Зачем человеку духовное убежище?

Реальный мир для нашего беспокойного сознания оказался и мало комфортабельным.  По этому поводу писатель и философ начала ХХ века П.С. Юшкевич писал: «Потребность в ином, в отличном от привычных впечатлений глубоко заложена в человеке, и чем выше уровень культуры, тем настойчивее делается она и тем многообразнее способы ее удовлетворения».
  Эта потребность вызывает чувство протеста против обыденности, иногда и против себя…  Но  бунтовать против себя и против жизни  — дело неблагодарное и  бесперспективное, поэтому разум стал искать духовное убежище,  уголок для раскрепощения духа и тела – для  «полного улёта»…

  Формы  и  интерьер этого убежища весьма разнообразны и подчас хорошо замаскированы.  Наиболее грубые формы - алкоголизм, наркомания, извращенные формы секса и множество других.  Более утонченные формы — виртуальные миры, клубы,  секты, масонство, отшельничество, монастыри, религия, молодёжные объединения – готы, хиппи, панки. Чувствительные французы придумали сюрреализм - в инете множество их прекрасных творений - залюбуешься! Абстракционисты, футуристы и фантасты  тоже не отстали.
  Выкопал в инете новое для себя слово - ЭСКАПИЗМ.  Оказывается, это и есть массовый убёг от реальности в вымышленный виртуальный мир! Чего там только нет - множество фильмов, романов, рассказов, картин, фантастического и сюрреалистического. Значит есть большой спрос в нем!
Психологи считают, что в умеренной форме эскапизм является родом рекреации и может помогать пережить стресс.

   Поиск убежища неистребим и присущ всем людям независимо от возраста. Детской формой этого убежища являются сказки, фантастика и собственные выдуманные миры типа «Швамбрании",  красочно  описанной Л. Кассилем. "Белые ночи" Достоевского,  "Хищные вещи века" Стругацких туда же.
   Детская игра, выдумки и фантазии детей - это и есть строительство другого мира. Детям часто бывает скучно, им неинтересен взрослый мир, раньше дети с упоением читали фантастику - "Робинзон Крузо", "Аэлиту", романы Жюль Верна, теперь они их не читают, а смотрят разных  "Терминаторов", страшилок. Есть интересный фильм-фантастика про детей - "Мост в Терабитию", но драматичный.
   Народное творчество, фольклор, былины, театр, литература, искусство и особенно музыка — это все утонченные формы духовного убежища от повседневных  тягот суровой, иногда серой  будничной  действительности, окружающей нас.
Философский утопизм – туда же тянется.  Это всё – искусственные виртуальные миры, созданные разумом  для  его  духовных потребностей.

  Рациональные науки вооружили человека приближенными знаниями окружающего мира, причем породили множество новых проблем — больше, чем разрешили.  Последние открытия астрофизики, космологии, синергетики, биофизики, физики элементарных частиц, информатики  являются прекрасными достижениями разума и воли человека, они достойны восхищения.  Но все это пища для ума, причем для просвещенного ума, которым обладают только избранные члены общества — ученые люди. А для большинства людей эти фундаментальные открытия не имеют ценности, им нужна работа, заработок, пища, кровля и немного житейского счастья, душевный покой и периодическая разгрузка. 

  Люди всегда искали себе духовное убежище от суровой действительности и лучше религии ничего не смогли придумать. Прекрасным в этом плане стала буддийская религия с многочисленными разветвлениями по форме и содержанию. Буддизм — это скорее не религия, а система философии жизни и устройства мира и он дает ответ на все вопросы жизни, причем в разных вариантах. Человек, достигший самосовершенства, сливается с Буддой и переходит в состояние «нирванны» — высшего блаженства.
Религия  способна действовать на человека   плодотворно в нравственном и психологическом плане - только она оказалась способной решать некоторые тупиковые задачи, перед которыми наука бессильна. К ним относятся снятие страха смерти, очищение души от греха, приобретение душевного равновесия после ударов судьбы.


  Этого не может дать высокая наука, так как она еще не сумела создать настоящую науку о человеке - ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ.  Как ни странно, роль этой науки в современном обществе успешно выполняют различные экстрасенсы, астрологи, гадалки, шарлатаны. Официальная наука дальше аутогенной тренировки,  НЛП   и гипноза не пошла. Американский  психолог Якоб Морено придумал науку Социометрию, но она к сожалению, заглохла. Поэтому  простые люди  сами себе  создают  мир отвлечения – каждый человек свой виртуальный мирок иллюзий.
Народы южной Америки ежегодно устраивают грандиозные мистерии - GRANDE CHAOS VISTA, во время которых разрешается делать  многое из того, что нельзя в обычное время. Это и есть "полный улет" - телесная и психологическая разгрузка.

