Виталий Ковалёв. Отблески звезд на звучащих камнях

Виталий Ковалёв видит отблески звезд на звучащих камнях

Страница Виталия Ковалёва на  портале Проза.ру - http://www.proza.ru/avtor/asarov

Каждый читатель ищет в любом произведении что-то «своё». Это может быть описание природы, которой он не видел, но живо представлял. Может быть, чувство, испытанное однажды, или то, которое хочется испытать. А может быть, одно слово или словосочетание, которое странным образом отзывается резонансом в душе читателя. Удивительно, но в самом начале повести Виталия Ковалёва «Лолита», в названии предисловия нашлось такое словосочетание и для меня – «белый камень». И будь я в момент знакомства со страницей Виталия на портале Проза.ру лишь неделю или месяц, могла бы подумать, что писатель и художник из Латвии намеренно вынес его в заглавие, чтобы привлечь к чтению повести именно меня.
Тут необходимо пояснение: Белый Камень – под таким псевдонимом на литературном портале, в самом начале моего «поселения» на нем, со мной общалась моя тёзка - юная девушка из Севастополя, помогавшая в переводе моего первого романа на русский язык. Было лето. Девушка представилась студенткой, которая решила совместить приятное с полезным – чтение с попыткой анализировать чужое творчество, чтобы позже писать самой. Ей я рассказала о народной песне, известной в наших краях, - «Ой на горі білий камінь». Когда перевод был завершен, моя помощница, видимо, покинула сайт. Или открыла новую страничку под другим псевдонимом, чтобы помогать безвестным пока новичкам освоиться на литературном ресурсе, где происходит много загадочного и не всегда понятного – почти как в дремучем лесу или большом мегаполисе, где люди теряют друг друга, теряют даже самих себя. И находят. Кому как повезёт.
Но вернемся к повести Виталия Ковалёва, которую мне повезло найти на Проза.ру.
Звезды, конечно, легче увидеть. Их хочется видеть к тому же. А хочется ли человеку смотреть на камни? Если хочется, значит, такой человек способен понять, что камням известно поболее нашего.
Виталий Ковалёв видит не только камни, конечно. Его повесть наполнена удивительной жизнью удивительных, но таких узнаваемых героев, будто ты сам давно был знаком с ними, но призабыл об этом знакомстве, а оно вдруг напомнило о себе тихой мелодией волны, плещущейся о белый камень.
В повести рассказывается о летней студенческой практике в латвийской деревне. Атмосфера, которую ощутить довелось многим из нас. Наверное, у каждого из нас есть знакомая «девушка с четвертого курса», которая спешила жить, вкладывая в понятие «жить» всего лишь собственное убеждение-заблуждение, что "жизни" не случится, если не потащить вовремя, или не вовремя, одеяло на себя. Или героя. Да хоть с постели! Или в постель. А на самом-то деле, жить – это ждать. Ждешь – значит, живешь. И помнишь о белом камне, который ждет тебя.
Заметки о работе кистью и красками, помещенные писателем в предисловии к повести, подсказали, что литературный герой, скорее всего, свою Лолиту «лепил» не по Набокову. Ковалёвская Лолита немного похожа на Олесю Куприна – в том, что она также дитя природы и непосредственности. А стиль произведения напомнил мне те рассказы Бунина, которые посвящены воздействию природы на чувства человека.
В первой главе сразу же раскрываются наиболее значимые черты характера и даже некоторые способности главного героя, о которых сам он, очевидно, и не подозревает. Прежде всего, его желание понять собеседника, рассмотреть его не бегло, увидеть, как он устроен внутри и порадоваться за него. Наличествует у главного героя педагогический дар. И еще тот дар, который на несколько порядков выше, и ему подчинены все остальные способности, - дар творца. Но он им обладает, отдавая.
Образ Лолиты выписан так тщательно и с такой любовью, что лишь за него Виталию Ковалёву можно выставить множество плюсов. Это мастерство. Потому что, как правило, если у героя, даже и положительного, есть прототип, то в реальной жизни он не так обаятелен, не столь целостный, скорее шероховатый, нежели такой, к которому хочется прикоснуться. И вот «забыть» о недостатках прототипа, нарисовать его таким, чтобы он при всех положительных качествах не казался приторным, - это умение, которое далеко не каждому автору дается. Но, как я понимаю, личность самого автора в создании образа принимает самое деятельное участие, оттого и образ Лолиты так гармоничен.
Меня не вполне устроил рассказ Лолиты о Карине, которой на голову упал кирпич. В жизни так, конечно, случается. Но у читателя возникает вопрос: да что же это за церковь была, из которой после венчания невозможно выйти без боязни получить как минимум шишку на голове?! В этом месте повести хочется прочувствовать трагизм ситуации, а вместо этого случилось улыбнуться. Но, может, так и было задумано автором.
Мистическая история о Маргарет органично вписывается в повествование, хотя и может быть совершенно самостоятельным произведением.
Немного банальным показалось упоминание Лолиты о том, что её можно будет отыскать по родинке на груди, да еще в форме сердечка. Хотя, опять же, выражения чувств по-«альбомному» у девочек такого юного возраста – самая что ни на есть достоверность.
«Середину счастья» забыть уже невозможно. Это просто сногсшибательная находка! Но пусть её самостоятельно  ищут те, кто ещё не читал восхитительное повествование о девочке-волшебнице.
В финале произведения, состоящего из отдельных новелл, объединенных общим сюжетом, Виталию Ковалёву удалось словесно создать панораму, которую можно увидеть с высоты полёта на воздушном шаре.
Повесть чудесна! Если читать её вслух, она звучит музыкой. О каждой главе можно писать отдельный литературоведческий труд. Но я этого делать не буду, потому что нужно же поле деятельности и для потомков оставить.
Отдельно хотелось бы сказать о Виталии Ковалёве как о профессиональном художнике. Его работы не отпускают, они притягивают солнечными акцентами и мастерской уверенностью линии. Но о живописи – собственной и той, которая уже вошла в сокровищницу мирового искусства, Виталий знает больше моего, и он сам рассказывает об этом в циклах публикаций на портале Проза.ру.


