эссе

                Ярослав Шкоп
                Приложение  к трактату «Введение в оптиматику»

О назначении человека

Околонаучное философическое эссе или опыт рассуждений
простого человека о материях высоких

Так каково же, в конце концов, назначение человека? Наука, к сожалению, пока не дает ответа на этот вопрос - мало фактов. Поскольку нечего измерить, нечем взвесить, некого проэкстрагировать и не из чего извлечь корень - наука молчит. Но нам -то от этого не легче! Я уверен, что любой из нас, из сапиенсов, хоть однажды за свою жизнь задавался этим вопросом. А давайте попробуем, уважаемый читатель, напрячь свои извилины и попытаемся поразмышлять на эту тему.
              С одной стороны, вроде бы не пристало нам, простым людям, заниматься такими высокими материями, мол «знай сверчок ...», а, с другой стороны - «не боги горшки ...». В конце концов, мозг академика ничем не отличается морфологически от мозга лудильщика, доярки или инженера-химика. Просто академик много тренировался, в результате чего у него появилась такая привычка - думать. А у нас, у простых людей, такой привычки нет, а жаль. Было бы побольше людей с этой полезной привычкой, многое в нашей жизни могло быть лучше устроено.
             Итак, вернемся к нашей теме. По ходу размышлений нам придется оперировать разными понятиями, о которых нужно договориться заранее, и принять допущения, которые наукой пока не узаконены, но и не сильно ей противоречат.
             Прежде всего, хорошо бы определиться, что представляет собой мир, в котором мы существуем. Окружающий нас мир, воспринимаемый нами с помощью пяти органов чувств, назовем, вслед за некоторыми авторами, «плотным» миром. Он действительно плотный, в чем легко убедиться, стукнув слегка рукой или головой (только с головой поосторожнее - она нам еще пригодиться) о любой одушевленный или неодушевленный предмет. После этого простого эксперимента легко понять, что всю свою жизнь, начиная от зародышевого состояния, мы только и делаем, что обмениваемся информацией с плотным миром. Больше того, стоит оглянуться вокруг и становится ясно, что все живое - от бактерии и баобаба до ежика и Мисс Америка, всю свою жизнь занимается тем же - получает и выдает информацию.
          Вопрос: что делает живой организм с полученной информацией? Вот здесь нам придется сделать важное допущение, которое ортодоксальная наука не одобрит. Допустим, что любой живой организм обладает способностью преобразовывать информацию, полученную в плотном мире, в некую энергетическую, а точнее, информационно-энергетическую субстанцию. Такое ли уж это невероятное допущение? Помилуйте, да ведь многие люди утверждают, что видят эту субстанцию, а некоторые даже фотографировали ее! С этим допущением можно охарактеризовать жизнь как способ получения информации из плотного мира и преобразования ее в информационно-энергетическую субстанцию.
           Теперь логично спросить: А что же происходит дальше с этой информационно-энергетической субстанцией (давайте для краткости назовем ее «ИНЭС»), для чего она нужна? На этот вопрос ответ, пожалуй, есть. Многие мыслители считают, что из этой субстанции формируется, так называемый, «тонкий мир». Тонкий мир нельзя познать с помощью банальных пяти органов чувств, но можно ощутить, как утверждают некоторые представители сапиенсов, с помощью какого-то шестого чувства. Оставим пока экстрасенсов за скобками, попробуем разобраться без них.
            Итак, все живые организмы, существующие в плотном мире, собирая информацию из этого мира, преобразуют ее в ИНЭС и создают тем самым тонкий мир. Можно предположить, что именно в этом состоит назначение жизни в плотном мире и тогда легко представить себе тонкий мир как продолжение этой жизни, но не просто продолжение, а как высшую ее форму. Эти две формы жизни - низшая в плотном мире, с весьма ограниченным сроком (для человека, вероятно, не более 300 лет) и высшая, в тонком мире, с практически неограниченным сроком (по нашим меркам - вечная) тесно связаны между собой. Прежде всего, высшая форма не может развиваться без низшей, поскольку генерируется последней. Но на этом их связь не ограничивается. Хотя эти два мира существуют параллельно и, как будто, не пересекаются, но ведь ИНЭС каким-то образом переходит из плотного мира в тонкий. Очевидно, это происходит в момент прекращения  жизнедеятельности организма в плотном мире, в момент, который мы называем смертью, и, который является, всего лишь, переходом, созданной за время жизни организма, ИНЭС в тонкий мир. Есть основания предполагать, что и обратный переход из тонкого мира в плотный возможен. Какие это основания? Назовем пока два явления (заметим в скобках, что при упоминании каждого из этих явлений любого порядочного ученого - ортодокса, просто трясет) - это приведения (все эти духи, домовые, барабашки, полтергейсты и пр.) и реинкарнация. О каждом из этих явлений следует поразмышлять особо, а пока ограничимся тем допущением, что эти явления свидетельствуют о связи двух миров.
