Основные люди, с которыми довелось взаимодействова

Период работы с ИАЭ им. И.В.Курчатова (КС-250, Максихин, СИМС, Т-15):
1.    Плещ Александр Георгиевич – зам. Г.И.Кикнадзе
2.    Кикнадзе Геннадий Ираклиевич – зам. Н.И.Черноплекова
3.    Сафронов Анатолий Петрович (Николаевич?)– начальник стенда СИМС, умер до 2002 г.
4.    Краснов Юрий Васильевич - зам. Кикнадзе  -  умер.
5.    Краснов Юрий Александрович (из Грузии) – судьба мне неизвестна
6.    Гачечиладзе Иван Александрович  - не знаю, тогда работал в ОФТТ
7.    Чеверев Николай Семенович – начальник главка Минатома
8.    Александров Анатолий Петрович (директор ИАЭ, президент АН СССР)
9.    Кадомцев Борис Борисович – академик, директор ОФП (отдел физики плазмы, умер от рака)
10.    Стрелков Вячеслав Сергеевич – начальник отдела в ОФП
11.    Стависский Борис Андрианович – был очень энергичен, получил 2 инфаркта подряд
12.    Иванов Денис Петрович – начальник лаборатории ОФП (затем - Индия, Китай, Корея)
13.    Лелехов Сергей Андреевич  - Серега!
14.    Посадский Игорь Алексеевич – был сначала на СИМС, затем на Т-15, потом ушел, затем вернулся
15.    Анашкин Игорь Олегович – младший, есть еще старший - отец
16.    Альхимович Виктор – это уже на Т-15, после драки…
17.    Румянцев Юрий ? (бывший министр по атомной промышленности) - работал у Черноплекова в ОФТТ, заходил к нам на СИМС
18.    Адамов Евгений Олегович (предыдущий министр по атомной промышленности) – во время Т-15 был главным инженером ИАЭ, забегал
19.    Черноплеков Николай Алексеевич –  умер в 2009-м
20.    Клименко Евгений Юрьевич  - нач. лаборатории, ушел из ИАЭ в конце концов, затравили
21.    Мартовецкий Николай Александрович – в LLNL, много лет, переписываемся
22.    Кейлин Виктор Ефимович (говорили - ученик Миллионщикова)
23.    Новиков Станислав Иосифович – зам. Клименко, последнее время  - враги.
24.    Волобуев ? ? – криогенщик с СИМС
25.    Матвеев Николай ?  - начальник, а потом ушел автомобили ремонтировать
26.    Ненарочкин Павел Владимирович – мой ровесник, работал в ОФТТ, подавал надежды. Наложил на себя руки в разгар подготовительного периода испытаний на СИМС. Буквально перед этим мы встречались на дне рождения Жени Шатного. На Пашу очень сильно подействовали мои слова про «одни уравнения, которые мы все решаем по жизни, но с разными начальными условиями». Не это ли было последней каплей при принятии рокового решения….
27.    Шатный Евгений  - тоже ровесник, тоже прошел всю кампанию СИМС. Сподвижник Майсурадзе, Гречко.  ВЧ измерители сплошности выходного потока охлаждающего жидкого гелия. Где все это сейчас? Кому это все было нужно?
28.    Кикоин Юлий Борисович – соратник Сахарова, Тамма, соучастник ядерного проекта. У него был кабинет в ОФТТ, и нас знакомили.
29.    Потом уже появились всякие Вертипорох и др.
30.    По сепаратору…?? Федор, или Федорович??
31.    Велихов Евгений Павлович – тогда мы часто встречались в центральной аппаратной Т-15
32.    Бритоусов ? ?  - из ОФП, по электропитанию
33.    Гречко Александр Георгиевич – сначала работал на СИМС вместе с тем же Майсурадзе и Пчельниковым из МИЭМ над ВЧ измерителями сплошности, затем перешел в МГТУ, затем я дважды возил его в Швейцарию, и наконец Саша защитил докторскую диссертацию с использованием материалов, полученных в PSI. Теперь ушел из МГТУ и работает в Газпроме
34.    Майсурадзе Павел ? (МИЭМ) – родоначальник сплошномеров
35.    Пчельников ?(Юрий) ? (зав. кафедрой МИЭМ) – его начальник
36.    Горбачук Николай Тихонович (тогда – ИПП АН УССР) – Коля!
37.    Кошелев Сергей Николаевич - из НПО «Буревестник». Работали вместе, жили в гостинице.  Женился на москвичке и очень скоро умер. Подозрительно скоро. Москвичка имела детей от прежних браков.
38.    «Спецавтоматика» - помню, бригада была, Марина при ней, …целовался на кухне с обоими…
39.    Саратов – только Жора Ларионов остался в памяти… Ефимов еще.

