Зачем человеку духовное убежище?

  Реальный мир для нашего беспокойного сознания оказался мало комфортабельным и слишком жестоким (прав был Маяковский). По этому поводу писатель и философ начала ХХ века П.С. Юшкевич писал: «Потребность в ином, в отличном от привычных впечатлений глубоко заложена в человеке, и чем выше уровень культуры, тем настойчивее делается она и тем многообразнее способы ее удовлетворения».
  Эта потребность вызывает чувство протеста против обыденности, иногда и против себя…  Но  бунтовать против себя и против жизни  — дело неблагодарное и  бесперспективное, поэтому разум стал искать духовное убежище,  уголок для раскрепощения духа и тела – для  «полного улёта»…

Формы  и  интерьер этого убежища весьма разнообразны и подчас хорошо замаскированы. Наиболее грубые формы - алкоголизм, наркомания, извращенные формы секса и множество других. Более утонченные формы — искусство, театр, литература,  религия, клубы, секты, масонство, отшельничество, монастыри, молодёжные объединения – готы, хиппи, панки. Чувствительные французы придумали сюрреализм - в инете множество их прекрасных творений - залюбуешься!
Абстракционисты, футуристы и фантасты  тоже не отстали. Есть уклон и в сторону "абсурдации" в искусстве, живописи - это знаменитые  Марсель Дюшан («Фонтан»), Пабло Пикассо («Авиньонские девицы»,«Герника»), Анри Матисс («Красная комната»). Сюдя же тянет и "Красный квадрат" Малевича и другие.
Грубо говоря - это некоторого рода самообман, уход от реальности в омут алогизма как в дурном сне, переключение сознания на новые образы, понятия, соотношения, ценности. Видать это нужно для отдыха мозга. Пусть абсурдно, зато ново, контрастно, заманчиво - адреналин! Писсуар назвать фонтаном - ведь до Дюшана никто не догадался это сделать (вернее - не решился сделать). И есть любители и сторонники этого, они умиляются этим каламбуром, считают некоторой фишкой современного модернизма.
  Психологи говорят - самообман тоже нужен. Не зря восклицал наш Пушкин -"Меня обмануть не трудно, я сам обманываться рад!". От Артура Шопенгауэра мы получили хороший афоризм: «Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя». Есть и психологическая литература: Роберт Триверс. "Обмани себя. Как самообман помогает нам выжить". В инете есть и можно почитать с интересом.

  Выкопал еще в инете новое для себя слово - ЭСКАПИЗМ.  Оказывается, это и есть массовый убёг от реальности в вымышленный виртуальный мир! Чего там только нет - множество фильмов, романов, рассказов, картин, фантастического и сюрреалистического. Значит есть большой спрос в нем! Психологи считают, что в умеренной форме эскапизм является родом рекреации и может помогать пережить стресс.
 Существует еще один вполне научный обобщающий термин - СИМУЛЯКР. Он означает копию чего либо, у которой нет оригинала! Чудеса и только - чего только не может изобрести человеческий мозг. Виртуальные объекты часто являются симулякрами, но в них есть спрос - они снимают стресс.

  Поиск убежища неистребим и присущ всем людям независимо от возраста. Детской формой этого убежища являются сказки, фантастика и собственные выдуманные миры типа «Швамбрании",  красочно  описанной Л. Кассилем. "Белые ночи" Достоевского,  "Хищные вещи века" Стругацких туда же. Есть хороший  фильм-фантастика про детей - "Мост в Терабитию", в нем чудесный виртуальный мир, но драматичный.
Детская игра, выдумки и фантазии детей - это и есть строительство другого мира. Детям часто бывает скучно, им неинтересен взрослый мир, раньше дети с упоением читали фантастику - "Робинзон Крузо", "Аэлиту", романы Жюль Верна, Стивенсона, Вальтера Скотта, но теперь они их не читают, а смотрят разных  "терминаторов", "матриц", страшилок игр со стрельбой. Сильным быть приятно. Детей заполонили гаджеты. Надо спасать!
   Народное творчество, фольклор, былины, сказки всех народов, песни, пляски, карнавалы возникли гораздо раньше искусства, литературы, классической музыки. Они были востребованы жизнью как и религия, верования, даже суеверия. Это все утонченные формы духовного убежища от повседневных  тягот суровой, иногда серой  будничной  действительности, окружающей нас. Не зря в Древнем Риме плебс требовал "Хлеба и зрелищ".
   Философский утопизм – туда же тянется. "Город Солнца" Кампанеллы - яркий пример тому. Маркс со своей идеей мировой революции и всеобщего коммунизма недалеко от него ушел. История тому свидетель. Дорого обошелся народам мира мираж коммунизма. Он разделил человечество на враждующие классы - буржуинов и пролетариев.
   Есть утописты по-проще. Некоторые фанаты виртуального мира даже умеют совершать астральные путешествия - то ли наяву, то ли во сне, не понятно. Есть люди, видящие управляемые осознанные сны, где они властелины мира и могут творить любые чудеса. Без всяких наркотиков. Стив Лаберж написал для них книгу  "Осознанные сновидения" и придумал даже технические приспособления для этого.

