27. 06. Хроника ВОВ. 6-й день войны. Венгрия

Публицистика.
****************
Фото: Пленные венгры 2-й венгерской армии.
******************************************
Авторское предисловие:
- Гитлер был невысокого мнения о мадьярах и первоначально не собирался привлекать Венгрию к нападению на СССР. Но в апреле-мае 1941 года, по настоянию генерального штаба сухопутных войск, фюрер изменил свое решение относительно участия «Унгарии» в предстоящей войне. В свою очередь, венгерское руководство горело желанием продемонстрировать свою военную помощь Германии, чтобы получить новые козыри при послевоенном переустройстве Европы: хортисты были уверены в очередной молниеносной победе Германии и боялись опоздать к дележу добычи. К первому дню ВОВ венгры подтянули к границе с СССР подвижную группу в составе 5 бригад (44 тысяч человек; 200 орудий и минометов; 189 танков; авиагруппу из 48 самолетов).
- В  пятницу на 6-й день войны 27 июня Венгрия объявила войну СССР, после
 Бомбардировки советской авиации венгерских промышленных центров. Территориальных притязаний к СССР у Венгрии не было. Но мотивация была:
«Месть большевикам за коммунистическую революцию в Венгрии 1919 года». 
- Венгерская армия абсолютно добровольно отправляется в бой на восточный фронт. Венгрия воевала с СССР с 27 июня 1941-го по 12 апреля 1945-го, то есть практически всю войну. На Восточном фронте венгерские войска насчитывали от 30.000 солдат в августе 1941 -  до 205.000 в мае 1942.
В период боёв против наших 2-го и 3-го Украинских фронтов сражалось до 150.000 венгерских солдат и офицеров. Мадьяры с особым рвение выполняли оккупационную службы: они удовольствием жгли русские деревни, посёлки и малые города.
- 1 июля 1941 года Венгрия направила на войну против СССР «Карпатскую группу» (5 бригад, общей численностью 40 тысяч человек), воевавшую в составе немецкой 17-й армии на Украине. Труппа была разделена – 2 пехотные бригады: одна - выполнятет функции охраны тыла, а «быстрый корпус» (2 моторизованные и 1 кавалерийская бригады, всего 25 тысяч человек, при нескольких десятках лёгких танков и танкеток) – продолжает наступать.
- К ноябрю 1941 «быстрый корпус» нёсёт большие потери – до 12 тысяч убитыми, пропавшими и ранеными; теряет все танкетки и почти все лёгкие танки. Корпус возвращён в Венгрию. В то же время на фронте и в тыловых районах оставались венгерские 4 пехотные и 2 кавалерийские бригады (общей численностью 60 тысяч человек).
- В апреле 1942 года на войну против СССР отправляется венгерская 2-я армия (около 200 тысяч человек). В июне 1942 она начинает наступление на Воронежском направлении, в рамках немецкого наступления, на южном участке германо-советского фронта.
- В январе 1943 года венгерская 2-я армия была практически уничтожена в ходе советского наступления (до 100 тысяч погибших и до 60 тысяч взятых в плен, в большинстве ранеными). В мае 1943 остатки армии (около 40 тысяч человек) были отведены в Венгрию.
- Осенью 1944 года все венгерские вооружённые силы (три армии) воевали против Красной Армии, уже на территории Венгрии.
- Бои в Венгрии закончились в апреле 1945, но некоторые венгерские части продолжали воевать на территории Австрии вплоть до капитуляции Германии 8 мая 1945 года.
- В войне против СССР погибло более 200 тысяч венгров, в том числе 55 тысяч умерли в советском плену.
- Восемь венгров были награждены немецкими Рыцарскими крестами.
***********
Хроника событий.
Июня 27, четверг, 6 день войны:
1. После бомбардировки венгерских городов советской авиацией Венгрия объявляет войну Советскому Союзу;
2. 27 июня. Правительство Ирана заявляет о нейтралитете во второй мировой войне.
3. СССР.
