Восьмерка

                Дневник школьника прошлых лет я нашел в брошенном старом письменном столе, в квартире, куда моя семья въехала обменявшись жильем с взаимной целью как-то улучшить условия своей жизни. Попытки вернуть дневник хозяину не увенчались успехом, поэтому беру на скбя смелость ниже привести некоторые записи из него:

05 декабря 1958 год.
                Да, сегодня день Конституции. Празднование будет длится два дня, потому что воскресенье перенесли на субботу, а 5 декабря пятница. Вот и получилось два дня. Сегодня я даже не был в городе, но и дома ничего особенного не делал. Можно сказать, что день прошел даром. Пытался копать огород, но ничего не вышло, земля замерзла и стала как камень.
                Сейчас вечер, сижу и слушаю праздничные концерты по радио. За окном уже давно спустилась ночь и все покрыто темнотой. Грустно и скучно. Все больше писать нечего.

06 декабря 1958 год.
                Сегодня я, кажется что-то делал. Колол дрова. Вернее спиленные с деревьев ветки. После этого возился в сарае, устанавливая стендовый реактиный двигатель, который выточил в школе на уроке труда. После обеда делал уроки. Вечером сходил в город и бросил в почтовый ящик письмо брату в Даугавпилс. Он там учится в военном училище.
                Идет дождь. Завтра в школу.

08 декабря 1958 год.
                День прошел как обычный день в моей школьной жизни. Неожиданно в раздевалке встретил «восьмерку» - девочку, с которой два или три года назад был в пионерском лагере. «Восьмеркой» я ее назвал потому, что фигура у нее была похожей на цифру восемь. Но теперь она стала стройней и у меня где-то в груди стало тепло и сердце стало биться часто-часто.
                И еще сегодня школьный врач слушал у нас сердца и мне сказал, что у меня поверхностное сердце. А один из учеников заметил, что только иголкой уколоть и поминай как звали.
                Вчера ничего особенного не было и поэтому и записей не было.

12 декабря 1958 год. 
                Сегодня я узнал, что «восьмерку» перевели к нам из четырнадцатой школы и она учится в восьмом «А».
                А сейчас я запишу кое-что о моем классе. В классе у нас 23 человека, а это меньше положенной нормы. Так что поговаривают о том, чтобы наш класс «разогнать» по другим классам. Второй причиной этого можеь послужить еще то, что около шести человек плохо ведут себя и плохо учатся. Дело усложняется еще тем, что вчера двое учеников нашего класса, играясь между собой перочинными ножами, изрезали себе руки (один из них секретарь комсомольской организации — Г.В.). «ГВ» своему дружку порезал в двух местах руку и из ран стала идти сильно кровь. Ребята отвели его к школьному врачу, а тот сделав ему перевязку, отправил его в больницу. Там ему сделали укол против столбняка. Через урок «ГВ» вернулся и сказал, что врач думает, что раны нанесены с какой-то целью. Посмотрим что будет дальше.

13 декабря 1958 год.
                Дело принимает, кажется, крутой поворот. Все ученики старших классов шепчутся о происшедшем в нашем классе. Сегодня к нам в класс пришли несколько учителей членов учительского актива и стали распрашивать об «этом» деле виновных  и не виновных. Оказывается врач, заподозрив злой умысел, составил акт и собирается в случае подтверждения догадки передать это дело в милицию или суд. Так что теперь пойдут распросы и допросы. Может быть дело кончится тем, что выгонят из комсомола. На это намекала Завуч.

16 декабря 1958 год.
                Сегодня было комсомольское собрание, на котором рассматривалось дело «ГВ» и его друга. При этом присутствовал представитель школьного комитета комсомола. Им оказалась «восьмерка». Я был доволен. Во мне все торжествовало, я часто поглядывал не нее. Любовался ее светлыми кудрями и голубыми глазами, от взгляда которых у меня все внутри обрывалось. Большинством голосов «ГВ» получил устный выговор и на этом дело, кажется, закончилось.

30 декабря 1958 год.
                Сегодня последний день занятий, а завтра уже каникулы. Что я буду делать на каникулах я и сам не знаю. Друзей у меня нет и никто ко мне не прийдет да и я никуда не пойду. За период с 16 декабря ничего особенного не было, кроме того, что в школе, подымая одну из перекладин на брусьях, я отхватил на мизинце левой руки кусок подушечки. «Восьмерку» в этот период я почти не видел.

