Пианино

ПИАНИНО

Для ленивого читателя (многие выбирают, что читать, исходя  из названия рассказа и, что чаще всего бывает, просматривают объем произведения, и конечно, выбирают самую маленькую) поясню, что столь интригующее  название предстоящего для чтения текста,  на самом деле  имеет опосредованное отношение к пианино, и тем более  к музыке.

Каким - то странным образом события в этом повествовании происходят вокруг описываемого здесь пианино, что позволяет описывать эпохальные события для армянского народа в последней четверти кровавого, смутного, поворотного, революционного, и одновременно эпохи великого научного прорыва - XX века.

 Странные события вокруг этой истории начинались еще в конце ХХ века, то есть с момента зарождения идеи этого рассказа.

Начинать писать что-то - событие, тяжелое состояние души, когда автор, проходя через соответствующие философские испытания и переживания, все же берется за дело. Уверен, что практически все авторы испытывают одинаковые ощущения во весь период становления произведений. И  релаксационные периоды, при которых  придаются забвению все ощущения, связывающие с уже созданным и рожденным в муках последним творением, по-моему, тоже похожи.

Существовали три рукописи разного объема, где я каждый раз доходил до середины истории и по разным причинам откладывал работу до появления свободного времени.

Хоть и образно говорят, что «рукописи не горят» (думаю, зря критики и народ стараются придать этой фразы магическую значимость, исходя из соответствующего жанра-источника), но они у рассеянного автора пропадают.

Таким образом, я в четвертый раз начинаю писать рассказ на тему, которую я  планирую изложить.

Не будучи суеверным человеком, те  не менее, верю, что на этот раз она (рукопись) не пропадёт (Еще бы! На этот раз,  ее электронная версия сохраняется в компьютере).

Такое «аномально» -  упрямое стремление предать гласности все то, что я думаю и чувствую по этому поводу обусловлено тем, что после моей эмиграции из Армении  в Россию у меня произошла метаморфоза мышления. Я из жанра сентиментального и лирического рассказа перешел в другую весовую категорию: ностальгические эссе.
 
Все, что происходит в этом рассказе достаточно точно и чувственно передает эмоционально-драматическую суть происходивших событий в описанном мною периоде с Арменией и проживающие там людьми-армянами.

***

В самые безмятежные 80-ие  годы, в период «процветания» развитого социализма с «человеческим лицом»,     когда народ, находясь в полудреме, даже перестал волноваться за «задержку» объявленного коммунизма, практически во всех семьях, где вырастало молодое поколения, старались для них обеспечить хотя бы минимальное музыкальное образование. При  этом  самым распространенным инструментом было пианино. Поэтому, я не удивился, когда мой сосед по  лестничной клетке,  попросил помочь ему в процессе транспортировки пианино, которое он хотел приобрести для дочери.

В выходной день, мы, трое мужчин армянской национальности средних лет, отправились за пианино.

Если кто из читателей имел опыт транспортировки пианино выпуска 50-их годов марки «Красный октябрь», то поймет, что надо быть умалишёнными, чтобы тремя неподготовленными  дилетантами без специальных приспособлений задумать операцию транспортировки тяжеленого пианино.
 
Кстати, именно тогда, в мучительных процессах передвижения пианино, я задавался вопросом: почему впереди у него такая тяжелая металлическая пластина? И много полезного я почерпнул потом, изучая строение музыкальных инструментов (нет смысла раскрыть причинно-следственные связи особенности строения пианино).

Вынести инструмент из квартиры, где он хранился, нам удалось благодаря наличию у пианино колесиков. Благо, квартира находилась на первом этаже.
Остальную дорогу транспортировки пианино осуществляли также, катая его по разгромленному асфальту.

То ли мой сосед был жадным человеком, то ли близость (около 200 метров) расположения квартиры, откуда мы брали пианино,  не давала повода ему оплатить грузовую машину с грузчиками.

При катании по ухабам и колдобинам от этого бедного пианино исходили такие стоны и звуки, которые  могут побеждать в любом соревновании по изданию жалостных криков и звукового изображения ощущения невыносимых болевых ощущений.

Уверен, если бы среди нас был хотя бы один с полугодовым музыкальным образованием, не выдержал бы эти «муки», убежал бы от безысходности и прожил бы в изоляции несколько недель, чтобы преодолеть психологическую травму.
Трудно сказать, в каком исходном положении мы забрали инструмент от прежнего хозяина, но после такой транспортировки, думаю, этот вопрос потерял актуальность…

Подкатив его до нашего подъезда, мы сделали маленькую паузу (перекур), пригласили еще двух соседей и попробовали поднять инструмент на  четвертый этаж.

