Янтарный крест Глава 12

   Дневник Германа-Фридриха

      И для Петра, и для Карла отбытие моё представлено было как бы восвояси. Но раз уж перспективы в наших действиях обрисовались, да и вдобавок на какой-никакой, а все же свейской земле очутился, то и ситуацию попользовать следовало основательно. Когда ещё выберусь? И когда Готланд скрылся за горизонтом, отдал я шкиперу нашего суденышка курс на Хьюскварну перекладывать, что и исполнено было с радостью - и плыть недалече, и даллеры в кармане завелись, и шлюхи в портовом борделе хоть недороги, но в теле все. Даже меня по прибытии с собой взял (благо, что дедовы каучуковые "гостинцы" не все  Петру подарил!). А уж там, чередуя приятное с полезным, я, в виде бонуса к основному сервису, из самых достоверных источников получил максимально развернутую и достоверную информацию в какой брюк (центр железоделанья) следует обращаться, а в какой нет, если хочу на службу мастеров хороших нанять (хотя, что у жриц любви под словом "хороший" понималось… только оставалось догадываться, но я все же свято надеялся на профессионализм).
      Торговаться в брюках   (не тех, что подумались) было несложно, деньги королевства обесценивались стремительно, и людям реально светила угроза голода. Хоть местных расценок я не знал, но вот в Англии для деда рабсилу нанимать доводилось и потому с порядком цен знаком был. Углекоп там обходился в 15 шиллингов в неделю, а металлург в 10-13. На российские рубли если это перекладывать, то огромные деньги получались. От 1, 58 до 3, 35 рубля! А в день (на круг) - 56 копеек. У Петра я расспросил и про цены в Московии - там платили 15 копеек, но хлеба купить на них возможно было вдвое больше, чем английскому рабочему на заработок того. А говядина так и вовсе в 7 раз дешевле получалась. Так что аргументы и для шведов у меня нашлись и пяток не старых еще, но с хорошими рекомендациями мастеров договор на 5 лет со мной заключили (а дальше - видно будет). Двое из них были мастерами на горных реках плотины возводить, двое - печи доменные ставить, а самый пожилой - только на самой металлургии специализировался. Его контракт в силу вступал только через год с момента подписания - тогда пусть до Москвы доезжает, а там уж к месту службы проводят (на договорах и на цапский указ ссылка для солидности имелась, так что заморочек не ожидалось). Запросил было спец аванс, но выделено ему было только на дорожные расходы - дабы не обманул.
           Конечно, можно было еще на Висби у Карла мастеров попросить, но мальчик, не смотря на молодость, был умненький и понял бы сразу, что его коронному бизнесу сам же конкурента растить будет. Так что дружба - дружбой... . Теперь же, под Великое Посольство все списать возможно было - толпы народу разного московиты к себе навербовали, поди разберись кто куда забредал.

             Кстати, мне даже врать не пришлось. Ибо после долгих разбираловок пришли мы с Петром к следующему консенсусу. Проценты на ссуды соглашался он платить, только те, что самолично он и брал, а вот на вложения в мои предприятия - дудки! Но зато и доходы с них тоже мне шли - заплати налоги (не зверские кстати - в металлургии десятина всего) и спи спокойно. Поспорить пришлось о сроках, царь все давил на 20 лет, а затем - в казну, что он так с каким то туличанином Никитой Демидовым сыном, за того доменку уже так сговорился. Но убедить мне удалось, что это меня на говнострой обрекает и на соплях сляпанное ему все равно барышей не принесет. Убедил! Договор получился "в вечное пользование". А вот к кузнецу тому тульскому очень присмотреться рекомендовано было. А чтоб конкурента не боялся, производился я ни в министры-капиталисты (ну не нравилось царю-революционеру слово такое), а в комиссары. С жалованьем аж в тысячу рублей! Это вдвое от генеральского! Хотя как посмотреть - тот же пустышка и шаркун Лефорт как глава Посольства опять же, почти вдвое больше от моего получил.

