Армянский дудук двадцать лет спустя

               
Время незаметно пролистало двадцать лет. И за эти годы Армении пришлось пережить множество тяжелых испытаний. Сегодня, когда я пишу эти строки, всеми отмечается годовщина катастрофы Спитакского землетрясения.  Чудовищной силы подземный толчок, сотрясший землю  на рассвете  7-го декабря 1988 года, длился меньше минуты, но оставил после себя город, мгновенно обращенный в прах. Город исчез, как если бы был построен из песка. Исчез полностью. Его здания остались лежать на земле в виде груды обломков и мусора. А в воздухе долго оставались не оседавшие  клубы пыли и отчаянные крики обезумевших от ужаса людей. В одно мгновение исчезла  всяческая связь бывшего города с остальным миром. Это был апокалипсис. Его итог – 12 тысяч погибших, и полмиллиона оставшихся без крова.
А в это самое время ближайшие закадычные друзья армян, азербайджанские соседи, злорадно потирали  руки, приговаривая: «Так им и надо! Это - кара божья! Это Всевышний покарал  их   за Карабах»!
В прекрасную Армению пришла беда, и  я помню, как  мы все бросился  помогать армянам. С какой болью в сердце, мы следили за всякой информацией, доходившей оттуда, как посылали туда теплые вещи, как  старались  ободрить и утешить друзей! А дальше пришла новая беда - страну поразил жесточайший экономический кризис, ставший последствием распада Советского Союза. Армения тогда сидела без тепла и электричества. И все, наверняка,  помнят, как в то время замечательный французский армянин Шарль Азнавур подарил своей Армении на Новый Год несколько дней  праздничного электрического освещения!  Поклон ему!
И вот, в декабре 2008 года, новая Армения отмечает 80-летний юбилей своего знаменитого соотечественника Дживана Гаспаряна. Заслуги этого всемирно известного  музыканта отмечены четырьмя Золотыми медалями за участие в международных конкурсах, организованных под эгидой ЮНЕСКО. Его знают в Европе, Азии, на Среднем Востоке и в США. Дживан Гаспарян выступал на лучших музыкальных площадках мира, а также  с группой  Kronos Quartet в концерте World Music Institute  в Нью-Йорке.
Торжественный юбилейный концерт мастера состоялся в Большом     Кремлевском Дворце, и на российском телевидении по этому поводу появилась специальная программа с демонстрацией фильма «Гладиатор», музыка к которому была написана Дживаном. Его несравненный дудук  проникновенно  звучал  на  протяжении  всего  фильма,  саундтрек к которому был отмечен премией «Золотой Глобус 2001» в категории лучшей музыки к фильму.
А чуть позднее, вечером того же дня, на телевизионном экране был показан новый документальный фильм,  посвященный сегодняшнему дню Дживана Гаспаряна и его музыкантов. На экране взору предстала окраина Еревана. Серый безрадостный день, в воздухе холодная дымка поздней осени, обнаженные темные стволы деревьев, влажная земля. Асфальтированный двор  какого-то здания, похожего на школу. Во дворе, на деревянных скамьях, расположилась группа буднично одетых мужчин. Здесь собираются музыканты оркестра дудукистов Дживана Гаспаряна. Они с утра приходят сюда, здесь встречаются, разговаривают, курят, заходят внутрь пустого здания, казенные стены которого тускло отсвечивают масляной краской. Здание внутри почти лишено мебели, что усиливает впечатление его запустения. Музыканты проводят здесь целые дни, в ожидании любого заказа, который даст им заработок. Время от времени их приглашают - то на свадьбу, то на похороны.





И вот, наконец, во дворе появляется «заказчик» - худощавый, седоватый  мужчина средних лет, в сером драповом пальто с поднятым воротником. Он пришел подрядить музыкантов на час музыкального сопровождения какого-то семейного праздника, отмечаемого по поводу помолвки. Начинается торг. Никто не хочет никого обижать, все дружелюбны, но при этом всем совершенно ясно, что у «хозяина»  нет больших денег. Это все понимают. И после нескольких минут торга, музыканты  соглашаются на 20 долларов  за час игры  каждому. 
Далее, скромный двор перед небольшим  жилым домом. Появляется молодая пара с группой сопровождающих их женщин, несущих  цветы и угощения на больших подносах. У пришедших людей немного усталые, невеселые лица, темная одежда. Но они полны трогательной любви к своим молодым и, судя по всему, рады также возможности  соблюсти  национальный обряд. Пришедшие оживленно разговаривают, располагаясь в круг, затем приступают к разведению на земле костра, через который молодым и всем другим желающим  предстоит  прыгать. А на заднем плане – пятеро наших музыкантов-дудукистов. Зазвучала музыка. И  сразу стало очевидно, что играют  не простые уличные музыканты, а настоящие профессионалы, мастера своего дела. Просто  жизнь у них нелегкая.
 Далее на экране - те же музыканты и Дживан Гаспарян. В уже знакомом нам школьном здании он собрал свой оркестр на репетицию. Как водится в узкой профессиональной среде, музыканты разговаривают на темы, понятные преимущественно посвященным, обсуждают достоинства своих инструментов, шутят, дружески похлопывая друг друга по спине. Славные, очень душевные люди. Только  жизнь  у них нелегкая…
Фильм завершает юбилейное концертное выступление Дживана Гаспаряна с его оркестром. В зале множество оживленных людей, много света и аплодисментов. Крупным планом  на сцене – Дживан,  в пышно расшитом блестками концертном костюме. И в этот момент всеобщей, объединяющей всех радости  всем кажется, что жизнь снова прекрасна. Только в глубине  глаз Дживана  таится скрытая грусть и  тревога за дальнейшую судьбу своего оркестра, своих музыкантов.
С невеселым чувством  я  осталась сидеть перед выключенным телевизионным экраном. Грустно. Однако, в душе живет надежда, что  придут  другие, более счастливые времена…


Рецензии