В течение дня наши войска на Шяуляйском, Вильненском и Барановичском
направлениях продолжали отход на подготовленные для обороны позиции.
На Луцком и Львовском направлениях день 27 июня прошёл в упорных и напряжённых боях. Противник на этих направлениях ввёл в бой крупные танковые соединения в стремлении прорваться через наше расположение, но действиями наших войск все попытки противника прорваться были пресечены с большими для него потерями;
4. На Минском направлении отбито наступление крупных танковых частей противника;
5. На Бессарабском участке фронта наши части нанесли удар по противнику в районе Скулени;
6. В ночь на 27 июня группа наших войск при поддержке речной флотилии форсировала Дунай и захватила выгодные пункты.
**********
Резюме:
27   июня   1941  года начала практически действовать антигитлеровская коалиция «США, Великобритания, СССР» В это день в Москву прибыла английская миссия – генерал-лейтенант М. Макфарлэйн, контр-адмирал Дж. Майлс и другие. Военных гостей на аэродроме встречал и расквартировывал их от имени руководства ВМФ контр-адмирал Н. Харламов совместно с сотрудниками Наркомата иностранных дел. Но этим дело не кончилось: по указанию В.М. Молотова его назначили военным экспертом на переговорах с англичанами. Обсуждались проблемы безопасности северных морских коммуникаций, также были достигнуты соглашения о взаимной военно-технической информации по электромагнитным минам и достижениям в области
радиолокации и корабельной акустики для дальнего обнаружения
подводных целей противника. Для развития сотрудничества в Лондон направилась военная миссия, основные задачи которой были сформулированы И.В. Сталиным. Упор  делался на создание совместного фронта на севере Европы, срочное занятие союзниками островов Шпицберген и Медвежий – для обеспечения морских коммуникаций между СССР, Англией и США. Второй задачей миссии было добиться высадки десанта союзников на территорию Франции  – «если не сейчас, то хотя бы через месяц». И третьей были боевые действия англичан на Балканах. Заместителем руководителя этой миссии был назначен контр-адмирал Харламов. По отзывам сослуживцев и высокого начальства, он был человеком высокообразованным, тактичным, настойчивым и – представительным. Военный дипломат из него получился первоклассный. Эффективность работы Николая Михайловича и его сотрудников по миссии была высокой, несмотря на то, что контр-адмиралу часто приходилось преодолевать сопротивление высоких должностных лиц, ответственных за советско-британское военное взаимодействие не только в Лондоне, но и в Москве. Тем не менее практически ежемесячно Харламов сообщал в  Москву:
«Докладываю изменения в боевом составе, дислокации и организации войск немецкой армии за прошедший месяц по данным военного министерства Великобритании»
Адмиралу Н.М. Харламову приходилось вести невероятно сложные переговоры и добиваться полных, качественных и своевременных поставок по «ленд-лизу» – уже утверждённых, но не исполняемых из-за саботажа верхушки британских министерств и ведомств. Уже первая встреча с военным министром Великобритании Моргенсоном была не из приятных. Руки при встрече министр не подал, сесть не предложил, стоял сам и слушал Голикова и Харламова рассеянно. Он не верил в победу Красной Армии и не видел смысла в союзе с  большевиками. Военный министр имел фигуру дородную, был облачён в штатский костюм. Как и в США,  в   Англии  военное ведомство возглавлял гражданский администратор, осуществлявший общую политику ведомства и связь с правительством. Оперативные вопросы решал начальник имперского
генерального штаба генерал Дидлом. На встрече у Дидлома присутствовали начальники штабов ВВС и ВМФ вице-маршал авиации Портал и первый морской лорд адмирал флота Паунд. Только любезность Дидлома и спокойная тактичность Портала скрадывали не очень-то маскируемую враждебность Паунда. На совещании с заместителями начальников штабов вопрос о
незамедлительном занятии английскими войсками островов Шпицберген и
Медвежий, чтобы стать хозяином Северных морей, завис в воздухе.
Англичан волновала только доставка горючего на Северный морской ТВД.