Но и это еще не все. Вероятно, существуют более глубокие связи и взаимодействия. Можно предположить, что появление разума в плотном мире существенно осложнило эти взаимодействия. Стоп! Почему разум? Откуда и зачем? Пока у нас все гладко складывалось: жизнь в плотном мире генерирует какие-то субстанции, из которых формируется тонкий мир. Этот тонкий мир, вероятно, кому-то очень нужен и этому «кому-то» пришлось здорово потрудиться, что бы создать жизнь в плотном мире во всем ее многообразии и великолепии. Кстати, кто этот «кто-то»? Бог? Природа? Кто еще? Об этом также можно поразмышлять отдельно. А пока отметим, что это был не легкий труд, и оценим красивое решение проблемы обеспечения жизни таких уязвимых, на фоне жестких условий космоса, белковых организмов и воспроизводства жизни на основе двух противоположностей - изменчивости и наследственности. Но создатель жизни в плотном мире на этом не остановился. Он продолжал трудиться дальше и наделил эту жизнь разумом. Спрашивается: для чего? Труд ведь не малый! Смотрите, какая получается картина. Запустив механизм эволюции, создатель, вероятно, рассчитывал, что он спокойно и плавно «дотикает» до появления разума, как высшей формы жизни в плотном мире. Но этого не получилось. Механизм, по-видимому, несколько раз давал сбой. Возможно, вначале была ставка на разумных насекомых (вариант - коллективный разум), затем, может быть, на динозавров (последние данные позволяют предположить, что динозавры были теплокровными) и, наконец, на млекопитающих. Дело, вроде бы, двинулось неплохо. Вот уже австралопитек, постепенно выпрямляясь, встает на две ноги (около 3 млн. лет назад).
Но Создателя такой темп, видимо, не устроил  (хотя наши часы идут быстрее его часов, как минимум, в 5.107 раз и 3 млн. наших лет для него составляют не более трех недель) и, вероятно, у него появились основания поторопить ход событий. И вот, проходит всего 2,5 млн. лет (по часам Создателя 420 часов) как откуда ни возьмись, появляются питекантроп с синантропом. Подстегнутая эволюция выдает новый продукт - неандертальца, и, почти мгновенно - новый скачок - появление кроманьонца ( на последний эксперимент у Создателя ушло чуть более суток). Да и мы, современные сапиенсы, по-видимому, не являемся потомками кроманьонца. Тоже появились, как бы , вдруг. И еще один штрих к этой картине. Недавно академик Бехтерева - один из крупнейших авторитетов в области изучения мозга - высказала сомнение в том, что мозг современного человека является продуктом эволюции.
Итак, было затрачено немало усилий, чтобы на Земле появилось разумное существо. Очевидно, именно разум необходим для успешной реализации назначения жизни в плотном мире - формирование тонкого мира.
И вот уже третий раз, мой читатель, мы задаем себе этот вопрос: какова роль разума во всей этой истории? Пора уже как-то отвечать. Давайте попытаемся.
Для начала, хорошо бы понять, а что такое разум вообще? Многие мыслители задавались этим вопросом и, надо сказать, отвечали на него очень умно, но не очень понятно. Ни в коей мере не претендуя на их лавры, попробуем подойти к этой проблеме попроще, путем сравнения. Если принять, что на Земле только одно разумное существо, то сравнивая себя с окружающими нас высокоразвитыми животными, можно попытаться найти различия. Оказывается найти различия, свидетельствующие о наличии разума, не так просто. Не считать же, в самом деле, таковым способность обмениваться информацией с помощью колебаний воздуха. На мой взгляд, такой способ обмена информацией, характерный для человека, не самый эффективный. Думаю, что у многих животных есть способы получше. Некоторые считают кардинальным отличием разумного существа от остальных животных его способность смеяться. При всей серьезности этого соображения, считаю, что это отличие, все-таки, вторично.
К тому же, недавно обнаружено, что детёныши некоторых обезьян могут смеяться совсем как человек. Кстати, этот факт можно интерпретировать и таким образом: как известно, на ранних стадиях развития организма (т.е. в онтогенезе) у него появляются, а затем исчезают различные  признаки, характерные для далеких предков в филогенезе (например, жабры у зародышей млекопитающих и пр.); если детеныши обезьян способны смеяться как человек, а взрослые обезьяны эту способность теряют, не означает ли это, что обезьяны произошли от человека?! На минуточку!
Однако, мы отвлеклись. Чем же всё-таки отличается разумное существо от неразумного? Самым существенным было бы найти отличия в самом органе, отвечающем за разум, но мы о мозге знаем еще меньше, чем о космосе, а о космосе не знаем почти ничего.
В ходе этих рассуждений вдруг приходит мысль: а не скрыт ли ответ в самом вопросе? Если существо задается вопросом о наличии разума, не значит ли это что оно разумно? Да, но еще до того оно должно осознать себя как существо, то есть, понять, что оно существует. Приходится допустить, что искомым свидетельством наличия разума у того или иного существа является осознание им своего существования. Мы не можем сказать сознают ли обезьяна, собака или дельфин, что они существуют, но то, что человек это сознает - несомненно. В этом каждый может легко убедиться. Достаточно подойти к зеркалу и произнести вслух (впрочем, если рядом есть кто-то еще - лучше про себя): «Это Я». Можно еще вспомнить улицу, где Вы живете, свою планету, любимую тещу, мужа или сослуживцев. Все это докажет Вам (если были сомнения), что Вы осознаете свое существование в этом мире.
Итак, мы, люди, сознаем факт своего существования и это доказывает наличие у нас разума. А потому , не перефразировать ли нам Рене, нашего, Декарта так: «сознаю, что существую, следовательно, мыслю». Сие и означает, что разум есть осознание своего существования.


