История родного края 3

История родного края. / В.М.Александров, Д.Н. Захарьев, М.В. Ковалева, Д.А. Макаров. - Орел, Издательство ФГОу ВПО "Госуниверситет - УНПК", 2010.

В ДАННОМ МЕСТЕ БУДУТ ОПУБЛИКОВАНЫ ТОЛЬКО ЧАСТИ КНИГИ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ КОВАЛЕВОЙ М.В.


1.5. Мценск в составе русского централизованного государства

Мценск стал пограничной московской крепостью, имевшей важное стратегическое значение в защите юга государства от набегов татар. Между татарскими землями и русскими землями находилось незаселённое пространство – Дикое поле. Границей служила река Ока. В Диком поле были протоптаны дороги, которыми татары шли в набеги из Крыма – Муравский, Изюмский, Калмиусский и Свиной шляхи. Татары жгли города и селения, грабили имущество, уводили в плен женщин и детей. Оборону против них во Мценске должны были организовывать назначенные из Москвы воеводы. В 1550, 1553 и 1554  гг. воеводой Мценска был Данило Семёнович Одоевский. Он деятельно занимался ремонтом укреплений, с помощью летучих станиц поддерживал связь с гарнизонами Болхова, Козельска и сторожевым полком Тулы. 
Станицы представляли собой небольшие отряды, которые разъезжали по определённым маршрутам, в соответствии со специальным приказом – «росписью». Узнав о приближении татар, станичники давали дымовые сигналы со специальных вышек с заранее заготовленным хворостом. Увидев дымы, городская стража поднимала тревогу. Рассылались гонцы для предупреждения населения, которое спешило укрыться в крепости. Гарнизон приводился в боевую готовность. Также на Пафнутьевской (Большой Курской)  дороге город держал дополнительное охранное войско возле села Собакино.

В Разрядной книге за 1556 год записано: «Во Мценску воевода Данило Федорович Адашев да Григорей Жолобов сын Пушечников».  Данила Адашев – родной брат любимца Ивана Грозного Алексея Адашева. В молодости был одним из ближайших придворных царя, но потом пошёл на военную службу. Участвовал в осаде и взятии Казани, основании города Свияжска. В июле 1556 года Данила Адашев служил ещё в Мценске, а в октябре уже отправился в Ливонию воеводой передового полка. Он  активно способствовал взятию Нарвы, Сыренска, Керепети и Курславля. В феврале 1559 года Адашева назначили первым воеводой большого полка и отправили в поход против крымских татар, который закончился для него большой славой.  В следующем году он вернулся в Ливонию, где участвовал во взятии Феллина и в поражении бывшего магистра Фюрстенберга под Виттенштейном. Вскоре братья Адашевы попали в опалу. В 1561 году Данила Адашев был казнён сместе со своим сыном.
В 1557 г. воеводой на короткое время стал князь Михаил Петрович Репнин, отличившийся позже в Ливонской войне и убитый по приказу Ивана Грозного прямо в церкви, возле алтаря, во время чтения Евангелия.  В 1558 гг. в Мценске воеводой был Василий Андреевич Бутурлин, впоследствии неоднократно прославившийся в походах против литовцев и крымских татар. 
В марте 1559 г. должность воеводы в Мценске совсем недолго исполнял известный противник Ивана Грозного Андрей Михайлович Курбский (1528 – 1583). Участник Казанских походов, член Избранной рады, воевода в Ливонской войне, он бежал в Литву, опасаясь смерти после падения А. Адашева, к которому был близок. Курбский известен как автор «Истории о великом князе Московском» и нескольких посланий к Грозному, где он критикует деспотизм царя.
В 1562 г.  мценский гарнизон под руководством воеводы Фёдора  Ивановича Хрипунова  – Татева отбил нападение войска хана Девлет – Гирея и его сыновей. Считавшийся удачливым полководцем, Девлет – Гирей в набеге этого года, казалось, подтверждал общепринятое мнение. Его люди взяли очень много пленников и награбили изрядное количество разного добра. Один из приближённых хана, уже бывавший в наших местах, пытался отговорить своего господина идти под стены Мценска, но был сочтён трусом и приговорён к казни. Первыми к городу подошли сыновья хана. Они стояли под стенами посада два дня, а потом приблизились вплотную. Воевода Хрипунов – Татев сделал вылазку из города, отбил попытку поджечь посад и взял «языков» (людей, у которых можно узнать сведения о враге). На следующий день подоспел со своими силами сам Девлет – Гирей. Он целый день пытался взять город, но не смог и на следующий день ушёл. После этого хан запретил упоминать город в своём присутствии и даже грозился уничтожить его, но в исполнение своей угрозы так и не привёл.
1562 – 1563 гг. воеводой  во Мценске служил Василий Васильевич Волк Ростовский, герой Ливонской войны, участвовавший во взятии Тарваста.
В 1564 и 1565 гг. его сменил Фёдор Фёдорович Нагой. Из Мценска он под начальством князя Серебряного ходил походом в Литву. В 1581 г. Нагой стал тестем царя Ивана Грозного. После его смерти Фёдор Фёдорович со своей дочерью и её сыном царевичем Дмитрием был отправлен в Углич. Обвинённый в гибели царевича, после долгого следствия попал в ссылку, где и умер.
 В 1583 г. воеводой Мценска был Василий Андреевич Звенигородский, отличавшийся хозяйственной сметкой. При нём крепостные склады всегда были полны припасами, так как он покровительствовал сельскому хозяйству и торговле. Впоследствии, будучи воеводой Двинской земли,  он оставил её первое описание. Был ответственным за строительство Смоленской крепости.

