Такая жизнь. Глава 15

               

                У  Марии Денисовны отношения с Богом  сначала были такие сложные и запутанные, что обсуждать их ни с кем она не могла. А потом, сидя возле дорогих ее сердцу женщин, прикованных к постели и потерявших разум, она нарисовала  свою картину мироздания. 
                Она  предпочитала называть Судьбой  предназначенные человеку радости и страдания. Раз предназначенные, значит  – Судьбой кто-то руководит. Что есть Творец,  она не сомневалась. Что он, как бы его ни называли, не всесилен, –  тоже. Иначе расклад был бы другим, более справедливым. «Сотворил – и бросил: выживай как сумеешь», – думала она,  сидя возле мамы, а потом страдая вместе с больной сестрой.
Все эти теории – якобы человек отрабатывает грехи предыдущих поколений – казались ей абсурдными. Свой облик человек придал Богу, потому что воображения не хватало. Не будешь же ты молиться перед иконой с изображением инопланетянина? И церковь люди построили, чтобы связываться с Богом. Своего рода односторонний телефон, потому что Бог все равно не отвечал на все каверзные вопросы.
                Когда-то  Марии Денисовне приходилось воевать с собственной мамой за право  верить в то, во что она сама себе определила,  – в тот Высший разум, о котором давно уже говорили, писали и догадывались.
                Мать ее, Анастасия Федоровна,   выросла  в доме священника, расстрелянного вместе с женой   во время революции, но не из идейных соображений  –  тот просто помешал разграбить церковь.  Конечно, она мечтала  не только привить будущим детям веру,  а и  вызвать  трепетное отношение к  церковным ритуалам, таким милым ее сердцу. Не получилось. Веяние безбожной свободы в первом поколении атеистов сделало свое черное дело. Так считала она, дочь священника  и мещанки, ставшей волею судьбы матушкой.
                Сама Анастасия, осиротев, вышла замуж за дворянского отпрыска,  пережившего  такую же драму:  тот потерял родных  вместе с  семейной усадьбой в Воронежской губернии.
                Правда, к тому времени  ее будущий муж, Денис,    уже успел закончить  медицинский факультет  московского университета, и это ему помогло – после блужданий по державе, разоренной  гражданской войной, – устроиться сначала фельдшером, а потом и доктором в  бывшей земской больнице  города Воронежа. 
Здесь он надолго осел,  поселившись в крошечной сторожке  при  воротах, и стал спасать людей – независимо от их убеждений.
                Чужие страданья помогали ему забыть собственные, и ненависть к новой власти, лишившей его родного дома и близких, тихонько притаилась, потесненная   ежедневными  хлопотами. Она вспыхнула снова, когда Денис встретил Настю. Ту  привезли в больницу на крестьянской подводе. Простой мужик, ехавший в город по своим печальным крестьянским делам,  думал, что девушка замерзла – в своей жалкой шубейке и  тонком платке, на обочине раздолбанной проселочной дороги,  заметенной снегом. Настя не успела замерзнуть. Она просто потеряла силы от голода и слабости, прошагав по степи  несколько километров.
                Когда Денис через несколько дней  узнал от Насти ее жуткую историю,  ненависть к «этим убийцам» снова стала душить его, мешая работе. Ужасно было то, что   враг был везде и – нигде.  Его невозможно было вычислить, назвать поименно, чтобы судить, наказать. Вроде вокруг люди как люди, несчастные в своей неустроенности и тревоге, больные и полуголодные, и каждый со своей драмой…  А куда девались те, кто громил церкви и усадьбы?
                – Родной мой, – говорила позднее Настя, которую учили прощать, – время было такое! Не гневи Бога.
                – Так это он все допустил?! – взрывался Денис. – Ничего себе – человеколюбец!  Сначала  дал добро на истребление своих же слуг… Священники  - ведь кто они для Бога?! Слуги? Потом…
                Если бы не вспыхнувшая любовь к  своему доктору-спасителю и не  принятое решение непременно  вернуть  его в православную веру, Настя  бы ушла от него. Жить с атеистом… Пусть и не злодей, и  лечит людей, но ведь грех какой – слышать богохульные речи в своем доме!
                А тут еще родился первый сын, Леонид, потом  Маша, и все для них сдвинулось на задний план. Последней появилась на свет  Ларочка. Денис прикусил язык,  чтоб не волновать жену. Пусть себе молится под нос за здравие деток!
Так  атеист с умом аналитика и дочь священника прожили вместе, не нарушая заповедей  Христа,   до самой Отечественной войны.  Та их и  разлучила. Денис погиб в разгаре войны. Ушел добровольцем, хотя было ему  уже 48 лет, и  врачи требовались повсюду, не только на фронте. В  своей  клинике он считался лучшим хирургом,  но был беспартийным.
После войны  Анастасия Федоровна  с Машей перебралась на Украину, поближе к могиле мужа, слава Богу, не безымянной. Так они и оказались в Днепропетровске, где  прижились у дальней родственницы,  в большой коммунальной квартире.  А Леонид остался в Воронеже, уговорив Лару доучиться  здесь, на родине. Так будет надежнее, и квартиру не отберут…
                ...В третьей палате, потревоженной  смертью молодого мужчины, разговор о Боге вспыхнул снова, едва Мария Денисовна вышла из палаты, так и не ответив на вопрос. Правда, Лена-почтальонша попыталась  увести всех от неприятной  для Резниковой темы:
                – Тетя Галя, а как вашего папу звали? Что-то не пойму я вашего отчества.
