Скифы, славяне ч. 2

Прежде чем изложить свою версию, по этимологии скифских имен, продолжаем изучать версию маэстро М.Закиева, приведя цитаты из его книги «Происхождение тюрков и татар» (Изд-во «Инсан» М.-2002).
Геродот и его три версии о происхождении скифов
Самую полную информацию о скифах и сарматах дал Геродот. Родился он приблизительно в 490—480 годах до н.э. в городе Галикарнасс, развалины которого находятся в турецком городе Бодрум в Малой Азии. Геродот принимает активное участие в политической борьбе против тирании Галикарнасса, поэтому был вынужден покинуть родные места. Он побывал в некоторых регионах Малой Азии, Вавилонии, Египте, балканских странах, в греческих колониях Причерноморья и т.д., везде проводил наблюдения за жизнью населения и правителей, записывал этнографические особенности, мифы и некоторые языковые данные народов.
В результате Геродот создал труд о войне греков с персами и об участии в ней других народов, населяющих периферию Греции и Персии и даже соседние с ними страны. Позже этот труд Геродота был издан под названием «История», все девять разделов которой озаглавлены именами девяти богов-хранителей поэзии, искусства и науки в греческой мифологии. Четвертый раздел книги, посвященный описанию борьбы скифов против персидских завоевателей, был назван Мельпомена — именем богини трагедии. Надо признать, что это имя было дано не случайно, а с учетом борьбы скифов против персидских и греческих колонизаторов, принесших трагедию в Скифию.
По словам Геродота, скифы очень долго обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, они прибыли на киммерийские земли. С приближением многочисленных скифов киммерийцы, не желая вступать с ними в бой, покинули свою родину — Северное Причерноморье [IV, 11]. И именно потому, что здесь раньше жили киммерийцы, в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю [IV, 12].
За сокрушение державы мидян персидский царь Дарий в 512 г. до н.э. объявил войну против Скифии. Геродот подробно описывает эпизоды этой войны, успешные военные действия скифов и неудачи персидской армии, которая до этого успешно воевала в других регионах.
Геродот дает три версии о происхождении скифов.
Скифы были властителями Азии. Одну тысячу лет назад до наступления Дария, т.е. приблизительно в 1500 году до н.э., первым жителем якобы необитаемой страны был Таргитай. Его родители — бог Зевс и дочь реки Борисдена (рус. Борисфена). У Таргитая было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Во время царствования их отца Таргитая в Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым подошел к этим вещам старший брат Липоксай, хотел их поднять, но золото запылало. Тогда к ним приблизился средний брат Арпоксай, золото опять было объято пламенем. Но когда подошел младший брат Колаксай, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие согласились отдать царство младшему [IV, 5]. От Липоксая произошло скифское племя, называемое авхатами, от Арпоксая — племя катиаров и траспиев, а от Колаксая — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т.е. царскими. Эллины же зовут их скыдами (рус. скифами) [IV, 6].
Сами скифы рассказывают о соседних с ними северных странах так: в этих странах нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев, т.е. по-видимому, снежных хлопьев [IV, 7].
По второй версии, скифы жили в стране, где постоянно случается непогода и холод.
Геракл — сын бога Зевса и Алкмены, гоня быков Гериона — трехголового великана, прибыл в необитаемую тогда страну холода и непогоды (теперь ее занимают скифы). Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони исчезли [IV, 8]. Пробудившись, Геракл исходил всю страну и прибыл в землю по имени Гилея, т.е. в скифскую область в устье современного Днестра. Здесь в пещере он нашел некое существо — полудеву, полузмею. Увидев ее, Геракл спросил, не видала ли она его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. После удовлетворения своей просьбы женщина-змея отдала коней. Она родила троих сыновей и спросила у Геракла, что ей с ними делать. Геракл ответил: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину» [IV, 9]. Затем Геракл уехал.
Когда дети выросли, мать дала им имена Агадир (греч. Агадирос, рус. Агафирс), Гелон (Йылан) и Скиф. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел он. Лишь младшему сыну — Скифу удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа (Скыда), сына Геракла, произошли все скифские цари [IV, 10]. Агадир стал родоначальником агадиров (рус. агафирсов), Гелон — гелонов.
Существует еще третье сказание, содержание которого мы изложили в начале этого параграфа. Геродот отмечает, что этой версии он больше всего доверяет.
Применяя этноним скиф в собственно узком значении, Геродот отмечает, что за рекой Танаисом (Донцом) — уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Рядом с савроматами будины, земля которых покрыта густым лесом [IV, 21]. Применяя слово скиф (скыды) в общем нарицательном смысле, Геродот далее на востоке и севере перечисляет следующие скифские племена: тиссагеты (рус. иногда фиссагеты), иирки, аргиппеи. Собственно скифы, когда приходят к аргиппеям, ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на семи языках. Дальше аргиппеев — исседоны, севернее исседонов — аримаспы (одноглазые, вернее люди с наполовину закрытыми глазами) и стерегущие золото грифы [IV, 21—27], далеко у моря живут гипербореи (сверххолодные).
По берегам Истра (Дуная) ближе к Понту (Черному морю) живут траки (рус. фракийцы), часть из них носит этнонимы скирмиад, нипсей и гет. Геты самые храбрые и честные среди траков [IV, 93]. В горной стране живут тавры, по Дунаю расположены акадиры, невры, андрофаги (пожирающие мужчин), меланхлены (черные плащи).
Геродот подчеркивает, что андрофаги и меланхлены не относятся к скифам. Но они со всеми другими народами помогали скифам в отражении ударов Дария [IV, 102].