Это были четырехэтажные хрущевские коробки с узкими лестницами (и не только), по которым, даже спуская гроб, надо применять особые технологии...
Как оказалось, без особой сноровки и приспособлений этот груз не переместить, так как необходима особая конфигурация охвата.

Так как мы устали и уже вечерело, мы предпочли оставить пианино в подъезде, на первом этаже,  подняться к соседу и обмыть покупку. Доставку отменили на потом…

Надо ли описать, что творилось у нас в подъезде на первом этаже, где выстроилась очередь детворы.
 
Терять было нечего. Испортить инструмент, в смысле расстроить его, было не возможно. Разве что кто - то украдет и унесет?

Мучение пенсионерки Шакэ, бывшей учительницей, проживающей на первом этаже, которая страдала гипертонией и другими нервными болезнями, продлились два дня.
Тем не менее, за 3 часа мы эту махину подняли до четвертого этажа, полностью испортив одежду, получив раны и царапины.

И тогда начались мои мучения, когда дочь соседа начала первые занятия по игре на пианино…

Надо полагать, что мои заслуги перед  человечеством и количество добрых дел были по достоинству оценены богом, так как через месяц  дочь соседа потеряла интерес к инструменту.

***
 

Родители моего соседа и сестра со своей семьей жили в Австралии. Такова армянская судьба. Даже в стране кенгуру, где не так давно съели Кука, проживают армяне. Они переселились туда, начиная с 1925 года из Египта, Ливана, Сирии и других стран.

Однажды, вечером, сосед  пришел к нам домой и сообщил, что им дали разрешение на эмиграцию из Армении в Австралию, в Сидней.

Мы побеседовали, поговорили мирно, как всегда. Я не мог определиться, радоваться вести или сдержанно слушать, что ему надо. Наконец он завел разговор про пианино.  Доводы были  убедительны. С таким трудом подняли, а теперь спускать…

- А кому оно нужно?- спросил я. Вот, сосед со второго подъезда переехал в новую квартиру, а пианино просто оставил. Кому не лень, может забрать.

-  Я тебе дарю пианино, просто так. Понимаешь, жалко просто так оставить. Забери. Пригодится…

Вспомнил Райкина юмореску, когда он изображал завсклада сельскохозяйственных продуктов. В конце года,  чтобы не потерять фонды на следующий год, решили полностью использовать финансовый остаток и купили рояль. Когда  он отчитался перед директором, тот спросил:

- Крышка есть? Картошку будем хранить!

Итак, мы просто прикатили пианино ко мне в квартиру, и у нас в доме появился музыкальный инструмент, наличие которого в годы расцвета социализма, рассматривалось и оценивалось как признак особого статуса…



***
Восьмилетняя дочь в то время очень увлекалась пением. Копировала Пугачеву, стоя перед зеркалом. Думали, музыкальный слух имеется. А тут пианино подкатило к нам домой. И к бабке не надо ходить, чтобы догадаться, к чему веду я разговор.

В школе, где училась дочь, какой - то молодой человек, совсем не музыкальной внешности, подрабатывал частными уроками по обучению игры на пианино.
 
После первого посещения  учителя музыки жена наотрез отказалась дальше ходить, так как каждый раз  учитель задавал домашние задания, записывая ноты в тетрадь, при этом разъясняя родителю, что надо сделать дома и как контролировать ребёнка при этом.

Надо отдать должное жене, которая на редкость честно и трогательно призналась, что у нее абсолютное отсутствие слуха.

При этом  было признано, что я очень неплохо пою. Следовательно, у меня музыкальный слух, и естественно я должен помогать дочери в процессе обучения музыки…

Следуя турецкой поговорке, которая не рекомендует обучаться музыке после 40 лет, я бы никогда не совершал такие глупости.

Однако обстоятельства принудили совершать необдуманные поступки.
Через месяц я уже играл  некоторые примитивные мелодии. Правда, надо признаться, что на клавишах фломастером делал надписи типа ля, фа и др.
 
Успехи моей дочери были нулевые. И когда я понял, что мы платим деньги и ходим с дочерью на занятия для того, чтобы мужчина старше средних лет обучался пиликать на пианино, вежливо откланился учителю, и эта мрачная пора моей жизни осталась позади, чему я был безумно рад. И не помеха, что я осознал, что моя дочь абсолютно не музыкальна.

