Юрий Фурманов Смерть предпринимателя как упущенная

СМЕРТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ КАК УПУЩЕННАЯ ВЫГОДА?
 
  Однажды мне повезло. На меня чиновника, технически обеспечивавшего проведение парламентских слушаний о состоянии российской алюминиевой промышленности вышел богатый американский еврей русского происхождения, президент крупной американской алюминиевой компании. Казалось, выполнить его просьбу не составляло особого труда – познакомить Феликса Львовича с материалами слушаний и предложить его кандидатуру в качестве докладчика на пленарном заседании. По поводу последнего – выступать или не выступать заокеанскому гостю – я ни чем не рисковал. В конце концов, решение должен был принимать председатель комитета. А вот скопировать ему материал, подготовленный к слушаниям сотрудниками ФСБ,  я должен был на свой страх и риск.  «Феликс Львович, - взмолился я, - меня уволят. -  И куда тогда податься бедному еврею?» -  «Считай, что ты уже не бедный. Я возьму тебя в свой штат с окладом пять тысяч долларов. Тебя это устраивает?», - ободрил олигарх. – Но для этого ты должен оказать мне еще одну услугу – познакомить с майором ФСБ, который будет выступать на слушаниях».
Ничего себе задача. Со мною на контакт «кэгэбшник» еще пойдет, а с американцем? Но все оказалось гораздо проще. Майор, услышав предложение быстро согласился, Почему? Об этом я узнал позднее, когда присутствовал на встрече американского бизнесмена и майора ФСБ в уютном кафе на Сретенке. Интерес, причем, обоюдный был в обмене информацией о выгодности для иностранных компаний осуществлять полный цикл производства алюминия в России и затем вывозить его за рубеж. Американская компания Феликса Львовича в те годы очень сильно конкурировала с английской компанией и ее президент с цифрами на руках доказывал, что англичане «надувают» Россию на десятки миллионов долларов за счет дешевой электроэнергии, производимой Братской и Красноярской ГЭС. При этом он открыто назвал имена директоров крупнейших российский комбинатов, которые из-за своекорыстных интересов идут на подобного рода сделки.
Я насторожился, когда майор напрямую спросил бизнесмена, знает ли он о том, что аллюминевая отрасль -  самая криминальная в России и не боится ли он, обладая такой информацией, за собственную жизнь. Перспектива устроить хорошую жизнь для моей  Розы за пять тысяч долларов в месяц как-то стала мрачноватой. Но ответ Феликса Львовича меня успокоил: «Что вы! Во-первых, у меня прекрасные охранники, во-вторых, я намерен их публично обнародовать на парламентских слушаниях, ну а в третьих, как говорится в России, «волков бояться – в лес не ходить». От предложения майора каким-то образом усилить его охрану, бизнесмен отказался.
И хотя предпринимателю не дали трибуну на парламентских слушаниях, он меня не забыл и несколько раз приглашал в свой офис на Октябрьской площади для знакомства с будущей работой. На последней встрече бизнесмен сказал, что вынужден на две недели вернуться в США, а затем запустит процедуру моего трудоустройства. Целых два дня  я предвкушал новый блестящий поворот в своей судьбе. И вдруг наткнулся на небольшую заметку в газете «Коммерсант»: «Сегодня рано утром на 110 километре Горьковского шоссе найдено тело известного американского предпринимателя…».
      Позднее, приехав в офис покойного, я узнал детали этой трагедии, окончательно похоронившей мою иллюзию стать обеспеченным человеком.  Ее подробности, которые рассказали мне мои не состоявшиеся коллеги, шокировали. Отправляясь в США Феликс Львович на джипе в сопровождении двух машин охраны приехал в Шереметьево, прошел регистрацию и в сопровождении двух охранников опрометчиво пошел пешком к трапу самолета. Оставалось метров пять до самолета, когда как бы из  физуляжа лайнера вынырнул мерседес и вооруженные люди силой втащили в него предпринимателя. Поскольку у трапа самолета было много людей, охранники не решились открыть стрельбу.  Я потом долго помнил о предложении майора ФСБ усилить его охрану и до сих пор не могу понять, что это было: предчувствие трагедии или созревший план.


Рецензии