Было достигнуто соглашение о боевых действиях на Севере двух
английских подводных лодок и нескольких тральщиков с базированием в
Кольском заливе. Первый лорд Адмиралтейства (морской министр) Альберт Александер наиболее честно выполнял союзнические обязательства. Например, сразу помог получить для нашего флота несколько гидроакустических
установок. Помогал он и в дальнейшем, а однажды, устроив сотрудникам
советской военной миссии приглашения в клуб старых консерваторов
(куда и видные молодые консерваторы попадали с трудом). Сумел раскошелить врагов нашей страны на щедрые пожертвования для советского Красного Креста. Реальную помощь СССР старался оказывать и министр авиапромышленности Уильям Бивербрук, бывший министр в правительстве Ллойд Джорджа, выступавший ещё тогда за наше сближение. Он настаивал на немедленной помощи СССР как единственной силе, способной  покончить с гитлеризмом. Адмирал Харламов указывает, что особенно в первое время англичане либо блокировали наши заказы в фирмах Канады (как это делал вопреки заверениям первый морской лорд Паунд), либо подсовывали нам рухлядь. Например, вместо новых «харрикейнов» дважды отгрузили партии
самолётов, прошедших капитальный ремонт. Пришлось отказаться от их приёмки. Частыми были случаи недогруза. Так, в четвёртом квартале  1941  года Великобритания обязалась поставить нам 800 самолётов, 1.000 танков и
600 танкеток. По факту же было отгружено 669 (-131) самолётов, 487
(-513) танков и 330 (-270) танкеток. С поставками из США дело обстояло ещё хуже. С октября  1941 -го по 30 июля 1942-го обещали поставить 900 бомбардировщиков, а поставили 267 – (-29,7 процента); истребителей соответственно 900 и 278 – (-30,6) процента; танков 1.125 и 363 средних – (-32,3 процента) и 420 лёгких – (-37,3 процента). Вместо 85.000 и 16.502 – (-19,4 процента). Только с помощью лорда Бивербрука удалось пресечь саботаж в организации конвойной службы. Прибывшие с первой партией в Архангельск танки «валлентайн» и «матильда» оказались с треснувшими блоками цилиндров, потому что перед отправкой их с арктическим конвоем забыли слить воду из радиаторов. Танки «матильда» не годятся ещё и потому, что их компрессоры отказывают в условиях низких температур.
Англо-американская помощь поступала СССР (не бесплатно!) с большими трудностями. Но постепенно налаживалось главное: Германия и её европейские вассалы столкнулись реально с мировым сопротивлением глобального мира. Военное  поражение фашизма уже было предрешено.

(Примечание: Цена ленд-лиза: Наши деды воевали, а США им за это помогали. Материально. За эту "помощь" СССР в военное время платил золотом, а в послевоенное — валютой. Теперь платит Россия, как правопреемник Советского Союза. А вообще после Великой Отечественной Штатам "отстегивали" не только мы, но и весь мир: кто-то рассчитывался сырьем, а кто-то "открытыми рынками".
Те ценки поставок по ленд-лизу людей, которые имели
непосредственное отношение к СССР, в корне отличаются от того, что пишется ныне. Советник Франклина Рузвельта Гарри Гопкинс признавался:
"Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Она была достигнута героизмом и кровью русской армии".
Даже главный ленд-лизовский идеолог и автор очень тенденциозной
послевоенной книги "Ленд-лиз — оружие победы", которая стала "настольной" для отечественных очернителей отечественной же истории, госсекретарь США Эдвард Стеттиниус в годы войны отмечал:
"За эту помощь русские уже заплатили цену, которая не поддается измерению в долларах или тоннах. Это— миллионы нацистских солдат, убитых или взятых в плен, нацистские танки, превращенные в груды железного лома на поле боя, пушки и грузовики, брошенные отступающими германскими армиями".
