Арсений Первый - галактический император. Пролог-2

Утром Арсений проснулся с первым будильником. Быстро позавтракав, он выбежал на улицу. Наконец-то день начался, как надо, - и  можно было пройтись до метро пешком.

Решительно выкидывая из головы всё лишние мысли, он сконцентрировался на предстоящем рабочем дне. На свежем воздухе думалось очень хорошо, так что в голову сразу же пришло несколько удачных идей. Сев в метро, Арсений удержался от соблазна почитать сегодняшнюю газету. Вместо этого он решил  критически оценить то, что придумал до этого. И, если надо, кое-что развить и уточнить. В результате к моменту приезда на работу он уже чётко знал, что конкретно будет делать. И при этом был уверен, что сделает всё гораздо лучше, чем до этого.

Так что к концу рабочего дня он полностью выполнил свой дневной план. А до девяти часов вечера успел сделать хороший задел на следующий день.

В таком ритме молодой инженер проработал до конца недели. Новый режим требовал меньших физических усилий, хотя и большей волевой концентрации.

Наступили выходные.

* * *
   
Они, правда, у Арсения давно уже носили очень специфический характер. С того момента, как началась запарка, он все выходные работал – и субботы, и воскресенья.

Конечно, ходить на службу всю неделю подряд было очень тяжело. И чисто физически, и даже морально: неприятно было сознавать, что всё дела, не связанные с работой, просто-напросто стоят. Из-за банальной причины – полного отсутствия времени.

С другой стороны, грех было особо жаловаться. Работа в выходные оплачивалась, причём в двойном размере. Да ещё по реально отработанным часам - в отличие от будних дней, вечера которых Арсению не оплачивались никак.

Поэтому сердце грела мысль, что, когда время наконец появится, то дела, которые требуют материальных затрат, выполнить будет гораздо легче.

И всё-таки было тяжело. Очень тяжело! Всё-таки каждому человеку нужна какая-то отдушина.

* * *
   
Но на самом деле всё было не так безнадёжно. Потому что кое-чем выходные от будних дней в лучшую сторону всё-таки отличались.

Во-первых, в субботу и воскресенье Арсений давал себе небольшую поблажку: приходил на час позже, а уходил на час раньше. По времени это всё равно получалось гораздо больше официального рабочего дня – но по сравнению с буднями это был почти праздник!

Во-вторых, в выходные большинство сотрудников НИИ не работало. То есть в плане трудовых достижений время как бы останавливалось. Поэтому всё, сделанное в выходные, шло как бы «в чистый плюс».

Со вторым было связано и третье: самую муторную часть работы, связанную с подписями и согласованиями, в выходные было делать просто невозможно. С одной стороны это было даже плохо, так как приводило к тому, что не все срочные действия можно было выполнять в субботу и воскресенье. С другой стороны, на эти два дня оставалась в среднем более приятная работа.

В-четвёртых, важным плюсом выходных было отсутствие на работе начальства, которое, говоря честно, в «горящие» дни очень напрягало, требуя ежедневного отчёта по результатам сделанного. А иногда даже заставляло отчитываться по несколько раз в день.

Отсюда же вытекало и «в-пятых».  Отсутствие промежуточного контроля позволяло так организовать работу, чтобы это было оптимально с точки зрения конечного результата. Арсений был неплохо подкован в части многокритериальной оптимизации и знал, что чрезмерный акцент на промежуточных результатах  очень часто не ускоряет работу, а, наоборот,  дезорганизует её.

Учитывая все перечисленные выше плюсы, Арсений решил сделать в субботу и воскресенье резкий рывок. Нет, не «посильнее напрячься» - это бы явно не привело ни к чему хорошему. Рывок должен был заключаться в максимальной оптимизации процесса работы, что должно было привести к к резкому повышению объёма сделанного при сохранении того же уровня трудовой напряженности, что и раньше. И главным фактором при этом был порядок выполнения пунктов трудового плана...

* * *

Казалось бы, какая разница, в каком порядке выполнять те или иные дела? Вроде бы от перемены мест слагаемых сумма не меняется? Но реальная жизнь сложнее алгебры. И в данном случае порядок имел значение. Ещё как имел!

