26. 06. Хроника ВОВ. 5-й день войны. Подвиг Гастел

Публицистика
*************

Николай Францевич Гастелло  (1907—1941) — капитан (34 года); советский военный лётчик; участник трёх войн, командир 2 эскадрильи 207-го авиационного полка 42 дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА. Погиб во время боевого вылета. Герой Советского Союза. (Посмертно).На пятый день войны (четверг, 25 июня) совершил геройский подвиг самопожертвования, направим свой тяжёлый бомбардировщик на скопление танковых колонн противника.
********
Отец героя — Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из деревни Плужины (сейчас Кареличский района Гродненской области, Белорусь);
В 1900 году пришёл на заработки в Москву, где его фамилию стали произносить на московский манер — Гастелло. Работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге

Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, была
белошвейкой.

Николай  в 1914—1918 годах в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод имени Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Гастелло оканчивает школу. В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930—1932 годах Гастелло жил в посёлок Хлебниково. В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в городе Луганске. Затем учёба в XI военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933)
Служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й авиационной бригаде, базирующейся в городе Ростов-на-Дону (1933—1938).
Начав летать правым лётчиком на бомбардировщике ТБ-3,Гастелло вскоре
уже самостоятельно пилотировал дальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4).
В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 50-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 годах и в боях при присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР летом 1940 года. Осенью 1940 года авиационная часть перелетает к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф. Там он встретил войну. На третий день войны (24 июня) огнём крупнокалиберного пулемёта из, стоящего на аэродроме самолёта, сбил «Юнкерс-88».
26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3ф вылетел на бомбёжку немецкой мотоколонны на дороге Молодечно — Радошковичи (Беларусь) в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак. Капитан Гастелло нацелил, охваченный пламенем тяжёлый бомбардировщик, на скопление немецких автомашин и бензиновых цистерн. Десятки гитлеровских машин взорвались вместе самолётом героя.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 Гастелло был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза» с вручением медали «Золотая звезда» и  орден Ленина.
**********
Резюме:
       Подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть, как бесстрашный удар по врагу. В наградном листе сказано: «По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло направил машину в самую гущу танков.Столб огня объял пламенем танки с фашистскими экипажами и цистернами с горючим». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта) и 506 таранов самолётом наземной цели; 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов.
Вечная слава павшим героям России!


Рецензии
У нас, в Республике Беларусь, о подвиге Н.Гастелло знает каждый школьник.На месте падения самолета установлен памятник. Я сама работала на машиностроительном заводе имени Н.Гастелло, но не знала и не интересовалась подробностями его биографии. Как и многие видела в нем только безликого Героя, а это еще и Человек со своей насыщенной событиями короткой жизнью.

Светлана Самородова   15.07.2012 00:39     Заявить о нарушении
Вы совершенно правы, Светлана! Личности героев ВОВ нынче обезличены.
С уважением,

Евгений Петрович Ганин   18.07.2012 14:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.