Прошедшие (в смысле – уволившиеся, или умершие до ликвидации лаборатории в 1998 г.) через лабораторию БЛ-3:
1.    Тищенко Владимир Анатольевич
2.    Андреев Владимир ?
3.    Трещалова Ольга ?
4.    Мархель Александр Алексеевич (дата смерти 17 апреля что-нибудь 1999 г. Его жена Вера умерла от рака в октябре 2003 г.)
5.    Лебедев Александр Александрович (дата смерти 12 марта 2002 г.)
6.    Киреев Николай Викторович
7.    Якубовский Александр Федорович – «пачка», лидер-гитарист в моем ансамбле, затем – коллега по НИИЭФА на протяжении нескольких лет (вроде - 10-ти) – умер от сердечного приступа где-то в 2007-м
8.    Супрунов Александр ? – душа, кричи громче!
9.    Квочкин Геннадий – «неужели можно только 3000 раз за всю жизнь?»
10.    Соколов Александр – жив, и работает в НИИЭФА на электроэрозионном станке
11.    Афанасьев Сергей Николаевич?.  Был нормальный расчетчик у Егорова, считал магнитные поля по диаграмме Элеоноры Шварц, потери энергии в сверхпроводниках. Пока не выпала возможность поехать на стажировку в университет Твенте, в Голландию. Там работал профессор Ван-дер Клюндерт, специалист по потерям энергии, который как раз и умер к приезду Афанасьева, и его место быстренько занял другой голландец Герман тен-Кате. Естественно, расчеты Сергея там никому не оказались нужны, но востребованной оказались способность все делать своими руками: работать на токарном станке, паять, собирать и т.д. Сергей пробыл в Голландии год, и вернулся оттуда другим человеком – цивилизованным, свободным… Немного отдохнув, он сразу начал переписку по интернету с зарубежными институтами, и довольно быстро нашел вакансию в Гренобле. Уехал, тут-то его и уволили. Потом я встречал Сергея несколько раз, он распространял пакет программного обеспечения «Бухгалтерия». Мораль – не спеши!
12.    Храпонов Александр - «На Марата, к Храпону» - кричал веселый Саша Мархель, садясь в такси в Москве. Шофер понимающе улыбался…
13.    Костенко Александр Иванович (дата смерти 05 июля 1995 г.). Умер в Японии. Там кремирован, прах привезен в РФ и захоронен в Колпино. На церемонии прощания были басурмане, как раз приехавшие сюда зачем-то. Они говорили: “Last time….”. Я последним из нииэфовцев видел Костенко живым в Японии. Мы возвращались оттуда с его женой. А выйдя на работу, увидели некролог «скоропостижно скончался..». Самое удивительное для меня состояло в том, что после похорон никто ни разу не вспомнил про А.И.Костенко.
14.    Трохачев Георгий Васильевич (дата смерти 23 ноября 1995 г.). Так они оба умерли в один год?  Только сейчас заметил…
15.    Васильев Владимир Леонидович – об этом еще расскажу, интересно. Володю «выперли» из института со страшной силой. А он всю жизнь старался.  Но потом его позвали обратно, и, говорили, к Сычевскому… Чудны дела твои!!!
16.    Коренюк Валентин Викторович – тоже выперли, вслед за Васильевым. Умер от рака легкого, не смог бросить курить.