Рациональные науки вооружили человека приближенными знаниями окружающего мира, причем породили множество новых проблем — больше, чем разрешили.  Последние открытия астрофизики, космологии, синергетики, биофизики, физики элементарных частиц, информатики  являются прекрасными достижениями разума и воли человека, они достойны восхищения.  Но все это пища для ума, причем для просвещенного ума, которым обладают только избранные члены общества — ученые люди. А для большинства людей эти фундаментальные открытия не имеют ценности, им нужна работа, заработок, пища, кровля и немного житейского счастья, душевный покой и периодическая разгрузка. 

Люди всегда искали себе духовное убежище от суровой действительности и лучше религии ничего не смогли придумать. Пустую нишу занимает религия, эзотерика и прочая мистика. Прекрасным в этом плане стала буддийская религия с многочисленными разветвлениями по форме и содержанию. Буддизм — это скорее не религия, а система философии жизни и устройства мира и он дает ответ на все вопросы жизни, причем в разных вариантах. Человек, достигший самосовершенства, сливается с Буддой и переходит в состояние «нирваны» — высшего блаженства.
Религия  способна действовать на человека   плодотворно в нравственном и психологическом плане - только она оказалась способной решать некоторые тупиковые задачи, перед которыми наука бессильна. К ним относятся снятие страха смерти, очищение души от греха, приобретение душевного равновесия после ударов судьбы.

 Главная сила религии - это психотерапия, умение проникать в душу верующего человека на мировоззренческом уровне. Этого не может дать официальная наука, так как она гордо прошагала мимо человеческой "души" и еще не сумела создать настоящую науку о человеке - ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ.  Как ни странно, роль этой науки в современном обществе успешно выполняют религия, различные экстрасенсы, астрологи, гадалки, шарлатаны. Рациональная наука дальше аутогенной тренировки, НЛП и гипноза не пошла. Американский  психолог Якоб Морено придумал Социодраму и Социометрию, но они к сожалению, заглохли. Поэтому  простые люди  сами себе  создают  мир отвлечения – каждый человек свой виртуальный мирок иллюзий.
Народы южной Америки ежегодно устраивают грандиозные мистерии - GRANDE CHAOS VISTA, во время которых разрешается делать  многое из того, что нельзя в обычное время. Это и есть "полный улет" - телесная и психологическая разгрузка.

Но не только  человеку,  но и животному миру не  чужда  разгрузка  психики.
Однажды В.Песков на страницах «Комсомольской правды» описал странное явление в животном мире.  Ежегодно в сезон созревания плодов определенного вида в джунглях творится нечто невообразимое — все животные предаются «буйству и разгулу», наевшись  перезревших  и  забродивших  плодов, забыв  при этом о своих природных инстинктах самосохранения.
Что это - генетически заложенная программа, предписывающая периодическую разгрузку психики  всего живого  от стрессов или, наоборот, - сбой программы самосохранения?
Независимо от ответа,  здесь налицо факт перехода животного мира в новое  «нереальное»  состояние  транса, следовательно, в нем есть потребность.