О конце его жизни сообщает «Двинский летописец»: «Князь Василий Зве-нигородский в иноческом чину преименован Варлаам, и в схиме преставися в Соловецком монастыре, и погребен у Чудотворцев Святых Зосимы и Савватия в церкви на северной стране».    В 1588 г. мценскими воеводами были Семён Григорьевич Звенигородский, который «денно и нощно пекся о граде своём», и Василий Игнатович Колтовский.  В следующем году с титулом наместника брянского князь Звенигородский был отправлен послом в Грузию.  В 1598 г. он признал восшествие на престол Бориса Годунова. В Смутное время стал приближённым  Лжедмитрия II (Тушинского вора). В 1610 г. его уже не было в живых. 
В том же 1588 г. году мценским воеводой стал Фёдор Александрович Мосальский  –  Гладыш. Он содержал крепость в таком порядке, что во время одного из набегов татар велел беспрепятственно пропустить лазутчиков к городу. Убедившись в его неприступности, татары ушли от Мценска. 

1.6. Мценский край в XVII веке.

В 1601 – 1603 гг. в России был неурожай, который вызвал небывалый голод. Природное бедствие до предела обострило и без того напряжённые социальные отношения в  обществе. Дворяне были недовольны тяжёлыми условиями службы, которая продолжалась пожизненно за право владеть избой и землёй с крестьянами. С марта по ноябрь они должны были служить на границе, а, кроме того, выполнять различные государевы повинности, например, работать на ремонте укреплений. (Рис.8) Для удержания крестьян на местах ещё в 1592 г. правительство провело перепись населения. Крестьяне стали считаться принадлежащими владельцам земель, на которых они оказались в момент переписи. В 1597 г. был издан указ о пятилетнем розыске беглых крестьян. Всякий, проработавший на другого за пищу и одежду более 6 месяцев, становился его холопом. Тяжёлыми налогами были задавлены и горожане. Небывалое природное бедствие поставило вопрос: кто виноват? Общество припомнило царю Борису Годунову смерть наследника царевича Дмитрия, которая произошла при невыясненных обстоятельствах. Он стал рассматриваться как царь, от которого Бог отвернулся. Поэтому, когда в Польше объявился якобы настоящий царевич, население Мценска заволновалось. Первое время власть в городе держал воевода Фёдор Иванович Мерин. Благодаря его бдительности были задержаны неизвестно кем посланные гонцы, которые пытались склонить гарнизон к измене и призывали к грабежам. Впоследствии Мерин принимал участие в свержении и пострижении Василия Шуйского. Весной 1611 г. Фёдор Иванович привёл в Москву земское ополчение из Костромы. В 1613 г. царь Михаил Фёдорович пожаловал его в стольники. Умер он в 1630 году. 
С 1606 по 1612 гг. воевод во Мценске не было. На прилегающих к нему землях развернулось движение в поддержку «истинного царя». Жители Мценска присоединились к нему и захватили город. Политические против-ники были сброшены со стен. На события, происходившие в городе, некоторый свет проливает челобитная мценского дворянина Степана Рагозина: «И как, государь, заворовали (восстали) украинные города, и меня, холопа твоего, мценские воры  (повстанцы) метали с башни за то, что я, холоп твой, стоял за православную веру и за наше царское имя: и после, государь, бою сидел я, холоп твой, во Мценске в тюрьме год, и из тюрьмы ушёл  и прибежал к Москве…»