17.    Гулевич Сергей Владимирович. Пришел ко мне в лабораторию, но как-то не сложились у нас отношения, и Сергей перешел в группу Дубасова. Нормально работал, пьянствовал в меру. Запомнилась поездка на Ласино на его машине, когда мы привезли брату электрическую плиту, а затем немного «оттянулись» на природе. Утром Сергей сокрушался: «Я же вчера пьяным по Киевскому шоссе ездил…». Мы с братом сочувствовали: «Да, Сергей, ездил, но недалеко». Другой случай запомнился в Москве, в кампанию СИМС. Сергей, причислявший себя к городской элите, чтобы не тратить «зря» время в Москве, взял с собой фирменный биллиардный кий, в чехле, полированный, классный. Пошли они вечером с Ланцетовым в биллиардную куда-то в Сокольники или в Измайлово, и вернулись поздно и пьяными. Сергей не выиграл, и поэтому выпил. На другой день из того же биллиарда Сергей вернулся уже и без кия – проиграл не только деньги, но и сам кий.
Справедливости ради, и по просьбе Сергея, следует отметить, что потом, много лет спустя, он наверстал своё - в 2009 стал чемпионом Петербурга по снукеру, а в 2010 - вице-чемпионом России, и в 2011 - вице-чемпионом Петербурга. Серьезный человек, пример многим!
18.    Климченко Алексей Леонидович – первым ушел из НИИЭФА в начале разгрома моей лаборатории
19.    Стариков Владимир Игоревич – пошел ставить двери
20.    Вайкунов Владимир Петрович – каждый год на 23 февраля терял шапку
21.    Дедюрин Андрей Николаевич
22.    Большев Андрей Михайлович
23.    Кобяков Федор Яковлевич
24.    Орлов Василий ?
25.    Касьянова Светлана Анатольевна – жена Саши Лебедева. Долго терпела Сашино пьянство, а затем произнесла: «Отпускаю проблему…». Скоро Саша умер.
26.    Мымриков Валерий Викторович – о смерти Валерия Викторовича мне сообщил А.Б.Константинов 17-го декабря 2003 года. По имеющимся сведениям В.В. умер 8-го декабря – в годовщину смерти Леннона. Диагноз – непонятен. Говорят –воспаление легких, или иное… Еще раз – говорят: Валентина Гавриловна – вдова, Кардонова Галя, Лариса Егоровна.
27.    Кравченко Михаил Юрьевич
28.    ? Галина Валентиновна
29.    Яковлев Виктор ? – тоже жертва, еще при Трохачеве перевели на производство, и… пропал человек
30.    Попков Леонид Викторович
31.    Мохов Виктор Анатольевич
32.    Солнцев Сергей Евгеньевич (стал «альфонсом»)
33.    Дьяконова Елена Владимировна
34.    Фадеева Наталья Николаевна
35.    Хоружий Виктор Николаевич
36.    Волков Георгий Дмитриевич – уже там, далеко, где многие…
37.    Пименова Лидия ?
38.    Батаков Юрий Павлович
39.    Опарин Александр
40.    Маршев Владимир – конструктор, сначала работал вроде у Бондарчука, затем как-то появился в БИ-2, еще при мне. Чертил чего-то. Как-то я у него брал рассаду клубники на дачу, а у него дача на 45-м, туда, налево от горы. Хороший мужик был, простой. Помер в 2006-м. Сначала говорили – чего-то нашли у него и вырезали, потом еще раз вырезали. А сегодня (28.08.06) я был в МСЧ-122 и там увидел Бориса Ивановича, другого конструктора оттуда же. «Этот умер» - сказал он, когда я перечислял всех оставшихся там.