***
После Спитакского землетрясения и без того аварийные Хрущевские Черёмушки Еревана сильно пострадали, и наш дом был признан аварийным.

Пианино уже три года «жило» у нас, и ни разу не было использовано по назначению.

Горизонтальную поверхность мы использовали как подставку для всяких ваз, хрусталя, и, иногда, журналов и книг.

Когда настало время переезда на новую квартиру, я повесил объявление повсюду в соседних домах и дворах, где предлагал бесплатно забирать пианино. Только одно условие: самовывоз.

Через  два месяца, когда мы уже обустроились на новой квартире, а пианино сиротливо оставалось на аварийной квартире, и ходили слухи, что через месяц дом снесут, мне стало жалко пианино, и я решил организовать цивилизованную доставку инструмента к нам домой на седьмой этаж.


***
После развала СССР в Армении настали настоящие кошмарные дни. Все предприятия встали, прекратилась подача газа, электричества, тепла. Городской транспорт был парализован. Хлеб распределяли по талонам. 125 грамм каждому жителю Еревана.

Начался голод и паника. Все деревья были срублены.

Моя  семья, спасалась от холода, греясь у самодельной печи-буржуйки, которую глухонемой  сосед с восьмого этажа топил дровами, которые он добывал в светлое время дня.

Чтобы принимать хоть какое - то участие в общем деле, я решил постепенно сжигать тома Ленина. Все 54 том полного собрания сочинений В. И. Ленина были сожжены за короткий срок. Потом я стал избавляться от не очень нужных книг…

К тому времени я развешивал объявления о продаже пианино, хотя никакой надежды на успех не было…

Через месяц к нам по объявлению зашла молодая женщина, проживающая в соседнем  квартале. Её звали Асмик. У нее не было денег, поэтому она за пианино предлагала оплатить золотой цепочкой, которая ей досталась как подарок покойной бабушки к ее свадьбе.
 
Она была профессиональной пианисткой с консерваторским образованием.
 
Асмик и ее муж Армен, с которым мы, в последствии, тоже познакомились, недавно вернулись из Украины, куда они переехали в поисках счастья, однако, прожив там год, вернулись обратно в Ереван. Здесь  Асмик и решила восстановить свои уроки по обучению музыки детей. Для этого ей нужно было купить пианино, так как при переезде на Украину, ее хороший, немецкий инструмент продали еще в прошлом году.

Муж Асмик, Армен, как- то  пригласил меня к себе домой, где мы от души посидели за бутылкой карабахской водки.

Во время застолья Армен мне объяснил, чтобы мы с женой особо не церемонились с Асмик по поводу пианино, так как они все равно рано или поздно, опять уедут из Армении. На этот раз в Россию.


***
После долгих колебаний и семейных советов, мне все-же удалось уговорить жену согласиться уехать в Россию, к ее матери, чтобы спасти от голода и холода наших детей.

Уезжали мы, оставляя квартиру с мебелью и вещами, вероятно, тем самым, уговаривая и успокаивая себя, что вероятно мы вернемся.

Для приобретения билетов на самолет (Армения была и до сих пор остается в блокаде) не доставало 200 долларов. Откуда брать, непонятно.

Кажется, и на этот раз бог решил отблагодарить (поощрить) меня за мои добрые дела. Совсем неожиданно,  нашлась семья, которая за 180 долларов купила у нас это пианино, и сами же его спустили и вынесли.

Самое интересное было то, что, простучав по нескольким клавишам, покупательница, знаток этого дела, призналась, что инструмент в неплохом состоянии…

С тех пор я ничего не знаю о странствиях моего пианино. Остался ли он в этой доброй семье или продолжает странствовать, не знаю…

***
Через 6 месяцев после того, как мы покинули Ереван, к нам в Россию по адресу, который я передал друзьям в Ереване,  приехал совсем растерянный и без всякой надежды на будущее Армен-муж Асмик.

- Арарат, я понимаю, тебе тоже несладко. Но умоляю, помоги. Погибаем. Голодаем в буквальном смысле. Продали все, и я с трудом выбрался. Мне обратной дороги нет. Я выехал в одну сторону, чтобы потом семью привезти. Единственная надежда ты. В Росси у меня никого нет.

Армен пожил у нас, пока в далеком районе не нашел работу главного ветеринарного врача животноводческой фабрики (он был хорошим ветеринаром) в одном  загрязненном радионуклидами районе области.