                – Кимом. КИМ  – это, детка, Коммунистический интернационал молодежи. Так мой дед,  заядлый  коммунист,  решил увековечить эту организацию. Безбожник был, как и мой отец – впоследствии.
                – А вы вот  библию читаете. Интересно, это был протест? – спросила Зинаида Кирилловна.
                – Я читаю  Евангелие, от Матфея.  Не путайте, – поправила Галина Кимовна. – И это не протест, а  потребность. Вера.
                – А кто Библию написал? – подала голос Анюта. – Бог?
                –  Ее писали много лет, многие авторы,  не место здесь споры заводить, но писали как бы устами Бога.
                – Все так говорят, кто в Бога верит, – не выдержала Вера Ефимовна.                – В  сказочки эти, в чушь всякую.
                – Я вас в свою веру не обращаю, Вера Ефимовна, – тихо сказала Резникова. – И вы не кощунствуйте. Каждому своё.
                – Да вы все – фанатики. Точно не видите, сколько человечеству эта религия горя принесла!
                – Атеисты тоже фанатики. Церкви сжигали, когда к власти пришли,  душу человеческую  увечили. Концлагерей настроили. А фашисты – печи придумали,  газовые.
                – А Бог смотрел сверху и все разрешал, да? –  насмешливо спросила Зинаида Кирилловна. – И нашу Анюту не пощадил.
                –Ладно, хватит,  успокойтесь,  – попросила Резникова тихо. – Так мы всю ночь спать не будем.
                – Может, Бог и есть, – не могла никак угомониться Зинаида Кирилловна. – Только Христос не имеет к нему никакого отношения. Красивая сказочка, сработанная под идею. Не воскресал он. Просто нужно было  как-то систематизировать определенные правила поведения. В жанре заветов. Правда, Вера Ефимовна? Вы же у нас биолог.
                – Удивляюсь вам, Зиночка, –  возмутилась  учительница.  – Как это – Бог есть?!
                Конечно, Зинаида Кирилловна ни за что бы не призналась, что перед больницей сбегала все-таки в церковь и поставила свечку за собственное здоровье. На всякий случай. И теперь думала – вопреки своему атеизму, что свечечка помогла: осталась она  с грудью! Вспомнилось ей , как Резникова сказала Инне, когда та паниковала перед операцией: «Бог милостив». Инну Бог помиловал. Но почему тогда не пожалел  самую молодую – Анюту?
                Анюта  же  молча слушала, мало что понимая из  этой перепалки.
                А вот Лена-почтальонша считала себя истинно верующей, но в церковь не ходила даже по большим праздникам.
                – Бог милостив, простит, – объясняла она детям, к которым вирус веры так и не привился, – не могу смотреть на злющих бабок, которые шипят в спину, если ты забыл перекреститься в нужный момент. Да и некогда мне, прости,  Господи!
                Зато Лена  дома, на улице и на работе и прочих местах креститься не забывала. Она была суеверна, все время плевала через левое плечо,  знала кучу «отмазок» –  в случае  мелкого греха, свято верила в приметы и смешила палату своими «забобонами», как говорила  Вера Ефимовна. То плюнет, то перекрестится.То черта помянет, то о Боге вспомнит.
                Но все  свои божественные заморочки Лена творила так легко и шутливо, что это не задевало даже Резникову.
                – Вот я,  зараза такая, не люблю поститься,  – пожаловалась Лена, когда заговорили однажды о посте. – Все время жрать охота. Мясо ночами снится, жи-ирное… Грудинка или почерёвок..Так я грешница, да, тетя Галя?
                – Человек вообще слаб. Не горюй, многим и не надо поститься – по здоровью или возрасту, – утешила  ее Резникова, которой не хотелось Лену обижать.
                Ведь эта простая душа  даже с Богом  разговаривала, как с подружкой, у которой все есть, что нужно для душевного покоя, а потому можно с ним и посоветоваться, и  выцыганить  игрушку, и упрекнуть. Свои  односторонние переговоры с небесным отцом она вела вслух, потешая всю палату.
                –  Боже мой, что ж ты натворил? – опечалилась Лена, когда  Аню второй раз отправили на стол. – Зачем позволил отрезать  нашей  девочке грудь? Она же пригодится! Кормить дитё, например?
                В другой раз она говорила, поглаживая живот после обеда:
                – Спасибо тебе, Господи, хоть сегодня на обед   был почти украинский борщ! А то уже от этих похлебок  рыгать хочется!
                – Ты думаешь, дорогая наша Леночка, – ответила  тогда Зинаида Кирилловна, –  что твой Бог дежурит в больничной кухне, чтобы вовремя  подсказать поварихе рецепт  хорошего борща? Во дуреха!
                –  Уж лучше бы он дежурил в операционной, – съехидничала Вера Ефимовна.
                – А Бог – он всюду, одновременно!  Правда, тетя Галя?  – упорствовала Лена, желая  умаслить Резникову. Уж очень та переживала от этих разговоров.
                –  Вот именно, что везде! Потому и не успевает всюду! А ну попробуй  одновременно быть и в столовке, где маслице воруют, и в операционной, где нам бюст укорачивают!  Да… столовка в городе не одна! – засмеялась Дубенко Зинаида Кирилловна. – А больниц и этих самых операционных сколько?  Разве за всеми уследишь?! Ха-ха-ха!
                Но этот, последний разговор  –   поставил точку под опасной темой. Резникова  вдруг опустила ноги с постели и сказала  севшим от гнева голосом:
                – Еще раз заговорите о Боге  –  попрошусь  на выписку. Уж лучше в онкологии лежать. Натерпелась от ваших злых языков.
                Все послушно замолчали…