07 января 1959 год.
                Уже седьмое. Еще три дня и в школу. Каникулы я провожу, как не проводил ни разу. Не знаю что делать, слоняюсь из угла в угол и думаю о «восьмерке». Рисую в голове радужные картины нашей будущей совместной жизни. Думаю как хорошо, что я учу английский, а она — немецкий. В любом случае кто-то будет помогать детям учить иностранный язык, какой бы не выпал в школе.
                За все время сходил три раза в кино, смотрел картины: «След в ночи», «Андрейка», «Ищу Ванду Кос». Прочитал не большую книгу «Поездка на Рейн», а сейчас читаю «Алые Паруса». Кончу «Паруса», буду читать «Сердца трех».
                Погода на улице: подморозило и идет снег. Завтра попробую пойти на лыжах покататься. Лыжи у меня самодельные — брат сделал. Ну, все.

08 января 1959 год.
                За ночь навалило снега, наверно, сантиметров пятнадцать. Крыши домов в снегу, деревья в снегу. Гора и лес за нашим городком в снегу. Я  решил сходить покататься на лыжах. Мы с Шуриком с соседней улицы взяли лыжи и пошли через кладбище к горе. Не много покатались по склону. Шурик спустился вдоль оврага, не спускаясь в него и ждал меня в низу. Я некоторое время постоял, любуясь нашим городком, засыпанным снегом.
                Вдруг в низу, в овраге, я увидел двух человек, идущих на лыжах в низ по его дну. Мне захотелось удивить их и я съехал им наперерез по склону в овраг. Все бы обошлось, но мои самодельные лыжи с плохо загнутыми концами, зацепились за маленький кустик. Я кубарем скатился на тропинку под ноги идущих. Одной из фигур оказалась «восьмерка», которая, узнав меня, обозвала дураком. Шедший с ней парень в кожанной летной куртке долго смеялся надо мной и моими лыжами. Они укатили дальше, а я опозоренный поплелся домой, даже не подойдя к Шурику. Вот такие мои дела. Все.

06 февраля 1959 год.
                Кажется эпидемия гриппа выпускает когти. У нас в классе сегодня было всего тринадцать человек. Думаю, что скоро школу распустят на карантин. Так было в 1957 году, тогда мы не занимались десять дней. В городе у продавцов магазинов марлевые повязки на лицах для предосторожности. У нас в школе каждый день собирают сведения: сколько отсутствует в классах.
                Кататься на лыжах я больше не ходтл, снег растаял да и желание после встречи с «восьмеркой» и ее «другом» пропало на долго.

21 марта 1959 год.
                Кончилась третья четверть  и с завтрашнего дня начнутся весенние каникулы. На этих каникулах, а именно завтра, я уезжаю в Мариуполь к тете и там буду неделю. С собой возьму дневник и книгу «Тарантул» о Ленинградской блокаде. Своей двоюродной сестре, которой четыре года, везу игрушечный телефон со звонком. Билет взял на восемь утра.

22 марта 1959 год.
                Вот я уже в Мариуполе, приехал в двенадцать. Посмотрел книги, которые тетя купила за последнее время. Сейчас шесть часов вечера. Слушали в пять-пятнадцать радиожурнал «Веселый спутник» - понравился. Завтра буду читать книгу «Ромашка», схожу в кино на фильм «Годы молодые» - кинокомедия. Ну, пока все.

28 марта 1959 год.
                Прошло пять дней, ничего интересного все дни, кроме вчерашнего. Когда я шел с вокзала, куда меня из любопытства занесли ноги, то неожиданно встретил «восьмерку». Она меня, наверно, не узнала, а я, испугавшись, сделал вид, что не заметил. Какой я не решительный и действительно дурак. Она, наверно, как и я приехала сюда к родным.
                Остальные дни я занимался с магнитофоном (приставка), прочитал «Ромашку». Завтра воскресенье и я, наверно, уеду домой. Я уже здесь ровно неделю.

30 апреля 1959 год.
              Сегодня четверг, последний день занятий перед первым маем. Почему-то большая половина класса не явилась в школу, включая даже девочек (они на это способны).
Завтра в восемь часов утра на демонстрацию. Сбор в школе, а сама демонстрация в десять.

01 мая 1959 год.
             Сегодня день солидарности трудящихся всех стран, но у многих этот праздник сводится к бутылке. Но что поделаешь, человек имеет еще много недостатков. Был на демонстрации, прошла как обычно. «Восьмерку» уже давно нигде не видел, не было ее и на демонстрации.
             Брат попросил пофотографировать наш городок и прислать ему пленку в училище. Сегодня уже снял семнадцать кадров.