Разочарование сначала в истинности одного Лжедмитрия, а потом и второго совершенно дезориентировало жителей. В сентябре 1611 г. нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к населению Нижнего Новгорода  с призывом подняться на защиту своей родины. Военным руководителем ополчения стал князь Дмитрий Пожарский. Из Нижнего Новгорода были высланы грамоты в другие города с призывом присоединяться к ополчению. Летом 1612 г. ополчение выступило в поход к Москве, которая была освобождена в октябре того же года.  После освобождения столицы был созван Земский собор, который в начале 1613 г. избрал царём Михаила Фёдоровича Романова.
Между тем, война продолжалась ещё несколько лет. Население нашего края терроризировали многочисленные банды. Наиболее известными бандами  руководили польский шляхтич Александр Лисовский, Иван Заруцкий, Кручина Внуков.
В 1614 г. воеводой во Мценск был назначен Юрий Иванович Косой. Сначала население бойкотировало его, но постепенно  воевода сумел собрать вокруг себя группу сторонников. Он расправился с несколькими шайками разбойников, выловил поджигателей и навёл порядок в городе. В том же году по приказу воевода должен был собрать ратных людей в Карачеве и идти на помощь Брянску, которому угрожали литовцы. Однако Косой действовал настолько медленно, что банде Лисовского удалось не только взять Карачев, застав его войско врасплох, но и захватить в плен самого воеводу, которого отправили в Польшу. По характеру Косой был человеком храбрым и деятельным,  придающим большое значение родовитости, но мог проявить жесткость и алчность. Умер он в 1640 году.
При царе Алексее Михайловиче, для лучшего контроля дел на местах, были созданы постоянные линии ямской почты. 15 марта 1616 г. мценские воеводы Туренин и Скуратов получили приказ часто отправлять известия в Москву о положении в их местности. Это была не лишняя мера, так как беспорядками на Руси и её слабостью не преминули воспользоваться татары. В 1618 г. они осуществили набег на Мценск, но не смогли взять крепость. Трёхтысячный отряд татар объявился в окрестностях города в 1623 г.  и, не смотря на отпор мценского гарнизона, данный в битве у д. Селагаевой, увёл много пленных. Крупный набег был осуществлён татарами в июле  1632 г., когда они окружили  г. Новосиль и рассыпались по округе, захватывая местных жителей, которым негде было укрыться. В селе Вяжи около 3000 человек попытались самостоятельно организовать оборону, но бой закончился поражением. Их почти всех взяли в плен. 5 августа мценский воевода Иван Вельяминов вышел из города. Посланные им в погоню казаки и дети боярские  у деревни Высокое  отбили всех пленных в количестве 2700 человек и помогли им укрыться в крепости. 22 октября Вельяминов ещё раз вышел из крепости и отбил 74 пленника.
Чтобы укрепить границы, правительство ликвидировало крупное землевладение вблизи пограничных крепостей. Беглые крестьяне и холопы, пожелавшие наняться в качестве служилых людей, освобождались от крепостной зависимости.
В 1640 – е гг. было завершено строительство Белгородской черты – непрерывной линии укреплений от Белгорода до Дона. В случае объявления врага, воеводы пограничных крепостей должны были съезжаться в Белгород и действовать совместными силами. Эта мера существенно укрепила обороноспособность границы.
Обстановка стала настолько спокойной, что в 1650 – 1660 – х гг. в погра-ничные районы стали проникать крупные землевладельцы, покупая или силой отнимая владения мелких служилых людей и сколачивая крупные имения. Более спокойная жизнь привела к росту крестьянского населения.
Постепенно Мценск стал превращаться в торговый город. В описании
1671 г. указывается, что крепость к этому времени за ненадобностью пришла в полуразрушенное состояние и частично сгнила.

1.7. Культура Мценского края в средние века.