         Вперед забегая, заметить должен, что когда деду о назначении прописал, то окромя похвал и наставлений о том, чтоб к делу со всем усердием отнесся, получил я от него и куртку из особого материала под названием "kozhanka", а также пистоль в кобуре деревянной, на которой надпись вырезана была "mauzer". Что мне очень кстати оказалось, ибо только такую одежду московитским комарам прокусывать не удавалось, а уж как я из оружия подаренного этим тварям левое ... отстреливать наловчился даже писать не стану, но Академией наук замечено было, популяция насекомых снизилась существенно, что опять же на рыбных запасах отразилось. Мне вежливо порекомендовали "Береги природу! Мать твою!!!".
          Петр велел мне в Москве в Сибирский приказ явиться, начальник тамошний - Андрей Виниус год назад озадачен был на востоке магнитные руды искать, так что с царевым повелением мне там всяческое содействие оказано будет. Хотя и по дедовому конспекту так же на Каменный Пояс мой путь лежал.

        Хотя перед долгой разлукой получил я благословение от батюшки, не очень то и сильно подсобил я ему в делах остезейских, но деду с Тобаго видней было. Прознав, что едоков вскоре изрядно прибавится, тут же велел он и паровые земли potatos (или земляным яблоком) засадить - сроки делать это аж до Иванова дня позволяли. Кстати и с собой клубней взять навязал - чтоб на место прибыв, посадил, зная мое неравнодушие к продукту этому в жареном виде изготовленному. А вот шкатулку увесистую уже не навязывал - дело намечалось новое и расходы ожидались немалые, а если мало будет - так и ещё обещал подослать. За Камень вместе со мной так же полсотни молодых староверов идти согласилось, по бумагам они ведь уже курляндцами числились и царевым указом охранялись. Да еще столько же под водительством корабельных мастеров под Воронеж отправлялись - из давно заготовленного леса флот строить. Если добавить к этому, что вокруг митавского замка дед предписал еще земляные бастионы на новомодный манер насыпать, то рабочих рук от земли да ремесел отрывалось немало. Но нужды нам над каждым грошиком трястись не было, да и эмиграция с востока все не останавливалась. Несмотря на наши приятельские отношения с их государем. Но это уже бизнес ...

             Напоследок батюшка в возок мой еще и Марточку водрузил. Хоть и молодая она была ещё совсем, но ранняя. Порядок в доме держать умела и вообще, как бы тепло уютное собой источала. А что еще надо в краю таёжном чтоб с тоски не запить?
                В Москве, как Виниус со всеми царёвыми бумагами ознакомился, так тут же обозу моему сопровождающего расторопного выделил, чтоб до дождей мы на место пришли да обжиться смогли. Я же еще, Петров совет памятуя, по быстрому и в Тулу смотался - с Никитой Давыдовичем Антуфьевым чтоб встретиться.
                Действительно, кузнец годов сорока, личностью был харизматичной и общаться с ним было интересно. Только сразу бросить все да со мной сорваться не мог он - доменка новопостроенная, да заказы держали. А более всего - безденежье. На голом месте бизнес зачинать - дело затратное весьма. Хотя тут то я ему с кредитом подсобить пообещал, да и звание моё комиссарское помочь должно было. Конкурентов не уничтожать надо, А КОНТРОЛИРОВАТЬ! И лучше рубля контролера ещё никто не выдумал.

           На халяву и ... , так что сунул кузнец в мой возок сынка своего - Акинфия, дабы он на месте осмотрелся, и через пару недель мы на Каме экспедицию нашу нагнали. Парнишка ровесником моим был, да и расторопный к тому же, так что скучно в дороге не было. А как до Верхнетуринска дошли, так и вовсе не до сплинов всяких стало. Воевода тамошний - Дмитрий Протасов, как год назад из Сибирского приказа повеление магнит искать получил, так за дело взялся серьёзно (хотя чего там искать - бери компас да прогуливайся, поглядывай где стрелка закрутится). Более восьми десятков рудознатцев да кузнецов с окрестных Невьянской, Краснопольской да Арамашевской слобод в тайгу выгнал. Не найти руду было нельзя, поскольку еще Ермак Тимофеевич не специально даже  на неё натыкался. А как царев указ пришел - так поискали уж со всем старанием. И выводил воевода пером гусиным на наилучшем пергаменте депешу Виниусу, награду предвкушая, :" ... в уезде на реках Найва и Тагил найдена руда на горе Магнитная, так среди горы пуповина из чистого магнита. Река Тагтл от горы в полуверсте. От вогульских юрт Алексея Тетерина сотоварищи и до деревни Фадеевой верста. А от деревни Фадеевой до Краснопольской слободы 25 верст. ... а кругом болота, леса темные и боры, да горы каменныя."