Рядом с савроматами расположены амазонки, которых скифы называют эорпата (убивающие своих мужей).
Языки и другие этнические особенности перечисленных скифских (в широком смысле этого слова) племен будут освещены ниже.
Общее название скыды (скиф) в III в. до н.э. постепенно заменяется этнонимом сармат, который исторически восходит к названию савромат. Это слово в свою очередь в I в. до н.э. уступает свое место этнониму алан или ас, которые у Геродота пока не упоминаются.
ТАРГИТАЙ И ЕГО СЫНОВЬЯ
Имя Таргитай, по мнению сторонников скифо-иранской теории, состоит из двух частей: дарга и тава; в древне-иранском дарга ‘долгий’ или ‘острый’, тава ‘мощь, сила’, Таргитай ‘долгомощный или стреломощный’ [Абаев В.И., 1949, 163; Миллер Вс., 1887, 127].
С позиций тюркского языка слово таргитай состоит из таргы или тарыг — др. тюрк. ‘земледелец’ и сой~той — тюрк. ‘род’; в целом — ‘род или родоначальник земледельцев’. Кроме того, имя Таргитай встречается не только у Геродота, историки аварцев отмечают, что Таргитай — это аварско-тюркское имя. Феофилакт Симокатта (историк VII в.) сообщает, что «Таргитий — человек видный в племени аваров» [Симокатта Ф., 1957, 35]. Менандр Византиец сообщает, что в 568 г. предводитель аваров Баян отправил Таргития к царю с требованием от него уступки [Византийские историки, 1861, 392]. Авары того же Таргития в 565 г. отправляют послом в Византию [там же, 418]. Во II-ом в. Полиен сообщает, что и у скифов, живущих у Мэотского (Азовского) моря, была знаменитая женщина по имени Тиргитао [Латышев В.В., 1893, 567]. Следовательно, и эти скифы были тюркоязычными.
Липоксай — старший сын Таргитая. Этимологию этого слова Абаев заимствует у Фасмера. Вторая часть, по его мнению, состоит из корня ксая/хсай ‘сиять, блистать, властвовать’, осетин. — ‘княгиня, заря’; первая часть не ясна, может быть искажение вместо Хораксаис: ср. др. иран. ±var-xsaita ‘солнце’, перс. Xorsed [Абаев В.И., 1949, 189].
Сравним это с тюркской этимологией. Тюрк. сой ‘род, фамилия, родня, предки, поколение, потомки, раса, происхождение’; ак ‘белый, благородный, богатый’; аксой ‘благородный, богатый род, святой род, родоначальник’ и т.д. У тюркских народов имена-фамилии с элементом сой — это обычное явление : Аксой, Паксой, Коксой. Первая часть — древнее персидское заимствование лип~липо~леп ‘граница’. В целом, Липоксай ‘святой род, имеющий (защищающий) границы, т.е. свою страну’.
Арпоксай — средний сын Таргитая. Первую часть этого слова Абаев сразу превращает в апра и выводит из иранских корней ап ‘вода’ и осет. ра, арф ‘глубокий’; апра ‘водная глубь’; хсая ‘владыка’; апра-хсая ‘владыка вод’ [Абаев В.И., 1949, 189]. Сравним с тюркской этимологией. О второй части мы уже знаем: аксой ‘святой род, благородный род’. Первая часть — арпа ‘ячмень, зерно, продукт’; арпалык ‘владение (землей)’; Арпаксай ‘глава рода, владеющего пашней, земельной территорией, или род земледельцев’.
Колаксай — младший сын Таргитая. По Фасмеру и Абаеву, вторая часть хсай ‘сиять, блистать, властвовать’, в осетинском хсарт ‘доблесть’, хсин ‘княгиня’, хсед ‘заря’ и т.д.; первая часть не ясна, может быть, искажение вместо хораксаис, ср. древн. иран. хвар-хшаита ‘солнце’ [Абаев В.И., 1949, 189]. Сторонники скифо-иранской теории иногда доводят это имя до фонетической формы персидского Сколахшая и объявляют Колаксая царем рода скол (сколот)/скифов — персов [Доватур А.И., 1982, 207—208].
С точки зрения тюркского языка Колаксай исторически может восходить к сочетанию слов кулы-ак-сай ‘род с чистыми, священными руками’. Кулы-ак-сай может легко преобразиться в Колаксай. Возможна и другая тюркская этимология: вторая часть слова Колаксай — аксай ‘благородный, святой род’; первая часть — кола~кала ‘город, столица’; оно могло быть заимствовано с арабского еще тогда, когда тюрки-субары жили на левом побережье Тигра. Колаксай ‘благородный, святой род, имеющий (защищающий) столицу, страну’.
Если мы иранские этимологии имен отца Таргитая и его трех сыновей Липоксая, Арпоксая и Колаксая приведем в систему, то получим: Таргитай ‘долгомощный’, Липоксай ‘блеск солнца’, Арпаксай ‘владыка вод’, Колаксай ‘блеск солнца или сколахшая’. Здесь нет этимологической, семантической и лексико-структурной системы.
Рассмотрим систему в тюркской этимологии имен отца и трех его сыновей. Таргитай ‘земледельческий благородный род’, Липоксай ‘охраняющий свои границы благородный род’, Арпоксай ‘охраняющий свои владения благородный род’; Колаксай ‘охраняющий столицу (т.е. царство) благородный род’ или ‘род с благородной рукой’; последний, младший сын, по рассказам Геродота, принимает царство от отца после того, как он принес к себе в дом упавшие с неба золотые предметы: плуг, ярмо, секиру и чашу [Геродот, 1972, IV, 5].


Рецензии