Но эти признания звучали в годы войны. В послевоенное же время Советскому Союзу, так же, как и остальным странам антигитлеровской коалиции предъявили счёт. Всю ленд-лизовскую боевую технику, оставшуюся у Красной Армии после окончания Второй Мировой, мы обязаны были вернуть. Вот только американцы посчитали это в большинстве случаев экономически нецелесообразным. Поэтому танки и бронетранспортёры резались, грузовики шли под пресс, самолёты давились танками и тракторами. Для любителей дайвинга настоящим раем на Балтике является Кассарский плёс, где нашло упокоение несколько десятков торпедных катеров, больших охотников за подводными лодками и тральщиков. Аналогичные захоронения ленд-лизовских боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ СССР есть и в Японском море, и в Татарском проливе. Заметим, что проникновенную речь "о шланге" Франклин Делано Рузвельт произнёс в "Овальном кабинете" вприсутствии
прессы 17 декабря 1940 года. Тогда ещё Советский Союз был, впрочем, как и
Соединённые Штаты, нейтральным государством. "Шланг" предназначался  только для Британии и Греции. Практически с самого начала нацистского вторжения в СССР - англосаксы начали оказывать военную помощь. В Соединённых Штатах Америки (практичный всё-таки народ там обитает) долго взвешивали и гадали — стоит ли вообще помогать "советам". В Британии не раздумывали и сразу же предложили посильную "помощь". В Союз с "островов" пошла военная техника. Частью использованная британцами, что называется "до дыр", частью та, которую ни метрополия ни её доминионы даже в критических условиях уже использовать не хотели (кстати, "битва за Британию" ещё продолжалась), а частью
заокеанский ленд-лиз, не нашедший применения даже в осаждённой Британии:
"Я вижу в небе германские бомбардировщики и истребители с ещё незажившими
рубцами от ран, нанесённых им англичанами, радующихся тому, что они нашли, как им кажется, более лёгкую и верную добычу", — сказал Уинстон Черчилль в своём радиообращении к британскому народу после вторжения нацистов в СССР. Насчёт "англичан", сражавшихся в небе над метрополией, английский премьер патриотически переборщил. Примерно треть лётчиков - истребителей, защищавших небо Британии, были славянами — поляками и чехами. Но не об этом сейчас речь. Британия, действительно, могла вздохнуть спокойно. Люфтваффе нашли "как им кажется, более лёгкую и верную добычу". А раз так, то почему бы и не помочь. По ленд-лизу Британии из Соединённых Штатов были поставлены истребители малоизвестной тогда фирмы "Белл" — P-39 "Аэрокобра". Примечательно, что ни один из пришедших из-за океана истребителей англичане так и не использовали. Заокеанская "Воздушная рептилия" не могла бороться с самолётами Люфтваффе, на заданных последними высотах. В результате машина ушла транзитом в СССР. К чести конструкторов фирмы "Белл", стоит сказать, что их творение пришлось по душе советским лётчикам, но только после того, как самолёт был модернизирован по прямой указке советских специалистов, спешно отправленных в Штаты для лечения "детских болезней" "Аэрокобры".
Летчики-асы 9-й гвардейской авиационной дивизии у истребителя P-39 «Аэрокобра» На "аспидах" летали многие советские асы, включая и Покрышкина, что впоследствии дало основание фирме "Белл" разрекламировать свой истребитель, до этого забракованный британцами. Американские пилоты, сражавшиеся на "Аэрокобрах" на Тихоокеанском ТВД, с подобной постановкой вопроса были в корне не согласны. Если кто и считал там Р-39 "лучшим", то только японские лётчики-истребители в качестве желанной цели. Американцев, одержавших хоть одну победу на летающих "пресмыкающихся", можно, что называется, пересчитать по пальцам. Столь же разнятся боевые достижения советских лётчиков и их западных коллег, летавших на истребителях фирмы "Кертис" семейства Р-40. Большая часть из них
была доставлена в Союз по контрактам, заключённым ещё в 1941 году, то есть до одобрения Франклином Рузвельтом распространение закона о ленд-лизе на Советский Союз. Были образцы авиатехники, которые в СССР и вовсе не жаловали. Обидные прозвища "обормот", применительно к английскому транспортно-бомбардировочному "Альбермейлу", или "тарантайка" — к опять же британскому бомбардировщику "Хэмпден". Не говоря уже о "Хурикейне", русскую "кличку" которого по понятным причинам не упоминаем. "Альбермейл" пытались в СССР использовать, и в качестве бомбардировщика, и в качестве транспортного самолёта. Безуспешно. В конце концов перегнали в тыл, где приспособили для обучения прыжкам с парашютом. Но и здесь "обормот" не пользовался популярностью, ибо его тесный салон, к тому же ещё и разделённый переборками доставлял массу неудобств.
