Александр Эртель

 
               
   В конце ХIХ – начале ХХ века Россия была богата замечательными писателями.  Одним из них был и  Александр Иванович Эртель. Лев Толстой высоко ценил его творчество и ставил в первый ряд современных ему прозаиков. Не было в литературном мире ни одного литератора, который бы обошёл вниманием этого талантливого русского писателя. Его читали!  Роман «Гарденины» опубликовывался различными московскими издательствами пять раз общим тиражом более двух миллионов экземпляров.
  К сожалению сегодня, имя его мало что говорит широкой читающей публике. Почему? Популярность обошла его. Но можно ли сказать, что сами  Толстой,  Чехов,
Бунин популярны? Нет, они выше популярности, и если бы не ознакомление с ними в школе, могли остаться совсем неизвестными массам нашего народа.
  А. Эртель не попал в  советскую школьную программу, может быть, потому что занял своё совершенно особенное место в литературе: он не стал ни народником, ни либералом, да и к официальной современной ему критике относился равнодушно. Одобрение его произведений Львом Толстым   так же не привело его в круг толстовцев.  Он предвидел неизбежное наступление капитализма в России. Его очерки и рассказы появлялись иногда благодаря его духовному подъёму, но чаще глубокому пессимизму.
  Удивительно прекрасны его описания природы. Они полны поэзии и грусти, каждое слово его живёт и дышит и вдохновляет поэтов, несмотря на то, что писал он прозу.

    Александр Иванович Эртель был внуком  немецкого бюргер, мобилизованного в армию Наполеона в шестнадцатилетнем возрасте. Под Смоленском он попал в плен и остался навсегда в России. Его способности по управлению помещичьих хозяйств оказались востребованными. Отец писателя пошёл по стопам родителя и окончательно обрусел.  Матерью его стала незаконнорожденная дочь помещика  и крепостной. Она была мечтательна и нежна, читала сентиментальные романы и чувствовала красоту и прелесть природы, что и унаследовал  её сын. Здравый смысл, унаследованный писателем от отца, уживался с романтизмом матери.
  Как отец, он  был управляющим помещичьего имения, это занятие стало его профессией, в которой он достиг значительного успеха.
  Получив исключительно домашнее образование, Эртель не только стал экономистом, но и блестящим писателем.

   Ещё начинающим провинциальным беллетристом,   он приехал в Петербург и нашёл там себе работу заведующего библиотекой для учащейся молодёжи, жилось ему легко и весело, и от будущего он ждал многого, однако общение с народовольцами привело к его аресту, и пришлось ему посидеть в  Петропавловской крепости, а потом быть сосланным в Тверь.
  Вернувшись в родные ему степные места Воронежской губернии, Эртель занялся земледелием и, конечно, не мог не писать. Там появились его знаменитые произведения.
  Во время эпидемии холеры он помогал крестьянам, истратив на них не менее 10 000 рублей, и вынужден был опять пойти в услужение к одному из помещиков в качестве управляющего. Прочитав его романы и повести, Толстой говорил: «… для того, кто любит народ, чтение Эртеля большое удовольствие». Любить народ со всеми его и светлыми и тёмными сторонами характера – не способность ли это благородной натуры, та способность, которую многие из нас сегодня потеряли? «Может быть, народ изменился сегодня?» - скажет мне мой оппонент. «Может быть, мы – лишены этой способности тех благородных людей, потерянных Россией, за годы революции и железного века?» - отвечу я ему. 
  Заинтересовавшись социал-демократическим движение, Эртель писал: «Тут ключом бьёт живая мысль, тут сила и дерзость»; но положений марксизма он не разделял, отдавая предпочтение религиозно-нравственным исканиям.
 В книге очерков и рассказов «Записки степняка» некоторые критики усматривали прежде всего её социальное значение; но сам автор не разделял утопические взгляды Народной воли, хоть и сочувствовал им. Книга эта значительно шире и глубже по своим философским размышлениям, которых прямо не высказывает автор, но наводит читателя на размышления. Занимая положение «барина», писатель был близок к народу, и его волновало обнищание крестьян. Читая его рассказы, начинаешь лучше понимать путь России, те причины, что привели к революции и кровопролитной гражданской войне. Сочувствие народу чувствуется в каждом его произведении. Он писал «плотью и кровью действительности».**
  Народные характеры, отражённые в его произведениях, написаны с натуры. Он писал М.М. Стасюлевичу: «Иногда мне кажется, что все эти лица воочию стоят передо мною и говорят, и думают…»
  Если в рассказах И. Тургенева отражено предчувствие освобождения народа от крепостной зависимости, то в произведениях Эртеля мы видим вырождение деревни в период нарастания   буржуазии, осложнённого полицейским самоуправством. Убогий крестьянин, герой одного из рассказов,  говорит: «А уж не знаю как жить… По миру, ежили…»,  «умирать нам, матушка… Один нам конец – умирать!»
   Под шум вьюги писал Эртель свои грустные рассказы. Кажется они мне чрезвычайно близкими, несмотря на то, что прошёл с того времени целый век.
  В каждом рассказе мы видим и чувствуем автора, его талант заставляет нас смотреть на мир его глазами:  «Куда ни глянешь – всё поля да поля… Мелькнёт осиновый куст, засинеет далёкий лес, зачернеют на горизонте два—три кургана, блеснёт на солнышке степной прудок или поросшая коблами речка, бросится в глаза барская усадьба, вспыхнут там и сям позолоченные кресты сельских церквей, выглянет серым пятнышком купеческий хутор – и опять поля, поля…
  И народ не из бойких населяет эти поля. Угрюмая низменность и томительное однообразие края словно отозвались на нём».
  Эртель рано оставил литературу. В письме к своей дочери он писал: «что касается писания повестей и рассказов, то, во-первых, этих штук и без меня множество пишут – и многие пишут так, как мне не написать. Во-вторых, я не совсем уверен, что такие штуки очень нужны, раз есть Достоевские, Толстые, Тургеневы, Чеховы. В-третьих, свойство и  характер моего писательского дарования всегда были «антицензурны», т.е. меня всегда влекло к общественным и политическим темам, а не психологическим, в России же <…>  этого касаться можно с такою преувеличенною осторожностью, что получается какая-то слабая дребедень…». Ах, как жаль, что не написал этот замечательный талантливый человек ещё многое, что мог бы написать!
  Прекрасный художник, высоконравственный, благородный человек Александр Иванович Эртель не только побудил меня к размышлениям и думам о прошлом и сегодняшнем родины, но и  дал наслаждение от его прекрасной поэтической прозы.


Рецензии
Правильно, Горький говорил, у нас и второстепенный писатель-велик!!!
В своей домашней библиотеке у меня в почёте их книги, если начать перечислять,
как бы, кого не обойти вниманием...
Скажу особо о двухтомнике Ф. М. Решетникова 1956-го г. изд.
Брат в шестидесятых подарил. Читала его тогда постоянно наряду с Чеховым.
А вот Эртеля открыла для себя недавно в Инете, а у сестры, оказывается книжка дома была. Жаль, что поздно, писатель ко мне пришёл...
Но лучше поздно...
Спасибо, Дмитрий, за просветительство...
Вы пишете: "Прекрасный художник, высоконравственный, благородный человек Александр Иванович Эртель не только побудил меня к размышлениям и думам о прошлом и сегодняшнем родины, но и дал наслаждение от его прекрасной поэтической прозы".
Именно так!!!

Зоя Чепрасова   23.07.2022 07:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Зоя! Простите, что благодарю поздно.

Дмитрий Ромашевский   11.01.2023 13:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.