                Но благо, человек с приказа сам явился, да доставить документ куда следует взялся, и наши полномочия подтвердив, сразу же в обратный путь отправился, чтоб до морозов лютых успеть.
               Мы так же поспешать принялись, чтоб хоть с сырого леса да крышей над головой обзавестись. Застучали по вековым елям топоры, зазвенели пилы. Даже глина белая для печей неподалеку нашлась. Всей округи мужики в помощь собрались, не глядя на непрестанно моросящий холодный уральский дождик. Хотя трудились в охотку - ведь в отличие от работ, на которые воевода сгонял, каждый свой гривенник домой приносил, и обещано было, что как печь запущена будет, так еще полстолька добавится.
  И как только купцы чуять могут, где деньгами пахнет? Скота на убой по первому морозу нагнали столько, что на всю зиму мяса вдосталь будет, а по первопутку и с хлебом санный поезд подошел.
                А на полный желудок в любой мороз работа не страшна. Тем более, что лесоповалом на Руси испокон веку зимами только и занимались - попробуй в другое время лесину из болота вытащить.

                Акинфию я также чин мастера-уставщика предложил, ибо "шведские специалисты" аж три удобных места на реках сходу увидели, где запруды ставить удобно, значит столько же и заводов создать потребно (для начала). Но парень помялся, а потом, за предложение поблагодарив, ссудить деньгой попросил. Процент мой он знал, и прикинул, что на таких богатых землях он и кредит отобьет и сам при барыше останется. Что ж не дать, тем паче, что все им сделанное как раз залогом и послужит. И пусть уж сам крутится, раз шанс в люди выбиться получил.
          А ко мне как-то вечерком подошел один из моих десятников, староверов курляндских, да спросил: " Нужны ли люди еще?", а как узнал, что нужны, то попросил отпустить его недели на три.
             Вернулся даже раньше, да еще два десятка семей с собой, несмотря на зимнюю стужу, привел. Разумеется, к утру они так же все курляндцами числились, и если потом чужой человек с ними заговаривал то отвечали "Es krieviski nesaprotu." Не было после недели, чтоб хоть пара человек да не подходила в курляндцы записываться. Налетел как-то воевода в надежде на "моих противоправных" действиях свой карман погреть, да об комиссарский чин зубы пообломал - как же клял свою дурную голову он, на следующий же день в действующую армию предписание получив (а у меня таких бланков самим царем подписанных целая стопка имелась - только фамилии вставляй).

         Кроме лесосеки для дамбы ломали дикий камень и для самой домны. На морозе он еще лучше колется, а подвозить его по санному пути так и вовсе милое дело. На Тагильской горе шведский спец нашел еще какой-то камня пласт, как он сказал - тугоплавкий очень, чтоб им печь изнутри выкладывать, так и его наломали с избытком, а где глина белая находится, найдено было еще когда избы строили. Правда, чтоб её копать, вначале место кострами отогревать приходилось, зато потом санный путь трудозатраты компенсировал.
  При таком раздолье, строить домну порешили аж 13 аршин высотой (более 10 метров), это значит, что объем у неё должен был получаться аршин на 80! Будучи в курсе английской металлургии, знал я, что там домна в год даёт в среднем 22 тысячи пудов чугуна. У нашей же выход предполагался не менее чем полста! Кстати по прикидкам "запрудщиков" водоёмчик также намечался под стать. На шесть верст длинной, да в версту шириной! Сама дамба намечалась саженей на сто в длину, да пять в высоту. И двадцать пять в ширину - чтоб паводком не прорвало.

           Конечно, работать приходилось на хрустящем морозе, но "курляндцы" то были русскими и страха перед низкими температурами не ведали, поговаривали только: "Нет плохой погоды - есть плохая одежда!". А вот по части последнего как раз всё было хорошо. Ещё в прибалтике нашиты были "костюмы зимние ватные новомодного фасона", привезенного из-за океана. Опробованы стеганые ватники были еще при освоении Аляски и зарекомендовали себя там хорошо, так что дешевые эти поддевочки пригождались очень даже, хотя и привычных шуб да тулупов поверх никто не отменял (да и купить их у народа было на что). А кто своей жёнушке особо угодить желал - так покупал у вогульцев лесного зверя мех - тайга то вокруг стеной стояла. Когда я Марте шубу с лисы принес, так она даже дар речи на время потеряла - так одеваться, мол, на родине ни одна ясновельможная пани позволить себе не могла. Но зато какой же красавицей стала она в обнову нарядившись! Глаз не оторвать!
            Да и вообще, не смотря на стесненные наши условия, жизнь походная её устраивала - не роптала и тяготы воспринимала стоически. Ранее сиротство к терпению приучило. Зато вот и радоваться жизни получалось у неё так, что всех окружающих не только озаряла, но и заражала своим весельем. А ведь что ещё требуется, когда под вечер еле ноги домой волочешь?

