Смысл жизни

Будь наш разум совершенным, мы бы обрабатывали все новые факты и меняли свой взгляд на мир с их учетом.


На тему  "смысла" существует множество предположений, пишутся умные философские книги, люди ищут на блюде предложенного (Творцом? Собственным сознанием?) разнообразнейшего шведского стола жизненных наслаждений смысл.

Современный нормальный среднестатистический человек ответит - в воплощении желаний и их дальнейшем развитии.
 В математике есть понятие "нормально параллельные" . То есть т.н. нормальные люди - это типа "идущие вместе" (шеренгой,строем, стадом - в заданном направлении),глядя один на другого и РАВНЯЯСЬ (т.е. чтоб всё было как у людей, а желательно равнее, лучше, больше и быстрее). Так называемый "мэйнстрим", которому необходим пастух, ведущий - ибо не ведают, что есть цель и смысл. Кстати, отношения овец и пастуха заканчиваются шашлыком.   
    Ну, мы-то не такие - разденем лук, посмотрим в корень.

 Желания во-ПЛОЩаются, становятся ПЛОТью.
Но ПЛОТЬ - утлый ПЛОТ в океане, любое ПЛОТное тело подвержено распаду: звезда, планета, ребёнок, автомобиль, даже ПИрамиды(особенно финансовые)). Все желанные интеллектуальные достижения также остаются лишь в воПЛОЩениях МАТериального мира (обречены на распад)и в памяти - которая недолговечна и вообще мнима, ибо - былое. Что толку мять мнимость?
  СтОит ли строить замок на песке?..
 
Во времена Вавилонского пленения - в перекурах между плачем на реках - еврейские раввины при составлении Талмуда специально уделили много лет одному-единственному вопросу: "А стоит ли здесь вообще рождаться?" Скрупулёзно разобрав все ЗА и ПРОТИВ, беспристрастно вывели затем вердикт: "Не стОит. Страданий в земной жизни таки гораздо больше, чем наслаждений." Но после вывода добавили постскриптум: "А тебя кто спрашивал?"))
Можно бы было отсюда в два хода взорвать миф о доброте "Творца" (и - родителей по отношению к своим потомкам), но предоставлю всё додумать проницательному читателю.
 
  И это при безусловном для приверженцев авраамических религий подчинении указанию "плодиться и размножаться."



   По поводу бесконечных перерождений существ согласно кивают такие диаметрально разные направления как Буддизм и Каббала. Мы находимся в плену обусловленного взаимозависимого происхождения, а двигатель этого - бесконечные новые желания. Порождая причину, порождаем следствие; посеявший ветер - пожнёт бурю. Родив ребёнка (даровав ему свою порцию страданий и метаний в всё усложняющемся мире) будь готов родиться вновь и сам, получив аналогично. Ударил - ушибся, родил - родился. Между тем на Земле становится всё тесней - со всеми вытекающими. Ничего не напоминает? Камеру в тюрьме, где по два человека на место и спят по очереди.
 
  Возможностей экстенсивного роста потребления водных ресурсов в мире осталось всего на 10-15 лет, при этом даже европейская часть России к 2030 году может стать вододефицитной, заявил директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян.
По его словам, сегодня от двух третей до 70% всей воды, которую человек забирает из водных источников, приходится на воду для орошения в сельском хозяйстве. При этом перспективы роста сельскохозяйственного производства, необходимого для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, связаны практически только с орошаемым земледелием.
Учёные подсчитали, что когда количество жителей Земли перевалит за 9 млрд, глобальная температура подрастёт на 2 градуса по Цельсию, что станет причиной сильного голода и, как следствие, гуманитарной катастрофы.
    Учёные подсчитали также, что её можно избежать при условии, если земляне станут вегетарианцами: скот ест зерно, а на производство зерна в мире тратится 50% сжигаемых углеводородов. Хотя в сей оптимистический вариант при знании человеческой природы, как говорится, "свежо питание, да серится с трудом". Плодятся, жрут, выгрызая всё вокруг себя, не думая о будущем - а лишь о потребляемом и накопляемом. И - верят, и ждут рая.


   Мы постоянно страдаем и хотим, чтобы нас стало больше... Базовое неведение, присущее умам всех существ, является главной причиной возникновения мира. Это неведение и его последствия можно представить как 12 Звеньев взаимозависимого происхождения - на них основывается описание того, как мы переживаем мир. (Вспомним 12 колен дома Израилева, циферблат земных часов из 12 частей, 12 месяцев земного года.) Последовательность этих звеньев, или "нидан",составляющая цикл наших переживаний такова:

1)базовое неведение, ведущее к
2)образованию кармических тенденций. Это выражается в
3)двойственном сознании, которое, в свою очередь преобразовывается в
4)чувство отождествления себя с "Я", а изначальное разграничение сознания - в
5)различные источники восприятия. С помощью этих источников восприятия устанавливается
6)контакт с явленным миром. Из контакта возникают
7) ощущения. на их основе рождается
8)желание переживаний, которое вызывает
9) цепляние. Эта основа подпитывает чувство
10) становления, или желания существовать, что ведёт к рождению в физическом теле. После того как сознание обрело физическое тело, оно переживает этапы человеческого существования:
11)рождение и
12) старение, а также стадии жизни, которые в конце концов приводят к смерти и заканчиваются ею. В момент смерти сознание погружается в базовое неведение - так завершается полный цикл.
    Вселенная - это проекция сознания.