Он и до сих пор работает там и, говорят, процветает. Уже 4 машин поменял.
Завел молодую любовницу и загулял. Под конец, Асмик этого не выдержала, развелась с ним и уехала с дочерью в США на постоянное место жительства.


***
После переселения из Армении в Россию я пропитан жутким и все усиливающимся чувством ностальгии.

Она (ностальгия) всегда и всюду сопровождает меня. Сидит у меня, дрожит как камертон, тихо стонет и плачет в душе.

Мне постоянно хочется поделиться с людьми моими чувствами, переживаниями.
 Не потому, чтобы они меня, такого несчастного пожалели (боже упаси).

Я хочу всему человечеству сообщить, что состояние постоянного ностальгирования разрушает душу и не дает человеку быть полноценным. Тем более, счастливым.

Я хочу мое обращение сделать содержательным, убедительным и трогательным.

Я хочу, чтобы люди поверили мне, и на этом фоне ощутили свое счастье.

Жить у себя н РОДИНЕ, это уже счастье.

Иметь возможность в любое время навестить  могилы своих родителей - счастье.

Проснуться и каждый день смотреть на непризнанное чудо Света - гору Арарат-счастье.

Иметь возможность ходить по местам, где ты влюблялся в первый раз, целовался и был счастливым, тоже счастье.

***
Все «герои» настоящего эссе, по своему, несчастны, так как они все, в том числе и я, потеряли Родину.  А самое страшное, что они потеряли веру в то, что когда -  либо навсегда вернутся туда.
Разве что в других мирах…

23. 06. 2012, г. Брянск

P.S. Творчество Вильяма Сарояна я изучаю давно и непрерывно. Недавно обнаружил, что у Сарояна имеется рассказ по названию «Пианино». Рассказ изумительный и там много музыки, в отличие от моего «Пианино». Думаю, я не совершил никаких незаконных деяний, и если знал бы об этом факте перед завершением и публикацией этого рассказа, все равно, я его озаглавил бы также.


Рецензии
Тяжелая судьба у армянского народа... И я понимаю Вашу тоску по родине...
Что касается названия эссе (а это, с моей точки зрения, именно эссе), то, слава Богу, хотя бы на названия еще не придумали оформлять патенты :-)

Кстати, у моего сына есть стихотворение с таким названием http://www.stihi.ru/2008/04/27/3402

С уважением

Ольга Безуглова   30.09.2012 14:44     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание и за юмор!!!
С уважением!!!

Арарат Пашаян   30.09.2012 15:04   Заявить о нарушении
Относительно ностальгии - могу подписаться под каждым Вашим словом. Просто страшно, что для многих жить на Родине - это непозволительная роскошь... Это наша трагедия...

Ашхен Мелик-Мартиросян   22.02.2013 18:38   Заявить о нарушении
Дорогая Ашхен!!!
Мои произведения особо трогательны для "таких" судеб, как у нас с тобой.
С другой стороны я иногда понимаю раздраженность наших соотечественников, который нас упрека говорят "dzend tak texiz a galis"
Действительно, имея наши относительно превосходящие социальные и бытовые условия по сравнению с теми пещерными устоями, что сейчас царят на Родине, казалось бы считать счастьем каждое утро увидеть АРАРТ можно считать "ханжеством".
Думаю знаете какая там пенсия и какая безработица.
И когда стоит вопрос голода и холода там не до сентиментов, каковыми считаются наши Ностальгические порывы.
К сожалению наши соотечественники справедливы...
Однако....
Ностальгия от этого меньше не становиться....

Арарат Пашаян   22.02.2013 19:40   Заявить о нарушении
Если бы изготовители пианино ставил на них надпись-напоминание о том, что инструмент всегда должно быть тщательно настроенным, и его нельзя не то, что катать по улицам, но и после малейшего сдвигания с места приглашать настройщика, то у детей не возникал бы протест к обучению на этом инструменте. Даже неосознанные ухом фальшивые звуки способны вызвать отторжение от игры.

Артэм Григоренц   09.06.2013 07:58   Заявить о нарушении
Уважаемый Артем! Спасибо за посещение. Неужели эта трогательная история, пропитанная ностальгией ассоциировала у Вас столь жестокие и суровые профессиональные соображения или измышления?
Мне просто за себя обидно, что не мог неверно настолько убедительным быть, что в результате получаю такое ошеломляющее мне мнение о моем произведении.
Мне очень жаль и за себя и за Вас!

Арарат Пашаян   09.06.2013 10:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.