продолжение  http://www.proza.ru/2012/06/24/809





 


Рецензии
Вы заметили, что предыдущий рецензент ставит Всевышнему условия? Если выживу, то Ты есть, а если нет?.. Пардон, а если нет, не выживешь (что случается с нами, смертными, много чаще, чем нам хотелось бы), то уж и разувериться заранее, что ли?

Тема, затронутая в этой главе, поистине неисчерпаемая. Не обошла она и меня. Тем более, что я, вопреки всему житейскому раскладу, стал на склоне лет буддистом. Рассуждения на эту тему встречаются в главах 6, 8, 12. А вот это краткая цитата из заключительной главы:

Вообще над местом Веры в жизни человека я стал задумываться очень поздно. Слишком, наверное, поздно. Многое мешало. Вроде, и без таких размышлений жилось вполне терпимо. Внешность, то есть всяческие религиозные ритуалы, если не смешили, то забавляли – я уже высказывался на этот счёт. Как дурацкие бытовые приметы. Творцу, если Он есть, считал я, обряды должны быть безразличны, так что само по себе умение правильно креститься или держать свечку вряд ли приближает ловкого умельца к Царствию Небесному. А если приближает – не надо мне такого Царствия! Я – свободный человек, которому и сознательный выбор для себя Ада не запрещён, если я правильно понимаю свою свободу. И уж, конечно же, я не намерен зависеть в этом выборе от пустяков, от ритуальной мишуры.

Окрестить ребёнка, “чтоб не болел”. Обвенчаться ради желаемой незыблемости брака. Помогло оно вашей маме, то венчание? По мне, истинный, искренний союз сердец, даже обошедшийся без помахивания кадилами, всё равно свершается на Небесах. Или вы, дети, драгоценные плоды нашей с Малышкой беззаконной (в смысле: безбожной) связи, всё-таки, вслед за мамой, по формальным соображениям соглашаетесь считать себя вы****ками?

=========== конец цитаты. Вы предлагали мне выразить отношение. Ну что же делать, если я уже выразил отношение, то есть высказался на эту же тему своими словами?..