    В буддистском пантеоне Аспектов сознания особое место занимает Палден Лхамо (Шридеви, санскр.), Сиятельная Богиня, Защитница Учения. Канонически изображается едущей на муле (сакральное животное ввиду своей БЕЗПЛОДНОСТИ) с попоной из кожи своего сына - убитого ей ввиду небрежности по отношению к Дхарме и намеревавшегося плодиться и размножаться, обрекая новые существа на страдания этого мира.

   Будда сказал,если бы мы действительно осознавали, что страдаем, если бы мы не были настолько охвачены неведением и поняли всю боль и мучения, которые переживает плод в материнской утробе, то уже в этой жизни усердно трудились для достижения Просветления и никогда больше не испытывали таких страданий.
   "Помни мы о боли, переживаемой на стадиях внутриутробного развития, мы бы знали, что во время формирования различных отверстий и органов чувств боль плода подобна страданию от растревоженной открытой раны. Мы бы помнили, что развитие конечностей сопровождается нестерпимой болью растягивания суставов, как если бы очень сильный человек стал вытягивать из суставов наши руки, а другой одновременно бил бы по ним дубиной. Такую же боль вызывает процес совершенствования различных систем - нервной, костной, мышечной, пищеварительной и пр.
   Сознание зародыша очень чувствительно к условиям, в которых находится мать (как и все мы чувствительны к условиям окружающей среды). Если она употребляет холодную пищу, ребёнок ощущает, будто его бросают обнажённым на лёд. Если мать ест или пьёт горячее, младенец чувствует, будто находится в кипятке. Если она ест мало, он будто подвешен в пространстве, а если много - ощущения подобны давлению гор. Если мать спаривается, плоду кажется, что, падая со скалы, он ударяется об её склоны. Плюс страдания от самого факта пребывания в тёмном, тесном, сдавливающем пространстве, где нечисто и неприятно пахнет.
   Сам процесс рождения тоже очень болезненный. Представьте металлический диск с небольшим отверстием, в который продевают толстый шнур, чтобы сделать его меньше и тоньше. Младенец ощущает сдавленность в тесном пространстве утробы, откуда он выталкивается во внешний мир - это подобно прохождению через такое приспособление. Входя в мир, ребенок очень чувствителен ко всему, с чем соприкасается. Он ощущает себя как маленькая птичка, на которую набросились волки и ястребы - это непосредственные, подавляющие переживания, вызванные прикосновениями и пеленанием. Мытье воспринимается как свежевание, и даже самая мягкая ткань, на которую его кладут, младенец чувствует как кровать, усеянную шипами. Все дети плачут после рождения - это признак страдания и физической боли. Если бы процесс рождения не был мучительным, можно было бы ожидать от ребёнка улыбок и смеха."      
                ("Основы буддийского пути", Его Преподобие Калу Ринпоче*)

   Мы все пережили различные страдания, сопутствующие процессам перерождения и умирания (описанные Буддой), но воспоминания о них стёрты из нашей памяти. Однако медработники имеют представление о том, как мы страдаем взрослея и продолжая жить в этом мире. На собственном опыте зная, что такое болезнь, физические и умственные трудности, мы понимаем, что жизнь всегда сопровождается болью и страданием умирания. Как раз сейчас мы посередине этого страдания - которое сопутствует ВСЕМ переживаниям, но нужно учитывать роль накопленной нами кармы. Те, чья карма особенно благоприятна (заслуженная благими действиями), имеют преимущество - чувство счастья сопутствует всем переживаниям, страдание ослабевает.

Исследование этих вопросов рассеивает всякую наивность в самом понимании жизни. До тех пор, пока мы счастливы и всё хорошо, мы думаем: "О! Всё замечательно. К чему эти разговоры о страдании? В сансаре приятно жить. "А в тюрьме сейчас ужин, макароны дают..." Из такого отношения рождается ОБЩАЯ ПРИВЫЧКА ПУСКАТЬ ВСЁ НА САМОТЁК - "И всё идёт само собой, как ступа с бабою Ягой", как гениально заметил великий классик. Но как только случается что-либо неприятное, в ту минуту, когда приходит боль и проблемы, мы лишаемся покоя. Мы думаем: "О! Я умираю. О! Я заболел. О! Всё разваливается". Тогда мы предпринимаем неуклюжие попытки исправить ситуацию. Но настоящей помощи, которая могла бы вывести нас за пределы страданий,нам ждать неоткуда, кроме техник и учений Будды.

"Мы не можем ждать милостей от Природы. Взять их у неё - наша задача."
"Буратино, ты сам себе враг."
"Спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

 

Так что смысл в жизни если и есть у воистину мудрого - то только в том, чтобы больше не перерождаться в МАТериальной Вселенной страдания. Для этого необходимо приложить все усилия уже в этой жизни.
http://www.buddhism.ru/teach/video.php?movie=0

* Е.П. Калу Ринпоче (1903-1989) родился в Восточном Тибете и был опознан как воплощение активности Джамгёна Контрула Лодрё Тхае, одного из величайших учёных традиции Кагью. Его наследие считают одним из наиболее полных и важных для современных школ данной традиции.


Рецензии