистребимо: последующий исторический опыт развития государств, как продвинутых, так и развивающихся, продемонстрировал это наглядно. Свобода была и осталась основным катализатором общественного развития. Сегодня и пролетариат – Марксова надежда – очень неохотно идет за политическими авантюристами, размахивающими красными флагами: слишком многие пресытились демагогией марксизма. А приманка райскими кущами как-то сама собой перестала работать. Не понимал Маркс,  что его теория – это теория вечной диктатуры? Думаю, понимал. Однако неодолимая страсть к разрушению существующего общественного порядка, буржуазного порядка, стояла в его душе впереди другой страсти – к логическому осмыслению истории. Здесь место человека думающего занял место человек страстно жаждущий. Мысль не ослепла, но пошла за чувством. 

Диктатура пролетариата  (а точнее – диктатура вождей и их партии, прикрывающихся пролетариатом) неизбежно приведет к строительству тюрем и лагерей для буржуазии, расстрелам активно протестующих, к высылке непокорных персон, групп, классов, народов. Духовному рабству. Короче – к воспитанию насилием. Наши и прочие марксисты в мире свое звероподобие здесь продемонстрировали. Маркс этого не понимал? Думаю, понимал, но скромно об этом промолчал; философ должен остаться чистым. Что касается буржуазной крови, то ее можно было не принимать в расчет, ведь это кровь уходящего класса.

Эксплуатация. Экономическое бесправие пролетариата при капитализме – существеннейшая причина буржуазного своеволия в оплате труда. А какие возможности даст политическая диктатура? Ведь в действительности власть перейдет в руки говорливых вождей, отнюдь не пролетариата как такового. В руки диктаторов, основной задачей которых будет бесконечная война с врагами справа и слева. Чтобы выжить, они будут раздувать военную и полицейскую мощь государства, а пролетариат посадят на голодный паек. И эксплуатация усилится, причем эксплуатация никем и ничем несдерживаемая. Так, собственно, и случилось. ГУЛАГ, колхозы, Большая зона беспощадно опустошали физические и духовные силы всего народа, пока колосс не упал под собственной тяжестью. Я не исключаю, что Маркс предвидел и такой вариант  реализации своей безумной идеи о вечной диктатуре пролетариата. Но машина была запущена, и исправить ход мысли было уже невозможно.

Религия – опиум для народа? (Другой вождь назвал ее сивухой.) Согласен, государственная религия может стать таковой. Однако первоначальное христианство было орудием сопротивления политической тирании. Реформация в Германии – это тоже выход к духовной свободе. Интересна мысль Гегеля: христианство привело европейскую цивилизацию к тому, что человек осознал, что он свободен по природе своей. С другой стороны, как показал исторический опыт, самый атеистический народ не может жить без культа. Если не Бога, то дьявола, если не Христа, то политического вождя, а порой и просто чудовища. Останки Ленина до сих пор лежат в Усыпальнице, и коммунистическая паства идет туда, чтобы «почтить память». Здесь – та же мистика, та же вера в необыкновенные способности кумира совершить невозможное, немыслимое. А поклонение Сталину вообще доходило до безумия. Безумные шли в Колонный зал Дома Союзов, чтобы посмотреть на лежащее в гробу мертвое тело вождя; их давили насмерть, но они шли. Недавно в Северной Корее народ плакал по вождю всей своей массой, а тех, кто не плакал, требовал наказать. Трудно предположить, что умный и образованный человек Карл Маркс не понимал всей сложности проблемы. Однако мир надо было перевернуть и поставить на голову – и великий революционер не имел морального права отступать. Суббота, 23 июня 2012 года.


Прибавление-1. Для Palex. Разумеется, к утопическому социализму Маркс прибавил свои мысли о способах производства материальных благ, об эксплуатации, о диктатуре пролетариата. И в вопросах распределения благ сделал уточнения. Его переходный период  (революционная диктатура пролетариата), который не имеет конца, предусматривает распределение по труду. Одному – мизер, другому мизер с небольшим плюсом, другому мизер с небольшим минусом. А по сути – всем одинаковый паек, чтобы не умерли с голоду. Советская система здесь дала образцы. В лагере паек был для всех одинаковым, колхознику записывали трудодень или два трудодня. Но в конце года на трудодни давали не трудодни, а ржаной мусор. Зарплаты рабочих мало чем отличались. («Так Вы что же, живете на одну зарплату?» – спросил кого-то Брежнев, выражая удивление.) А пенсию у нас назначали всем одинаковую – 120 рублей. Как ни крути – социализм (Марксов переходный период) делает всех равными в нищете.