             А случалось такое постоянно. Разумеется, самому мне топором или кайлом махать нужды не было - рабочие имелись. Но вот секстаном владеть на тысячи километров вокруг никто кроме меня не умел, а карта местности требовалась споро. Вот и приходилось мне, где на лыжах, а где и по пояс в снегу, округу ближнюю да дальнюю облазить. Пару раз на берлоги медвежьи натыкался, так хорошо, что кузнец местный - Леонид Новоселов в своё время мне копьё охотничье - пальму по местному, отковал. Так в те дни удавалось мне подругу свою свежатинкой побаловать, а потом ковры со шкур очень избушку нашу украсили. Да и компас небольшой, постоянно со мной находившийся, и под снегом не забывал мне новые рудные месторождения указывать, только успевай их на создаваемую карту наносить. Разок даже на выход асбеста наткнулся - дед мне про него в своё время много рассказывал. Очень открытие кстати пришлось, а то фитиль в нашей керосиновой лампе прогорал больно часто. А теперь за улучшенный товар цену хоть удваивай.

          Вроде как-то мелочно о копеечном фитильке заботится, когда за зиму из заветной шкатулки более пуда золотишка за зиму разметал, и это причем еще только начало, по весне потребно будет за новой порцией драгметалла отправляться, чтоб затеваемое дело не встало. А про то, что без грошика дукат не дукат, уже дед мне повторял неоднократно. Только наказывал сквалыгой при этом не становиться. Вот если б Акинфия вначале не ссудил, да потом еще несколько раз инвестиций не добавил, сейчас бы у хранилища своего дна бы еще не видел. Но и не вырос бы в десятке верст от нас заводик не на много хуже нашего - человек, хозяином себя почувствовавший, хоть телом своим любую брешь затыкать готов (правда до того много подумает, что бы брешей тех поменьше было). А вот тот же воевода Протасов, а потом ему на смену прибывший Калитин, как получили распоряжение из приказа за счет казны завод ставить, так все на начальном этапе и толкутся, хотя средств истратить умудрились не меньше моего. Нельзя державе без управления быть, но уж больно трудно баланс держать при этом, и не дозволять пчелам в трутней превращаться.

            Разумеется, и тот факт, что я деньги в рост даю, также со стороны могло формой паразитирования показаться. Но ведь по сути это до моей нормы прибыли даже не дотягивало значительно, а у Демидовых - упиравшихся в гарантированный госзаказ, тем более. И когда Акинфий по старой русской традиции гнусавым голоском блеять начал:"Многовато будет". То на грифельной дощечке я ему расклад вывел.
- Ружье 5 кг весит. Значит даже деревянный приклад не учитывая, с пуда сыновней домны у отца три ружья казна купит. Каждое по рупь восемдесят! Конечно, у саксонцев и по 12 и по 15 рубликов ярыжки покупали, но в схему откатов неокрепший ум я посвящать не стал - сам со временем дойдет. А нынче же пуд его будущей продукции больше пятерки тянул! На ожидаемые пятьдесят тысяч пудов перемножь. Про такую мелочь как зарплата углежогов, металлургов, кузнецов и прочая ерунда упоминать не стал - так красивше бизнес-планчик вырисовывается. Так же и о том, что рассрочиваясь, он через десяток лет на десять занимаемых у меня кило обратно пуд вернёт, тоже не сказал - сам пусть доходит. Но по любому без навара не останется. А то, что олигархом в год не станет, так такие фокусы в мире (но не России) тысячелетиями ждать надо.