Внешний облик города в XVII вв. В XVII в. Мценскую крепость опоясывало четыре ряда крепостных стен с 29 башнями. На горе Самарод (Самород) возвышался так называемый рубленый город. Как указывает В. Неделин, в плане он напоминал вытянутую трапецию, «самой узкой своей стороной обращённую к горловине, соединявшей гору Самарод с остальным материком», ещё в древние времена перекопанную рвом. На остатках много раз подновлявшихся  древних валов XII века стояла Большая Караульная башня, самая высокая башня Мценского кремля с дозорной вышкой и вестовым колоколом. Её высота достигала почти 24 метров. По периметру северной стены, обращённой к Мцне, находились Средняя, Николаевская и Наугольная башни. Напротив Большой Караульной возвышалась восьмигранная Литовская башня, которая контролировала поднимавшуюся по склону горы дорогу, ведущую к воротам. «Стены крепости состояли из дубовых срубов – городен, внутри которых была устроена ещё поперечная стена – переруб. Пространство между наружной стеной и перерубом засыпалось землёй и камнями», - пишет краевед В.Неделин, утверждая, что такому укреплению не был стра-шен даже артиллерийский огонь.
Далее шла укреплённая линия Малого острожка, к которой примыкали стены Большого острога. Острог представлял собой стену из вертикально вкопанных брёвен с помостами для защитников. Большой острог защищал Стрелецкую, Пушкарную и Воротничью слободы, но к 1730 – м гг. его стены и башни сгнили, поэтому служилые люди поставили на земляной вал плетень. Территория Большого острога была тесно застроена домами с огородами, принадлежащими стрельцам и священникам. В 1638 г. мценский воевода Богдан Норбеков, преодолев сопротивление местного населения, которое не желало тесниться внутри острога и взваливать на себя тяжесть общественных работ,  приступил к строительству нового острога. За лето успели восстановить четыре башни на тех же местах, где они стояли в XVI в., наполовину возвели крепостную стену и главную проезжую башню. На этом служилые люди работу забросили, и довести её до конца удалось только к 1670 – м гг.. В законченном виде укрепления Большого острога представляли собой  пятиметровый вал, на котором стояла невысокая рубленая стена с боевыми балконами. В валу,  внешние стороны которого  были обложены брёвнами, находилось пять башен. Самая большая, проезжая шестигранная Орловская башня, имела рубленый рукав для защиты проезда в воротах. В соседних с ней Средней и Коровьей башнях были потайные ходы для вылазок. Со стороны Мцны Большой острог также защищался валом и двумя башнями. Восточную сторону защищал частокол с двумя калитками. Общая протяжённость Большого острога составляла 650 м.   Уже в XVI в. посады, находившиеся за речкой Мцной, были укреплены невысоким земляным валом, мелким рвом и острогом с несколькими башнями и тремя воротами. Поскольку к 1630 – м гг. от них почти ничего не осталось, то основу новых укреплений составил тройной плетень с земляной забутовкой, скреплённый поперечными дубовыми связями. Стену увенчивал боевой балкон с крышей. В ней было три проезжих рубленых  башни – Архангельская, Болховская и Проезжая, и два яруса бойниц. Высота стены составляла более 6 метров. Старый ров был вычищен, углублен и расширен. 
В рубленом городе находился дом воеводы, склады и храмы – Николаев-ский собор и церковь Параскевы Пятницы. В Малом острожке плотно стояли осадные дворы местных дворян. В мирное время они пустовали и за ними надзирали либо специально приставленные зависимые люди, либо наёмные вольные люди – «дворники». Кроме них, там находились Петровский монастырь, церкви Успения Богородицы и Дмитрия Солунского, а также – Приказная изба, в которой хранился архив города и сидели дьяки, ведавшие делопроизводством. В Большом остроге располагались Стрелецкая, Пушкарная и Воротничья слободы. От Орловских ворот Большого острога до Проезжих ворот Рубленого города тянулись торговые лавки мценских стрельцов, пушкарей и людей иных сословий. По воскресеньям здесь шумел базар. Всего в городе было 62 лавки, 26 прилавков и одна харчевня.