28 мая 1959 год.
             Сегодня последний день школьных занятий. Первого июня первый экзамен по литературе, а четвертого — по алгебре. Буду готовиться.

05 июня1959 год. 
            Ходили утром с Шуриком купаться на ставок возле кирпичного завода. Когда вернулись, зашли во двор Шурика. Здесь его мать стала просить меня помочь подготовить Шурика к устному экзамену по алгебре. Шурик учился в другой школе, при этом очень плохо. Я не смог отказать и мы, усевшись под вишней, взялись за билет номер один. Найдя все ответы в учебнике, мы их разобрали, а потом Шурик все мне повторил. Затем я сказал ему чтобы он учил и другие билеты так же и собрался идти домой. Тут открылась калитка, во двор вошла «восьмерка». На ней была широкополая соломенная шляпа с лентой и легкое платье. Я спрятался в кустах крыжовника. «Восьмерка» спросила Шурика: дома-ли его сестра. Ее не было и она ушла. Шурик сказал, что она уже не учится в моей школе и уехала в какой-то город. Какой он не знает.

09 июня 1959 год.
            Нам сообщили, что завтра едем на прополку в колхоз на целую неделю. Встретил Шурика, он сказал, что экзамен по алгебре  сдал на «четыре». Он мне заявил, что ему попался первый билет, а остальные он после моего ухода и не учил. Везет же некоторым.

02 сентября 1959 год.
             Да, уже начался учебный год и я уже десятиклассник. Когда я пришел вчера в школу, я узнал, что меня собираются перевести в другую школу, но потом оказалось, что это недоразумение. Теперь у нас суббота будет производственным днем и мы будем работать в школьных мастерских на станках, а в конце учебного года сдадим на разряды.
             Летом я много читал. Решил прочитать всю литературу, которую будем изучать в течение года. Мне это удалось. Я прочитал: «Сотрудник ЧК», «Как закалялась сталь», «Поднятая целина», «Молодая гвардия», «Мать», «На дне», «Старуха Изергиль» и «В.И.Ленин» Горького. Все это я прочел за месяц. Но в основном я возился в сарае и занимался моделированием. Сделал безверевочный прибор «Тіпу» для замера водных глубин.
             «Восьмерку» я больше не видел у нас в городке. О ней ходят всякие слухи. Я переживаю, но молчу.

14 сентября 1959 год.
              Вчера был мой день рождения. А двенадцатого запустили вторую космическую ракету, заработал реактор на атомном ледоколе «Ленин». Сейчас мы, почти всем классом, в колхозе. Нас прислали сюда на пятнадцать дней с 05 сентября. В колхозе шесть дней я с ребятами работал прицепщиком на тракторе С-80 и С-100. Потом нас, как несовершеннолетних, вернули на уборку лука. Работа прицепщиком и на тракторе мне понравилась. Я стал рисовать свою модель плуга для того, чтобы он не забивался стерней при пахоте.
               Поселили нас в новеньких пустых домах для переселенцев. Всего, если брать всю школу, нас было 80 человек, но вскоре больше 20 человек «заболело» и они смылись.
               Мы, пять человек прицепщиков, поселились в отдельном домике. Натаскали туда сена и соломы вместо кроватей и матрасов. Нам было хорошо, мы были свободны от опеки учителей. Но однажды, все же, к нам заглянул учитель истории, фронтовик Бегма. С ним мы болтали на равных. Он рассказывал о боях на фронте и что тоже молодыми баловались, поджигая сероводород, выделяемый мягкой частью тела.
               В один из дождливых вечеров зашел разговор о девчонках. «ГВ» признался, что он со своим другом изрезал руки из-за Лидки Ефимовой. Я растерялся и вытаращился на «ГВ», ведь Лидка Ефимова была «восьмеркой».
                Потом «ГВ» рассказал, что «восьмерка» закрутила с каким-то летчиком из Песчаной балки и родители отправили ее в Крымскую Ялту, где она поступила в медучилище. После этих разговоров я плохо спал и согласился на предложение сходить под утро в колхозный сад за грушами.
                Когда мы мокрые с полными рюкзаками вернулись, я понял любовь к «восьмерке» прошла. Я свободен. Впереди новые приключения.




                01.12.2010г.


Рецензии