            У Никиты Демидовича домна своя уже имелась, потому и сыну в кредите отказывать смысла не было - разобрались бы и в случае провала проекта. Так что всякому разному наш вновь образуемый Российский Коммерческий Банк (РКБ), разумеется, не рад. Тем паче, что конкретные задачи поставлены на данный момент были - развитие промышленности. Но если действительно серьёзный человек надумает себя на алтарь отечественной металлургии положить - Битте! Герр Комиссар окажет Вам максимальное содействие при прохождении Великой Российской Бюрократической Цепочки (ВРБЦ). А РКБ (в лице того же герра) выделит необходимую ссуду. И слушок о начале промышленной революции в условиях феодализма потихонечку по стране пополз. "Условие", конечно, серьёзным сдерживающим фактором пока было - в той же Швеции, к примеру, крепостное право уже было отменено (кроме Лифляндии и Эстляндии). Но какой смысл клясть небеса за непогоду - надо просто подождать, когда дождь кончится.

             Кстати, и для распространения "слушка" и для массы других полезностей "по теме" как раз и кандидатуру искать не требуется. Уже знакомый думный дьяк Андрей Виниус человек весьма смышленый и образованный. И за скромное вознаграждение статс-секретарь по делам Сибирского царства, практически не нарушая закона (индульгенция на все грехи как прошлые, так и будущие, самим царем выданная у меня имеется!) застолбит за образовывающейся финансово-промышленной корпорацией территории, отмеченные на свеженарисованной карте. С делами военно-промышленного комплекса он с младых ногтей знаком. Еще батюшка его из Нидерландов, по делам купеческим на Русь забредя, сообразил споро, какие в этом краю перспективы открываются и вскоре в Туле и горенки свои завел, а позднее и оружие производить начал. С доходов сыну неплохое образование дав. Только выученный сын отца превзошел и дело фамильное не продолжил, смекнув, что в этой стране только гос.служба действительно доходным бизнесом является. На разные поприща служить его страна посылала, даже у молодого Петра в учителях побывал - латынь преподнося. Ну, разумеется, по посольской части такого умницу так же не попользовать нельзя было, хотя расцвета достиг он, став главным почмейстером. Позднее в отставку уйдя,
 своё место сыну оставил. Но профессиональному карьеристу дома не сиделось, и вновь запросившись на службу, и попал, наконец, в Сибирский приказ. Место хлебное и на тот момент не хлопотное.

           Хорошо, что дедова агентура и Московию уже охватила, и недавно тем же Виниусом созданная "Сибирская почта" без особых хлопот нужную информацию мне доставляла. Так что даже в глухой тайге перезимовав, возвращался по весне я не отставшим от жизни. Кстати обратный путь был много комфортней и для меня - выпускника школы юнг, много ближе. За зиму сколотили струг мне небольшой, и паводковые воды Чусовой споро несли нас с Мартой и несколькими мне доверенными людьми на запад. Стройку без боязни оставил я на Нила - старовера-десятника, что в начале зимы разрешил кризис трудовых ресурсов. Только был он уже не десятник, а "укведис" - управляющий по-литвински, и даже общаясь с пришлыми слегка коверкал родной язык, дабы у тех сомнения не возникало что он и прочие не курляндцы. Время показало, что доверять и ему, и людям за кого он поручился, возможно. А он в свою очередь посоветовал мне уже пару тысяч человек из остезейских своих владений сюда направить - к встрече подготовиться здесь успеют, а на западе же все более и более войной пахло. Разумеется, и для "местных" староверов на наших спрятавшихся в глухой тайге стройках дело находилось так же, а пачка бланков курляндских пачпортов для новоприбывших избавляла от неприятностей при появлении каких либо проверяльщиков.

           В Москве надолго не задержались, хотя всё задуманное сделать удалось. И более того - Виниус, даже самолично пожелал в создаваемый мною банк вклад сделать, сторговались мы с ним на 5% годовых. И непосильным трудом нажитые им 7 тыс. рубликов тут же "Сибирской почтой" оправлены были на "стройки пятилетки", а вкладчика в конце года осчастливить должны были 350 целковых! Сундуки да кубышки таким свойством, увы, не обладали, а лишних денег не бывает даже у очень богатых людей. Так что прознав про ожидаемые доходы экс-почмейстера за неделю бояр да дворян с трудовыми накоплениями принять мне пришлось немало. Когда же понял, что процесс принял лавинообразный характер, пришлось с постоялого двора съезжать и дом на Москве покупать - деньги к себе уважения требуют. Благо, что из приданных мне Нилом доверенных людей пара весьма в финансах толковыми оказались (о порядочности и не упоминаю - это еще на Урале ясно было) и на инструкции для них времени тратить почти и не пришлось. Так что далее в Митаву нам только на пару с Мартой пришлось ехать, а столица Московии обрела свой первый банк.


Рецензии