2. Обелиск Севера

Давно уже канул в вечность Северный край, давший повод к появлению этой дос-топримечательности, а четырехгранная игла обелиска, покоящаяся на каменной пентаграмме (удивительная помесь античности с черной магией) и украшенная скульптурной группой, стала одним из наиболее значимых символов "малой родины" в сознании горожан. Экзотика, представленная северным оленем, и полная решимости и суровой доброты фигура обнимающего его помора давали ощущение какой-то незаурядности и вместе с тем прочности нашего северного бытия. Художник успел запечатлеть героев в относительно благополучный период их жизни. Но, сказано, не ищи, а то найдешь.

 В этот раз внимание мое остановили все более про являющиеся признаки обветшания знаменитого монумента. Дорожки зеленого мха вдоль трещин, обвалившаяся кое-где облицовка, какие-то белесые потеки - видимо, следы кислотных дождей. Не знаю, из какого бетона      отлита    знаменитая   скульптура,   но   ее   состояние, на мой взгляд, вполне удовлетворительное. Любуясь ею, я невольно впал в грех литературного описания. Вот стоит олень, гордо подняв голову, и стоит он на пригорке. Прямо под ногами у него грунт осыпался, и можно увидеть погребенные в земле какие-то шестеренки и колеса, наверное, остатки трактора.
 
 Спиной к нему, как бы позируя, стоит решительно настроенный помор в экзотической одежде. Левой рукой он приятельски обнимает... нет, не обнимает, а крепко держит указанного оленя за ветвистые рога, и олень, оказывается, вовсе не из гордости шею выгибает, а пытается освободиться. Попытка, надо сказать с его стороны весьма своевременная, так как помор по-прежнему решителен, а в правой руке у него топор. Какая уж драма там разыгралась дальше и в чем виноват олень: трактор ли этот он поломал или просто аппетитно  выглядел, - так и осталось неизвестным.

Интересными оказались также доски с надписями, вмонтированные в пьедестал обелиска. На одной из этих скрижалей обещание "пролетарской волей и напором" избыть суровость и отсталость края. Трудно сказать, что имели в виду волевые и напористые  пролетарии, но зима в наших краях как была шесть месяцев, так и теперь полгода. А насчет отсталости, если раньше список товаров проходивших через  Архангельский порт мог вызвать законное чувство гордости, то с приходом пролетариев  в скудном ассортименте остался лес. И да,   импорт всего, чего у нас не производят.  А основной промысел - это обирание до нитки портовыми сборами редких судов, которые еще заходят в наш порт.

 Другая доска на обелиске выдает заветную мечту продать побольше леса проклятым буржуинам, получив за это полмиллиарда золотых рублей.  Разве ж знали эти горячие парни, что полученные за древесину рубли так и останутся деревянными? Поэтому, пребывая в счастливом неведении, трудятся наши земляки на барельефах, украшающих пьедестал, с неподдельным энтузиазмом во славу родного Севера. Кто-то валит лес, мечтая о конце срока, кто-то ловит рыбу, крестьянка ласково треплет холку любимой коровы, а стахановцы яростно пилят лес на доски, зарабатывая валюту для нужд Родины. Все при деле.

Место для обелиска выбрано удачно, почти на пике, лукой изогнутого, Троицкого проспекта. Его видно отовсюду. Одно смущает, почему-то он стоит не напротив центрального входа с Дом Советов, хотя это было бы красиво и логично. А вот на одной старой фотографии видно, что замысел авторов именно таковым и был. То есть закладывалось сооружение в 1930 году  прямо перед входом в здание Севкрайисполкома. Это здание потом переросло в Дом Советов, но центральная ось сместилась и памятник оказался слегка сбоку. А зря.

Первоначальный выбор места представляется весьма неслучайным. В те далекие времена многие были увлечены различного рода мифическими учениями. Даже НКВД исследовало всяческие явления вроде тайн Тибета и Гипербореи. Так что вряд ли форма пьедестала взята с потолка. Пентаграмма — основной символ Сатанизма. Она представляет собой пятиконечную звезду, направленную концом вниз и вписанную в круг. Каждый из концов пентаграммы соответствует одной из стихий: Земля, Огонь, Вода, Воздух и Дух. Конец пентаграммы, символизирующий Дух, направлен вниз, то есть к нам. Справа от Духа - Воздух, слева - Вода, сзади правый пик - Земля, левый - Огонь.
Есть множество толкований этой фигуры, но здесь, скорее всего, имелось в виду верховенство власти над людской массой.
Пентаграмма головой кверху изображает человека с волей, покоряющей свои страсти. Пентаграмма головой вниз представляет фигуру человека подчиняющегося, пассивного. Соответственно для власти расположение пентаграммы символизировало активное начало сравнимое с действием природных стихий на руководимое ею, властью, общество.

Теперь посмотрим, зачем тут четырехгранная игла увенчанная пирамидой. Архитектурная эклектика, или воплощение замысла?  Надо посмотреть, что она из себя представляет. А это из древности пришедший символ солнечного луча. Египетский символ бога солнца Ра в виде каменного прямоугольного столба, сужающегося кверху, который венчает четырехгранная пирамида, предназначенная, чтобы улавливать и концентрировать свет. Обелиски использовали в качестве надгробных или памятных знаков, а возможно, и в нашем случае, это скорее всего, как эмблематические изображения всепроникающей мощи солнечных лучей и бессмертия.

Итак, что мы имеем? Пентаграмму, символизирующую главенство власти, вечную солнечную батарейку дающую пентаграмме мощь Солнца. А также мантры заклинающие капризы климата и дающие надежду наполнения кошелька золотом. Полезная вещь.
Но вот поскольку место приложения силы сдвинуто, все как-то не дается счастье в руки. И власть так себе и золота не видать.

Разумеется, мы-то с вами уважаемый читатель люди здравомыслящие и во всю эту кабалистику не верим. Однако не надо забывать, что когда великого физика Н. Бора спросили, - зачем он прибил над дверью подкову, неужели, мол, он верит в эти сказки,  нобелевский лауреат сказал, что, конечно же, не нет, но говорят, что подкова помогает даже тем, кто в нее не верит.  Вот и мы благоразумно можем использовать гипотетическую силу бетонного артефакта. Надо только зайти сзади, с основания пентаграммы, подняться на пьедестал и путем Земля-Воздух или Огонь-Вода, кто что предпочитает, пройти к пику  Духа и будет всем счастье. Дерзайте.   


Рецензии
Помор и олень стоят задами к власти. С надеждой смотрят на бетонного Ленина. А тот на трудяг внимания не обращает. Впрочем он и обкому КПСС зад показывал. Ныне парламентариям.
Надо эти памятники развернуть на 180 градусов. Пусть надзирают за чиновниками. Может быть, другая жизнь начнётся? Веселей станет всем? Оленя в НАО следует передать. Лучше продать. Госдолг у области огромен. Туда же, к их шаманам и пентаграмму. А помор пусть обнимает бревно. Или какой другой предмет. Конкурс решит.
Дерзайте, Егор.

С почтением,

Александр Чашев   28.06.2012 00:13     Заявить о нарушении
Спасибо, повеселили. Пора перестать гонять фонтан по городу с места на место, но и памятники пошевелить. Застоялись.

Егор Трофимов   28.06.2012 08:39   Заявить о нарушении