"Хэмпдэн", который британцы поставляли, как чистый бомбардировщик, в СССР
переквалифицировался в торпедоносец. Подобную же трансформацию претерпел и американский штурмовик А-20 "Бостон". Видать, у нас и у американцев были разные представления о том, каким должен быть штурмовик. Но в минно-торпедной авиации флота "Бостон" зарекомендовал себя вовсе неплохо. Ещё смешнее выглядят попытки посчитать оплачиваемые золотом поставки стрелкового оружия. Не запечатлели ни фото ни кинодокументалисты воинов Красной Армии со столь востребованными американскими "мафиози" образца 30-х годов пистолетами-пулемётами "Томпсон". А они, наряду с британскими "Стэнами", поставлялись в СССР по "предленд-лизу" в обмен на русское золото. Иногда говорят, что ленд-лиз помог выстоять Советскому Союзу во время битвы за Москву. Но только 1 октября 1941 года был подписан Первый Московский Протокол о снабжении Советского Союза до конца июня 1942 года. В конце месяца, 30 октября, Рузвельт сообщил Сталину, что американские поставки будут осуществляться под беспроцентный заём на сумму $1 млрд. с оплатой в течение десятилетия, начиная с шестого года после окончания войны. Впоследствии были подписаны еще три Протокола — Вашингтонский, Лондонский и Оттавский. Официально ленд-лизовские поставки были приостановлены 12 мая 1945 года. С этого момента и вплоть до перехода Красной Армией маньчжурской границы поставки осуществлялись уже по "специальной программе 17 октября", то есть платно -  за валюту. К слову, в разгар Сталинградской битвы поставки и вовсе были прекращены. Поводом стал почти полный разгром легендарного конвоя PQ-17, брошенного собственным охранением. Когда начинают считать военные грузы и поставки, как сейчас бы сказали "двойного назначения", то почему-то не учитывают потери при их доставке. Меж тем из 12,366 танков, отправленных в СССР, до места назначения добралось 10,864. На дне Атлантического океана до сих пор лежит 443 лёгких и 1,058 средних танков. К сведению, за время Великой Отечественной в СССР было произведено 14,694 лёгких танков. До советских портов дошло всего 1,260 лёгких ленд-лизовских танков, причём почти все они, как и недошедшие 443, были покупные. Начиная с 1942 года на Восточном фронте боевые машины данного типа использовали уже по инерции. В танковых сражениях, что называется "стенка на стенку", особой надобности в них не было)
*******
Такова малая часть правды платного "ленд-лиза"


 


Рецензии
Спасибо за интересную информацию, Евгений Петрович.
Справедливости ради можно сказать, что танки "Шерман" наши танкисты любили. (см. например, книгу "Танкист на иномарке" Героя Советского Союза Д. Лоза). Он воевал именно на "Шермане".
С уважением,

Сергей Дроздов   28.08.2012 13:59     Заявить о нарушении
Вы правы, Сергей! Америка - страна прагматичная и егоцентристкая. Второй фронт ангосаксам, без жертвенных потерь Красной армии, - обошёлся бы значительно большей кровью, чем при высадке в Нормандии. Полагаю, что поражение России во 2-й мировой, обернулось бы падением Англии, и взрывом ядерной войной между Германией и США. Они это понимали и дозированно помогали нам.

Евгений Петрович Ганин   30.08.2012 07:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.