  Значение виртуального мира огромно, этот мир живёт рядом с нами  часто неосознанно,  но он постоянно обитает в нашем сознании, душе – в психике
  Эта  особенность  нашего бытия появилась в начале сознательной жизни и сопровождает нас постоянно. Преображение действительности совершается в различных, имеющих неодинаковую ценность и значение. Наиболее простая и прозрачная из них — это эстетическая идеализация, «чарование красных вымыслов, дающее человеку временное забвение от грубой обычности».
Это тонко подметил Тютчев в своей поэзии:
                Как океан объемлет шар земной,
                Так наша жизнь кругом объята снами:
                Настанет ночь, и звучными волнами
                Стихия бьет о берег свой.
  Мы живём в тройственном  мире – один мир реальный, физический - о нем мы судим косвенно  через органы чувств. Есть даже подозрения – правильно ли они отражают внешний мир? Ведь любой датчик сигналов в  информатике  имеет погрешность измерения первичного сигнала и искажения  из-за различных помех в канале связи.  Например,  налицо искажения передачи цвета – дальтонизм и другие искажения, особенно субъективные. 
  Второй наш мир - виртуальный, он в нашей голове. Образы реального  мира, полученные через органы чувств – это отпечаток, модель того внешнего мира, в котором обитаем. Насколько адекватна модель образцу - никто не знает. Виртуальный мир тоже реален и материален. Мир образов  в  сознании есть эмоционально-чувственный отпечаток реального мира, хранящийся в мозгу в нейронных сетях памяти. У каждого человека он индивидуален, субъективен и дополнен  системой вторичных логических построений, стереотипов, мыслеформ,  воображений  и  тайных  уголков психики,  куда доступ  другим воспрещен.
 Третий наш мир - наше духовное убежище, это мир, построенный искусственно для душевного комфорта и разгрузки психики. Он часто является воображаемым, не адекватным реальному миру. Искусство, Музыка, религия - образцы этого мира.
В этом же мире существует тайный уголок души - наша неприкасаемая «личная территория» – как пишет психолог Ключников.

Поэзия - типичный виртуальный мир этого вида, насыщенный эмоциями. Педагог и психолог Оганесян Н.Т. об этом мире говорит так: "Поэт во время написания стихов отвлекается от мучающей его реальности и начинает видеть жизнь каким-то просветленным взором. Его, измученное наблюдением грубой действительности, внимание рассеивается и переходит в нереальный, виртуальный мир свободной мечты и фантазии. Мир предстает новым, очищенным и просветленным. Видоизмененный мир уже не кажется пугающим и несущим угрозу. Жизненные перипетии начинают казаться бледными и бессильными, не касающимися нас так непосредственно и неотвратимо, как это казалось ранее. Этот механизм, очевидно, срабатывает тогда, когда речь идет о пережитом или непосредственно испытываемым в данный момент человеком".
  Момент метаморфозы вдохновенно мыслящего поэта и ухода его из мира реального в мир виртуальный, ирреальный, поэтический гениально показал А.С. Пушкин.
В стихотворении "Осень" он писал:
И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне…
   Но виртуальный мир это не всегда убежище, а скрытый мир творения нового. Проект, план нового рождается в голове творящего как виртуальный объект, вещь, картина, сценарий. Любой художник, конструктор, изобретатель, исследователь, ремесленник творят свое новое, находясь в некотором трансе, в вдохновении.
Это ИСС - измененное состояние сознания и оно при этом отключается от стороннего и занято только поиском решения - даже во сне! Кстати, решение математической или другой сложной задачи тоже в начале происходит виртуально среди теорем, математических образов.

  Поэт есть виртуальный творец эмоциональных образов. Пушкин своеобразно описывал процесс поэтического творения - "роскошь ума и небрежность воображения". Поэт витает при этом в мире метафор, эпитетов, рифм.
Рабочий, каменщик - часть процесса творения нового и он не может не радоваться тому, что он тоже участник и сначала обдумывает свой рабочий день.
Есть трудоголики, которые уходят от надоевших забот и дум в работу - в  "трудотерапию". Это уже обратный уход - из виртуала в реальный мир. Не зря сказано - "Время и труд всё перетрут".
   Иисус в своей Нагорной проповеди призывал: "Будьте совершенны как Отец наш Небесный". Народная мудрость вложила эти слова в уста Спасителя. Быть совершенным   - значит быть в  неустанном творческом труде над собой и над окружающим. В этом заключен смысл жизни человека и стремление к совершенству привело его от пещеры к современной цивилизации.
И не только человек, но и эволюция природы имеет вектор направленности в сторону непрерывного совершенства. Религия отрицающая эволюцию, устами Иисуса излагает идею восходящей эволюции мира человеческого и его окружения. Духовное убежище на этом фоне выглядит как поиск новых траекторий движения мира среди возможного множества.


Рецензии
Да, Алекс! Преклоняюсь перед Вашим кругозором, умением глубоко затрагивать весьма не простые темы в разных, но близких областях философии, психологии, социологии, даже теологии.В этом человековедении мы близки.

Вадим Егоров   25.04.2025 00:07     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв.

Алекс Савин   25.04.2025 08:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.