Александр Коржов   29.10.2012 14:33     Заявить о нарушении
А буддизм сделал Вас свободнее? Но в чем это выразилось?
Спасибо за отклик. Я не думала, что эта глава вызовет желание откликнуться только двоих, при том, что ее прочитали уже не меньше нескольких десятков. Но, судя по Вашей цитате, у Вас самого тоже не выяснены до конца эти отношения с Богом. Наверное, они у всех неисчерпаемы...

Людмила Волкова   29.10.2012 21:35   Заявить о нарушении
Всецело присоединяюсь к последней Вашей фразе. Сделал ли меня буддизм свободнее? - А что, разве он ставил перед собой такую задачу? И вообще, моя гордыня не простирается настолько, чтобы изобретать собственную религию, так что приходится выбирать из имеющихся. А дальше, увы, опять обширная автоцитата:

Мой религиозный опыт был к тому времени крайне ограниченным. Бабушка Елена, как уже было сказано, по малограмотности в проповедники не годилась. Родители, в детстве крещеные в православие, не придерживались никаких обрядов. Если считать обрядом куличи и крашеные яйца на столе в день Пасхи, получится, что вся страна чуть ли не поголовно – верующая. Ну, а мне в университете в голову вдалбливался обязательный для всех научный атеизм, хотя что в том атеизме научного, его преподаватели не смогли бы убедительно объяснить даже самим себе. Ну как можно опровергнуть веру логикой, если вера – в основе, в самой сути своей – логику отрицает?!

А вот бабушка Акулина много чего мне рассказала о своей баптистской вере, чем внесла некое подобие порядка в мою атеистическую башку. Я узнал, что, в отличие от православия, в которое крестят и несмышлёных младенцев, баптистом можно стать только сознательно – первый плюсик в моих глазах, глазах человека, не терпящего никакой и никем навязанной предопределённости. Вон Иисус крестился в тридцатилетнем возрасте. Далее, баптизму не свойственна обрядовая пышность и, тем более, поклонение всяческим якобы обладающим святостью предметам, которое в глазах баптистов роднит православных с язычниками. Однако главное, что импонировало мне – это возможность общаться с Богом везде и напрямую, то есть минуя обязательного посредника, каковым в православии является священник, и храм, в котором, якобы, это общение проистекает с наивысшей эффективностью. Ну не нравилась мне пастырская миссия попа, не хотелось доверять сокровенное навязанному, назначенному посреднику! “Не в брёвнах Бог, а в рёбрах” – часто повторяла бабушка.

В студенческие годы мне уже было вполне ясно, что любые, но особенно так называемые высокие, идеи вполне себе годятся для безбедного прокорма несущих их в массы наёмных пропагандистов. И что в конечном счёте совершенно не важно, религиозная это идея или, например, идея коммунистическая, а также и то, искренне ей служит проповедник, либо всего лишь по мере способностей реализует свой артистический потенциал.

Итак, если легкомысленно предположить, что во мне вдруг проснулась неутолимая духовная жажда, а варианты выбора ограничиваются только различными версиями христианства, мой выбор, безусловно, пал бы на баптизм. Увы, если жажда и одолевала время от времени вашего покорного слугу, то была она исключительно низкого, или, как говорили в старину, подлого телесного происхождения и вполне утолялась разнообразными подакцизными жидкостями...

============ конец цитаты. Простите за многословие и спасибо за внимание.

Александр Коржов   30.10.2012 11:07   Заявить о нарушении
За многословие такого толка прощаю. Мне ведь придется читать еще раз это в повести, так я понимаю? Оттуда цитата? А нельзя просто так жить, без поклонения кому-то и чему-то, кроме поклонения прекрасному? Например, искусству? Нет уж, лучше мои духовные поиски будут постоянными. Это хоть дает мне свободу выбора.И, кстати, пищу для творчества. Тоже неплохо.
С уважением, Людмила

Людмила Волкова   30.10.2012 12:27   Заявить о нарушении
Да, это из Главы 8. Вы уже поняли, видимо, что у меня повествование иногда перемежается отступлениями, типа размышлизмов. Так мне удаётся изобразить стариковскую болтливость, а заодно показать, какой я умный.

С поклоном

Александр Коржов   30.10.2012 12:52   Заявить о нарушении
Да и так видно, какой Вы эрудированны товарищ.

Людмила Волкова   30.10.2012 13:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.