Тогда становиться понятным для чего понадобился разум в плотном мире. Осознание себя в этом мире в окружении остальной природы, других разумных существ, во взаимодействии с ними должно качественно изменить формируемую в течение жизни ИНЭС.
Давайте допустим, мой дорогой читатель (я употребляю прилагательное «дорогой», так как боюсь, что многих из тех, кто начинал с нами, уже нет среди нас - в том смысле, что им просто наскучило читать, и потому остались только самые дорогие читатели). Так вот, давайте допустим (и пусть это будет последнее допущение), что ИНЭС, формируемые разумными существами, именно в силу того, что они сознают свое существование, являются несравнимо более сложными, чем ИНЭС неразумных существ. Это уже не субстанции, а структуры, которые являются базовыми элементами всей системы тонкого мира.
На этом, я чувствую, пора закругляться. Конечно, заманчиво порассуждать о том, каково назначение системы тонкого мира, какова ее роль в распространении разума во Вселенной, или о том, как наша жизнь в плотном мире, то как мы ее прожили, отражается в тонком мире, о том, что такое хорошо и что такое плохо для нашего отражения в тонком мире и как, в этой связи, трактовать понятия о добре и зле. Чуть раньше мы с Вами говорили о том, что появление разума в плотном мире должно было значительно усложнить взаимодействие плотного и тонкого миров. Действительно, трудно себе представить, чтобы все, что вынес человек разумный, с его способностью ощущать себя в мире за многие тысячелетия своего существования, все физические и моральные переживания, вся, как говорят ученые, инфернальность этого мира не нашли отражения в тонком мире. Невольно задаешься вопросом: А не перенасыщен ли уже тонкий мир негативной информацией и не воздействует ли он соответствующим образом на плотный мир?
           Но это уже, действительно, отдельный разговор. Сразу все мы с Вами не потянем. Как бы не перенапрячься.
           Может быть в следующий раз, мой читатель, когда у нас снова появится настроение порассуждать о высоких материях, мы вернемся к этим вопросам.
           А пока следует подвести итог наших размышлений. Если принять все допущения, о которых мы говорили, то становится очевидным, что жизнь каждого, каждого, КАЖДОГО, человека на Земле имеет исключительно важное значение для формирования высшей формы жизни в тонком мире. А потому - берегите себя и постарайтесь не причинять зла остальной природе, включая людей.


Рецензии