Дело в том, что работы были явно неравнозначные. Во-первых, за выходные нужно было подготовить многостраничный документ. Это была срочная, муторная, трудоёмкая работа, требующая внимательности и немалой квалификации. В общем, с психологической точки зрения дело трудное и неприятное. Но этот пункт плана имел и свой плюс: Арсений имел немалый опыт в создании таких документов. То есть никаких неприятных сюрпризов в этой работе не ожидалось.

Во-вторых, надо было разработать и отладить два маленьких, но довольно сложных программных модуля. Вот это были действительно интересные задачки, требующая немалой изобретательности! Закавыка, однако, заключалась в том, что такие разработки следовало тщательно продумывать – чтобы выбрать правильный вариант исполнения. А вот на такое продумывание времени как раз и не было...

Такая ситуация случалась у Арсения не раз. И обычно всё развивалось примерно по одному и тому же сценарию...

Сначала Арсений расслаблялся (ведь выходные же) – и начинал с более интересной работы. Поскольку, однако, времени на её продумывание не было, приходилось останавливаться на наиболее очевидном варианте реализации. И уже в ходе работы оказывалось, что вариант этот  отнюдь не лучший... И времени требует чуть побольше, чем казалось...

В общем, в конце концов наступал момент, когда сложную, но интересную работу следовало отложить в сторону – и заняться простой, срочной и  неинтересной. Но психологически это было очень трудно. Через некоторое время Арсений, конечно, себя пересиливал, и, стиснув зубы, брался за мелкую муторную работку – но времени оставалось очень мало. И к концу выходных он не успевал.

Поэтому срочную работу приходилось судорожно доделывать в понедельник, периодически выслушивая риторические  вопросы начальника – чем это он занимался в выходные? Правда, к середине понедельника Арсений обычно успевал...
         
После этого были возможны, грубо говоря, два сценария. В лучшем случае вторую половину дня Арсений судорожно доделывал отложенную сложную работу – и к позднему вечеру завершал её, но – увы! - с минимальным качеством. В худшем случае неожиданно выскакивало ещё что-нибудь срочное,- и всё, что не было доделано в выходные, вообще «повисало в воздухе».

Но самое обидное в этой ситуации было то, что, после того, как сложная работа оказывалась сделанной, становилось понятно, что сделать её можно было было гораздо лучше, проще и быстрее. Но – увы! - ничего изменить уже было нельзя. Времени на переделку, конечно, не было в принципе. Да и зачем переделывать то, что хоть как-то, да работает?

Вот только бездарно потраченного времени было жалко...

* * *

Увлёкшись своими тревожными воспоминаниями, Арсений и не заметил, как дошёл до автобусной остановки. И даже чисто машинально попробовал сесть в автобус – но вовремя сообразил, что сейчас суббота, и лишние двадцать минут, собственно говоря, ничего не решают. Поэтому он мысленно помахал рукой отходившему от остановки автобусу и пошел к метро. При этом, конечно, стараясь не думать ни о чём постороннем, а, напротив, занимаясь мысленным планированием двух следующих дней.

Арсений решил решительно отойти от старого и явно бесперспективного сценария. И быстро (за пять минут) составив (конечно, мысленно) план работ. Это был изящный и остроумный план.

Не откладывая дело в долгий ящик, Арсений сразу же приступил к его реализации. А именно, начал мысленно перебирать варианты (можно было сказать и «способы») выполнения более сложной из работ – создания программных модулей. При этом он не стремился оценивать эти варианты их по принципу «хороших и плохих», а просто старался сделать их список как можно больше.

Оказывается, иногда очень полезно давать волю фантазии! Способов-то оказалось несколько десятков! Честно говоря, Арсений сам этого не ожидал!

Придя на работу, Арсений сел за свой стол и включил компьютер. Теперь должно было начаться самое интересное!   


Рецензии
Владимир! Ансений молодец, всё распланировал...
С искренним теплом,

Андрей Воин   14.01.2013 14:11     Заявить о нарушении