Оставшиеся после ликвидации БЛ-3 (Акопян, Байкин, Бурсиков, Ланцетов, Родин, Корсунский, Демидов, Корецкий, Кардонова, Егорова, Егоров, Бондаренко, Киселев) для истории интереса не представляют. Личный творческий вклад каждого, а, следовательно, и суммарный, равен нулю.

Другие, работавшие и умиравшие совсем рядом:
1.    Моносзон Наум Абрамович – д.т.н., профессор, мой научный руководитель, начальник НИРКО-Б. После ухода из института уехал к дочери в Америку, там и умер, где-то в 91-м... Он говорил: «Дружочек, ну кто же вам поможет кроме меня». Это когда я квартиру получал. Или: «не нужно спорить с тем, кто не спорит». Или: «не будьте наивны, никто вам ничего не сделает». Теперь мне ясно, что Глухих отправил Моносзона на пенсию сразу после запуска Т-15. И Чуракова (главный конструктор установки от НИИЭФА) – тоже, от чего тот и умер.
2.    Столов Анатолий Михайлович – д.т.н. начальник отдела систем электропитания. Там была какая-то темная история с молодой женой и со смертью А.М. в автомобиле. После его смерти начальником отдела назначили никому не известного Кучинского В.Г., оказавшегося сыном профессора из ЛПИ.
3.    Явно Абрам Ефимович
4.    Спевакова Римма Эммануиловна (Фрума Менделевна) – уехала и умерла в Америке. Уехала гораздо раньше Моносзона. Она спрашивала меня: «Миша, Вы действительно гордитесь тем, что не вступали в партию? Да-а-а?»
5.    Рождественский Борис Васильевич – кандидат наук, не имевший высшего образования. Разработчик КС-250. Умер в 2001 г.
6.    Динабург Лев Борисович – умер где-то в нулевых.
7.    Хрущев Виктор Николаевич – давно умер, еще в 80-е годы, сердце слабое было да и курил как паровоз. Кремирован и захоронен в колумбарии, вспоминали на кремации Якубовского
8.    Чураков Гелий Федорович – главный конструктор Т-15 от НИИЭФА. Образование – Сельскохозяйственная академия. Умер от рака через год после запуска Т-15.
9.    Титов Владимир Андреевич – д.т.н., первый и последний начальник НИРКО-Е. Умер, вроде от рака, где-то в конце 80-х. Мы с Константиновым его ходили хоронить, в результате чего я документы потерял вместе с пропуском в институт, но потом все нашлось. Говорили, что Титов любил отдыхать на Вуоксе, и вновь приезжающие могли довольно просто установить факт его присутствия на одном из островов. Если закупоренные, но пустые бутылки проплывали периодически мимо наблюдающего, это означало, что Владимир Андреевич отдыхает где-то выше по течению.
10.    Шелгунов Григорий Яковлевич.  Его фраза: «Не расстраивайся, все это - маленький фрагмент в большой жизни».
11.    Савиковская Елена Васильевна
12.    Кузнецова Ирина Владимировна – встречаемся иногда
13.    Калинин Владимир Васильевич – пробился и уехал в JAERI, т.е. в Японию, в центральную команду. Уехал в 1994 г. и вот, до сих пор нет. Молодец, сообразил вовремя. Вернулся в 2010-м, никому не нужный.
14.    Волков Александр Федорович
15.    Фокеев Валерий Федорович
16.    Константинов Андрей Борисович – умер в 2009-м
17.    Чвартацкий Роберт Викторович – умер в 2002 г.
18.    Малышев Иван Федорович – главный конструктор НИИЭФА, умер от жизни
19.    Мозалевский Игорь Анатольевич – начальник отдела сверхпроводимости; после выхода на пенсию ни дня не отработал более; умер по старости совсем недавно
20.    Литуновский Ростислав Николаевич и его брат Владимир Николаевич («бедствуем» - говорил он в 2003 г.)

Итого, примерно 100 человек в списке. Еще столько же не упомянуто из близко знакомых (например, Витя Якубовский, Миша Михайлов и т.д.). Еще столько же не близко знакомых (Булгаков Сергей и др.). Сотни три – четыре.  Немного….

Кстати, Витя Якубовский умер под Новый Год 2012-го.


Рецензии