Во  Мценске насчитывалась также 21 кузница, и все они располагались у Кузнечных ворот. В центре Большого острога находилась торговая площадь с двумя церквями – Троицкой и Рождественской. В городе имелось два государевых питейных двора – один на вышеназванной площади, другой – в Стрелецкой слободе.
За рекой Мцной раскинулся посад Балчуг, также тесно застроенный осад-ными дворами. Здесь же возвышались церкви Богоявления, Георгия Страстотерпца, Бориса и Глеба, Архангельский женский монастырь. К северу от плетёного города лежала Казачья слобода, часть которой была выделена для осадных дворов, хозяева которых  вновь поступили на службу стрельцами в 1630-е гг.
За оврагом Прудище располагался Петровский монастырь, под стенами которого существовала Монастырская слободка, где  находилось мона-стырское хозяйство.
Уже в XVI в. появились посады и на правом береге Зуши (Новый посад). В этом районе возле пристани находились таможня, Губная (судебная) изба, купеческие склады и амбары, Гостиный двор, кружечный двор. В конце
XVII в. на этот берег были переведены и Торговые ряды.
Выше по течению Зуши лежала Затинная слободка, населённая затинщиками – стрельцами из затинной пищали, которая представляет собой  тяжёлое крупнокалиберное ружьё.  По соседству располагалась Драгунская слобода. На выезде из нового посада раскинулась Ямская слобода, заселённая ямщиками из Орла.
В 1824 г.,  при прокладке дороги для верующих на гору Самарод, был найден крепостной потайной источник, из которого брали воду во время осады. Он был оборудован дубовым жёлобом и каменным колодцем. Также при раскопках было найдено каменное ядро и две монеты – русская и татарская. Над источником была построена часовня, а найденные предметы вмуровали в её  стену. Внутри висели иконы, а в металлический сосуд лилась вода. В настоящее время сохранились обрушенные стены часовни. И углубление, в котором хранились ядро и монеты.
Памятники архитектуры XVII в. Все ранние церковные постройки во Мценске были деревянными, а потому ни одна из них не сохранилась.
 Одним из самых красивых и старых памятников архитектуры, дошедших до наших дней,  является Петропавловская (Введения во храм Пресвятой Богородицы) церковь. В XVII в. она была соборным храмом мужского Петровского монастыря. Средства на её строительство были выделены стольником С.В. Рагозиным, чей могильный камень находится неподалёку. На нём сохранилась надпись: «Лета 7164 (1656) генваря 18 день преставился раб божий Иван Стефанович Рагозин в иноцех схимник Иев». Позже Петровский монастырь был переведён на новое место, и соборный храм стал приходской церковью.
Петропавловская церковь – это кубическое в объёме здание, увенчанное пятью главами. Колокольня пристроена позже, в конце XVIII – начале XIX вв. Внутри храма хранятся редчайшие для русского искусства деревянные скульптуры – Николай Чудотворец и Христос в Темнице. Христос представлен в виде тоскующего человека, подпирающего рукой склонён-ную голову. Святой Николай  представлен в виде статуи в рост, увенчанной тиарой и одетой в парчовое облачение.

К концу XVII– началу XVIII в. относится Вознесенская церковь. На время её постройки, по мнению М.М. Дунаева, указывает форма наличников, отдалённо напоминающая наличники в стиле «московское ба-рокко» . Во время боёв за Мценск церковь потеряла колокольню и всю верхнюю часть. Она едва не была снесена после Великой Отечественной войны, так как находилась рядом со строящейся шоссейной дорогой Москва – Симферополь. Краевед Михаил Васильевич Каплинский ради спасения памятника выдал её за дом боярина Пушки – предка А.С. Пушкина. Его слова подтвердил согласившийся принять участие в этом деле один из потомков поэта – Григорий Григорьевич Пушкин. Здание было покрыто крышей, призванной сделать его похожим на жилую постройку. В настоящее время оно отреставрировано и является действующей церковью.
Легенды, связанные со средневековой  историей Мценска. До нас дошло не так уж много сведений о духовной жизни жителей нашего края в средние века. Кроме легенды о гибели первосвятителя Кукши к этому времени ещё можно отнести легенду об обретении жителями чудесного образа Николая Чудотворца, якобы прибывшего во Мценск в древние времена на каменном кресте, приплывшем против течения. В. Неделин считает, что она была создана, как и образ Св. Николая Мценского, в конце XVII в.
О неприятии жителями христианства свидетельствует легенда д. Дубовая о церкви, провалившейся за непристойное поведение прихожан и вышедшей на поверхность в Киеве. На месте церкви осталась пещера, в которую якобы спускался местный житель, встретивший в ней неких людей, не велевших ему рассказывать ничего о том, что он видел.
С пребыванием литовцев на нашей территории, видимо, связана сказка: «Уж, уж, ты мой муж…», записанная Р.А. Масленниковой непосредственно во Мценске. Сюжетно она совпадает с известной литовской сказкой о девушке, вышедшей замуж за повелителя ужей. Через несколько лет брака героиня просится из водяного царства на землю повидаться с родными, которые, противясь возвращению жены к мужу, убивают ужа. Разница состоит в том, что в литовской сказке ужа убивают братья, запугав маленькую племянницу и выведав у неё, как вызывать отца, а в мценской – мать героини, которой дочь всё рассказывает добровольно. В литовской сказке героиня превращается в ель, а её дети – в лиственные деревья, а во мценской – героиня превращается в кукушку, а её дети – в соловья и в крапивницу.
Существовала среди местных старожилов легенда о взятии города московскими войсками, которая объясняла его падение бегством «литовского князя», якобы находившегося в крепости, которое вызвало падение морального духа осаждённых. Конечно, никакого литовского князя в Мценской крепости никогда не было. Возможно, в столь искажённой форме мы имеем дело с несбывшимися надеждами наших предков на помощь от далёкой Литвы.


Рецензии