Рецензии
Ирина!
Рада Вас видеть! Проза.ру без Вас - не совсем Проза.
А по поводу Виталия Ковалева... именно благодаря ему я оказалась на этом сайте. И именно он - мой самый беспощадный и искренний критик.
Умница Вы, что написали о нем. Спасибо.

Евгения Серенко   23.09.2012 18:36     Заявить о нарушении
Женя, спасибо Вам за добрый отзыв. Да, Виталий - просто молодец. Я с огромным удовольствием читала его Лолиту, да, собственно, все его произведения. И художник он удивительный.
А закрывала я страницу, потому что в который раз заметила вторжение в мою электронную почту, а также аккаунт в Фейсбуке. Это длится давно, мне пришлось несколько раз менять адреса. Но сегодня, кажется, я наконец поняла, откуда "ноги" растут у моей проблемы. Это связано с моей журналистской работой в моем же городе. Но пока не буду возвращать все свои произведения на Прозу. Мне нужно будет еще поработать практически со всеми текстами. А время для этого появится только зимой.

Ирина Мадрига   23.09.2012 18:05   Заявить о нарушении
Перечитала еще раз...
К "Лолите" у меня - особое отношение, и Виталий об этом знает:)
Но вот на что я обратила внимание сейчас: Вы, Ирина, тоже разглядели это удивительное и редко встречающееся качество у человека: умение увидеть хорошее, талантливое в других - и не просто увидеть - многие видят! - но и помочь, подсказать, направить... И сделать это, не обижая, а наоборот, вызывая уважение и благодарность.
Я рада, что на сей раз мы с Вами - единомышленники:)

А рассказ мой - спасибо Вам! - пишется. Наверняка Вам знакомо это чувство - когда не ты пишешь, а рассказ "пишет тебя". Вот я и жду, когда придуманный мной сюжет созреет настолько, что заставит бросить все остальное - как заставили на полуфразе бросить почти дописанную миниатюру мои "Поганки":)

Евгения Серенко   23.09.2012 19:12   Заявить о нарушении
Все верно. Но иной раз собеседник может не понять подсказок, кто-то доброжелательность принимает за неискренность. Это зависит от многих вещей, знаю по себе, со мной подобное случается. Дело ведь в том, что мы находимся в различных условиях. Один человек на Прозе написал мне недавно, что, мол, "вольготно Вы здесь устроились, уважаемая филологиня, а нам пришлось инженерами работать". Как же реагировать на подобные реплики?! Я не удалила этой рецензии. Человек удалил ее сам на следующий день. Видимо, все же подумав о том, что по сути-то дела ему обо мне ничего неизвестно, наверное, понял, что зря задел, обидел. Или еще пример: одна почитательница таланта Виталия заходит ко мне на страницу и пишет: "Вот зачем Вы приперлись на русский сайт со своей украинской мовой?" Какой-то "шутник" оставляет мне замысловатую фразу о том, что "усы указывают на повышенную сексуальность женщин". Господи, сколько этих глупостей здесь было - не пересказать.Но вот я после подобных отзывов долго в себя прихожу, и писать мне уже совсем не хочется, ни я рассказов не пишу, ни они меня не пишут. Остается только ответить такой дурьей башке в её же стиле. Но я не всегда могу это сделать, мне просто совесть не позволяет хамить и выставлять хамство на показ.

Ирина Мадрига   23.09.2012 19:41   Заявить о нарушении
Женя, извините, мне нужно идти. Если что, то позже смогу Вам ответить.

Ирина Мадрига   23.09.2012 19:42   Заявить о нарушении
А вот этого - такой чувствительности к хамству - я не понимаю и не принимаю.
Мне дважды написали отзывы, состоящие из гадостей и нецензурщины. Я просто занесла этих товарищей в черный список и забыла их имена. В мире сколько миллиардов человек? Неужели же среди этих миллиардов нет, мягко говоря, неумных людей? Есть. Но при чем здесь я? Читать их? Отвечать им? Да еще переживать из-за них?:)

Евгения Серенко   23.09.2012 19:53   Заявить о нарушении
У меня нет черного списка. Был одно время. Позже я решила "выпустить" всех на "волю" из "темницы". И сейчас она у меня осталась лишь как напоминание о возможности возвращения к недемократическому режиму. В "тюрьме" люди еще злее становятся. Вот, а те, кого я "освободила", на моей странице ведут себя вполне прилично:)
Ну, а с другими хамами, а их тут - много, к сожалению, стараюсь просто не спорить, потому что это даже не бесполезное занятие, а даже и весьма неполезное - можно самому хамством заразиться.

Ирина Мадрига   24.09.2012 16:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.