Язык гоблинов

– Язык гоблинов –
(Язык как образ мира». М., АСТ; СПб., Terra Fantastica, 2003.


Похоже, что языковеды или, как я их шутя называю, «язычники», в прошлом веке запоздали. Вот уже восьмой десяток лет они упорно доказывают нам великую истину, открытую в 30-е годы австрийцем Людвигом Витгенштейном. Не только мы говорим языком, но и язык говорит нами. Что это значит? Да только то, что, пользуясь определенными словами и правилами грамматики, мы верим в эти слова и в эту грамматику. Говорим «Бог», значит верим, что Бог есть, даже если утверждаем, что его нет. Ведь если Бога нет, то фраза «нет Бога» означает: нет того, кого нет. А если верим, то та же фраза означает: есть тот, кто есть. Тавтология? Но на этом держится вся человеческая речь. Значит, что бы мы ни сказали, мы всегда обманываем, вольно или невольно, себя и других.
А в сфере политической жизни это блестяще выразила Елена Трегубова в бестселлере «Записки кремлевского диггера», когда воскликнула после долгих кремлевских мытарств, что не было-де никакого Примакова и никакого поворота над океаном, пока мы, журналисты, не наполнили эти призраки и фантомы своей живой кровью. Круто сказано. Но можно подумать, что Трегубова штудировала логико-философский трактат Витгенштейна. Лингвистическая философия давно открыла, что реален только язык, но и он нереален. Как заметил лауреат Нобелевской и ленинской премий лорд Бертран Рассел, если изъясняться точно, то нельзя вообще ничего сказать.
Толкиен изобрел алфавит гоблинов. Что это? Всего лишь писательская фантазия. А в недавней переписи населения России тысячи людей в графе национальность записались как «гоблины». Вот вам и пятый пунктик. Есть, например, Партия жизни, и ей гарантировано какое-то количество голосов хотя бы потому, есть песенка, которую пел Бернес: «Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново». Однако если будет партия смерти, то и за нее кто-то проголосует. Ведь есть же классический стих Уитмена, который начинается словами: «Ты, милая и ласковая смерть».
Языковая фантазия, затравленного антисемитизмом мечтателя, привела к созданию всемирного языка эсперанто, на котором, как ни странно, изъясняются и переписываются десятки тысяч эсперантистов. Сталин за эсперанто сажал и расстреливал, но это не помогло. Люди разговаривали на придуманном языке эсперанто.
Когда образовался Израиль, для нового государства был создан новый, никогда не существовавший язык, а теперь на нем говорят миллионы людей. Иврит воссоздан из древнееврейского, в котором не было восьмидесяти процентов современных слов.
А советский новояз, блистательно спародированный Оруэллом? Попробуйте объяснить сегодняшнему школьнику, что такое «выполним и перевыполним», если на вопрос, что такое ВВП, он ответит, что это «два В.В.Путина». До чего устойчив в языке звук. Ведь ВВП – прямая калька с «выполним и перевыполним». И там, и тут В и П – опорные звуки. Типичный случай Витгенштейна, когда «язык говорит нами». Или переименовали улицу Поварскую в улицу Воровского, а потом обратно. На слух и там, и тут звучит корень «вор». Так же, как СССР и Россия все равно опираются на С и Р.СОР_СИР-сортир.
Тургенев, будучи в эмиграции, придумал себе могучий, правдивый и свободный русский язык. Но после того, как его придумал Тургенев, он отчасти таковым и стал, притом, не только для русских. Европеец прекрасно «осведомлен», что Россия чуть ли не родина мафии и коррупции, зато тот же европеец скажет, что Достоевский и Лев Толстой великие, правдивые и свободные.
Жванецкий своими ушами услышал недавно фразу: «Идите так, как я сижу». Нет, это не лозунг Ходорковского,и не шутка Пусси, а ответ одессита на вопрос, как пройти к набережной. Так что язык и логика, увы, вещи несовместные. Попробуйте перевести на иностранный язык: «Я из лесу вышел, был сильный мороз». В огороде бузина, а в Киеве дядька. А нам все понятно. А великое высказывание Черномырдина: «Вы движетесь туда, где все темней и темней, сами понимаете, куда (в жопу). Вы думаете, что там, в конце туннеля окажется свет, а выйдете оттуда полным дерьмом». По сути, это цитата из «Смерти Ивана Ильича», когда, умирая, он движется по темному туннелю. Вдруг понял, что поезд движется в другую сторону, и тотчас увидел свет. А, может, это реминисценция из знаменитой книги Моуди «Жизнь после жизни».
Язык фундаментально меняет все и творит реальность.



Рецензии