  Но не только  человеку,  но и животному миру не  чужда  разгрузка  психики.
Однажды В.Песков на страницах «Комсомольской правды» описал странное явление в животном мире.  Ежегодно в сезон созревания плодов определенного вида в джунглях творится нечто невообразимое — все животные предаются «буйству и разгулу», наевшись  перезревших  и  забродивших  плодов, забыв  при этом о своих природных инстинктах самосохранения.
Что это - генетически заложенная программа, предписывающая периодическую разгрузку психики  всего живого  от стрессов или, наоборот, - сбой программы самосохранения?
Независимо от ответа,  здесь налицо факт перехода животного мира в новое  «нереальное»  состояние  транса, следовательно, в нем есть потребность.

  Значение виртуального мира огромно, этот мир живёт рядом с нами  часто неосознанно,  но он постоянно обитает в нашем сознании, душе – в психике
  Эта  особенность  нашего бытия появилась в начале сознательной жизни и сопровождает нас постоянно. Преображение действительности совершается в различных, имеющих неодинаковую ценность и значение. Наиболее простая и прозрачная из них — это эстетическая идеализация, «чарование красных вымыслов, дающее человеку временное забвение от грубой обычности».
Это тонко подметил Тютчев в своей поэзии:

                Как океан объемлет шар земной,
                Так наша жизнь кругом объята снами:
                Настанет ночь, и звучными волнами
                Стихия бьет о берег свой.

  Мы живём в тройственном  мире – один мир реальный,физический - о нем мы судим косвенно  через органы чувств. Есть даже подозрения – правильно ли они отражают внешний мир? Ведь любой датчик сигналов в  информатике  имеет погрешность измерения первичного сигнала и искажения  из-за различных помех в канале связи.  Например,  налицо искажения передачи цвета – дальтонизм и другие искажения, особенно субъективные.
 
  Второй наш мир - виртуальный, он в нашей голове. Образы реального  мира, полученные через органы чувств – это отпечаток, модель того внешнего мира, в котором обитаем. Насколько адекватна модель образцу - никто не знает. Виртуальный мир тоже реален и материален. Мир образов  в  сознании есть эмоционально-чувственный отпечаток реального мира, хранящийся в мозгу в нейронных сетях памяти. У каждого человека он индивидуален, субъективен и дополнен  системой вторичных логических построений, стереотипов, мыслеформ,  воображений  и  тайных  уголков психики,  куда доступ  другим воспрещен.
 
 Третий наш мир - наше духовное убежище, это мир, построенный искусственно для душевного комфорта и разгрузки психики. Он часто является воображаемым, не адекватным реальному миру. Искусство, Музыка, религия - образцы этого мира.
В этом же мире существует тайный уголок души - наша неприкасаемая «личная территория» – как пишет психолог Ключников.


Рецензии
Интересно.
Но.
Вызывает вопросы.
Ной, объевшись перепревшего винограда, пугал своим голым задом Хама - это потребность или случайность?
Архитектор рисующий проекты зданий, которые потом материализуют - где находится?
В убежище?
Или это часть реальности, о которой чернорабочий на стройке ничего и не слышал?

Солнца Г.И.   29.09.2017 15:39     Заявить о нарушении
"Ной, объевшись перепревшего винограда, пугал своим голым задом Хама - это потребность или случайность?"
- Делать вино люди научились очень давно, скорее он опьянел от настоящего вина. И это превратилось в потребность как телесная и психологическая разгрузка человека.

"Архитектор рисующий проекты зданий, которые потом материализуют - где находится?
В убежище?"
- Проект здания сначала рождается в голове архитектора - в нейронных структурах вполне материально. Это виртуальный мир, вернее модель будущего. Он эту модель вынашивает как ребенка, оттачивает, шлифует в сознании. Процесс этот продолжается и в бумажном проекте и даже в ходе реализации. Полагаю, что при этом архитектор находится вовсе не в убежище, а в струях творческого подъема и большого счастья как свидетель превращения виртуального в реальное материальное, пахнущее кирпичом, камнем, штукатуркой и свежей краской. Мнение окружающих ему не безразлично - он ждет как художник оценки своего творения.
В Москве стоит Дом Бажова неподдельной красоты как образец эстетики. В Париже стоит Нотр Дам и множество красивых сооружений разбросано по всему миру. Они радуют глаз. Так что виртуальный мир это не всегда убежище, а скрытый мир творения нового. Любой творец (художник, конструктор, ремесленник)творит свое новое, находясь в некотором трансе, в вдохновении. Это ИСС - измененное состояние сознания и оно при этом отключается от стороннего и занято только поиском решения. Кстати, решение математической или другой сложной задачи - тоже в начале происходит виртуально среди образов, моделей. Пушкин своеобразно описывал процесс поэтического творения - "роскошь ума и небрежность воображения". Поэт витает при этом в мире метафор, эпитетов, рифм.
Рабочий, каменщик - часть процесса реализации и он не может не радоваться тому, что он тоже участник.

Алекс Савин   29.09.2017 21:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.