Марксов коммунизм («райские кущи») – это же чистый блеф. Зачем было дурачить людей? Но люди хотят, чтобы их дурачили, и Маркс шел им навстречу. «Ах, обмануть меня несложно, я сам обманываться рад!»

Ради высокой прибыли иные капиталисты готовы на преступление – здесь Маркс прав.  А на что готова политическая диктатура ради удержания и усиления своей власти? Об этом Вы уже забыли? Капиталиста можно остановить и посадить. А кто мог посадить генерального секретаря? Сталина, например? Все, кто пытался ограничить его власть, поплатились жизнью. Есть ворюга, и есть кровопийца. Тот и другой – мерзавцы. Но кровопийца – мерзавец пострашнее. Четверг, 2 января 2003 г.


Прибавление-2. Владимиру Каплунову. Спасибо, Владимир. Ваши замечания кажутся мне существенными и интересными. О логике. Маркс построил свою логику, приняв за основной постулат способ производства материальных благ. Скажем так: это его «открытие». (У Гегеля понятие как таковое ведет исторический процесс, чертит историческую линию, завязывая узлы «на ухабах», в самом понятии движущая сила). Отсюда у Маркса возвеличение роли пролетариата, класса угнетенного, потому что он всей своей массой занят в производстве. Отсюда вывод о классовой борьбе, необходимости революции, диктатуры пролетариата, о необходимости уничтожения частной собственности и ее носителя – буржуазии. Естественно, что все духовное вырастает из способа производства – главного стержня исторического развития. Первое  звено, второе звено, третье – получилась марксистская логическая цепь. История привела к тому, что в конце оказалась система Сталина. Круг замкнулся. Коммунизм, самый зверский способ жизни, был бы построен, но помешала война.

Однако всякая гипотеза остается гипотезой, пока она не проверена самой жизнью, той самой практикой, которая, по Марксу, является критерием истины. Проверили. Наломали дров. Маркс не виноват? Конечно, не виноват. Но тут есть нюанс: он не просто    «подбросил дуракам идею» – он эту идею им активно навязывал. Участвовал даже в создании партии, которая должна взяться за дело. Мне не по душе попытка решить все исторические проблемы одним махом.

Есть еще один нюанс: «русские дураки» не подавились Марксовым «блюдом»: сегодня они подчищают марксизм, улучшают его, колотят Путина в спину и вопят: «Отдай власть, отдай, отдай!» А мысль моя простая: марксизм неприемлем целиком для построения российской жизни, а не только в деталях. Реализация Марксовой идеи – это насилие и кровь, кровь и насилие, это власть «горилл». Удачи! Воскресенье, 16 сентября 2012 года.

Прибавление-3. Для Алекс. Спасибо, Алекс, за искренний ответ. Как бы я мог Вам возразить?.. Вы правы, когда говорите, что некоторые открытия физиков устарели, но никто не посмеет вычеркнуть этих физиков из списка великих открывателей законов природы. Есть, однако, существенная разница между жизнью природы и историей человеческого общества: природа застыла в своем развитии, а человеческое общество непрерывно развивается, прогрессирует. Что из этого следует? А то следует, что всякая попытка «открыть» абсолютный закон его развития, будет означать попытку остановить это развитие. Именно это Маркс и сделал: он написал теорию не для определенного времени и места, но на все времена и для всех народов. Таковы его идеи об эксплуатации, о классовой борьбе, о революциях как локомотивах истории, о диктатуре пролетариата, о необходимости уничтожения частной собственности, о построении коммунизма. Для коммунизма он создал наметки, но основную линию прочертил: о бесклассовости, об общественном производстве, о распределении. Маркс написал теорию о тотальной власти коммунистической идеи и, соответственно, одноименной партии. Выбора у народов нет, надо идти только так: шаг вправо, шаг влево – получи пулю.

У Гегеля тоже в основе развития абсолютная идея, однако сформулирована она вот как: всемирная история – прогресс в сознании свободы. Здесь степень свободы определяется степенью самосознания человека. Освободить у Маркса означает – освободить гражданина от собственности и передать управление собственностью чиновнику. Но почему материальная зависимость от чиновника является благом?.. Там, где марксисты приходили к власти, они глумились над «раздетым до гола» подданным сколько хотели. Работал принцип: рабство – это свобода.

Вы предлагаете «вычленять» у Маркса идеи, «которые выдержали проверку временем». Назовите такую идею, которая является вкладом в науку об общественном развитии, и мы поговорим о ней. Пока же я могу сказать, что его мысль о революционной диктатуре пролетариата (читайте «Критику Готской программы»), которая должна длиться вечно (потому что от свободы мыслящие люди никогда не откажутся), перечеркивает все его прочие мысли. Воскресенье, 16 сентября 2012 года


 


Рецензии