Тит Андроник

(пародийная инсценировка самой бессмысленно-жестокой трагедии У.Шекспира «Тит Андроник»)

Пролог
В убогой комнатушке за столом сидит ПАПА МИТЯЙ, ярко-разгильдяйской внешности. К нему подходит его маленький сын ЕЛИСЕЙ, по одухотворённому интеллектуальному виду которого можно сразу сказать: «этот - из будущих гениев…». В его руках толстый томик Шекспира.

ЕЛИСЕЙ. Отец, нам в школе задали прочесть всего Шекспира…
           Начать с комедий, фарсов, а затем
           за хроники засесть британского турнира
за власть, за золото, за королев… 
и лишь в конце, постигнув суть борьбы,
макнуть нам следует в трагедию умы…       
ПАПА. Сынок, всего Шекспира не зачем читать – сейчас это пустое, лишнее мученье. Тебе «Андроника» достаточно лишь знать – моё любимое Шекспира сочиненье…
ЕЛИСЕЙ (листая книгу). Но нам «Андроника» сказали пропускать! Дебютно-слабое, незрелое творенье…   
ПАПА (откладывает его книгу в сторону). Меня послушай! Сам изображу… Ведь лично я заведовал конфликтом. Представь… Рим… Капитолий… (В упоенье.) Я вхожу… Глашатаем одетый, не в спортивном… Тогда служил я в Риме ямщиком… Тьфу! Как щас припоминаю: ге-роль-дОм!

Древний Рим. У Капитолия гудит народная толпа. На трибуну выходит папа Митяй в костюме герольда.

ПАПА. Ждём Тита здесь? Отчаянного Тита!
Уж десять лет как он за Рим жестоких готов крошит!
Пять раз уже сюда он возвращался израненный и двадцать сыновей своих
отважных к нам привозил в гробах! О римляне!
почил вчера наш цезарь… И если кто-то есть ещё достойней трона,
чем благородный храбрый Титус, то назови его, народ! (Тишина.)
Ждём Тита здесь? Встречаем Тита!!!

Фанфары, воодушевленье толпы. Входит ТИТ.
За ним на поводке – ТАМОРА, АРОН, ХИРОН, ДЕМЕТРИЙ и АЛАРБ.

ТИТ. Привет, мой Рим! Тебе в подарок - вражеское семя! Тамора – готская царица! Арон – ее любовник, мавр подлейший! И сыновья царицины – Хирон, Деметрий и Аларб! Аларба в жертву предлагаю по старинке! (Рёв народной поддержки.)
ТАМОРА. Остановись, Андроник, сжалься! Ведь дороги тебе твои сыны и мне мой дорог!
ТИТ. Традиция – святое дело. Эй, сыновья мои, сожгите это тело!

Вбегают МУЦИЙ, МАРЦИЙ, КВИНТ, ЛЮЦИЙ, закалывают Аларба, волокут куда-то.

НАРОД. Ну всё… Хайль, Титус, однозначно! Андроника на царство просим мы!
ТИТ. Благодарю тебя, о Рим! Но сорок лет я был твоим солдатом и малость запыхался на бегу… (Гул разочарованья.)
НАРОД. Кого избрать нам цезарем, скажи?!
САТУРНИН. Пусть изберут меня! Я – принц наследный Сатурнин!
БАССИАН. И я - наследный принц, имею право! Андроник, поддержи меня, я дочь твою люблю!   
ТИТ. А ничего не знаю… Пусть Рим наш обезглавленный возглавит… возглавит обезглавленный наш Рим… Сатурнин! (убийственная тишина.) Я что - облажался, да?..
САТУРНИН. Ну почему же, Тит?.. Тебе я буду благодарен тыщу раз! И в знак особого расположенья женюсь на дочери твоей Лавинии… (ухаживает за Таморой.) Хотя…
БАССИАН. Лавиния, бежим скорей отсюда! (убегают.)
ТИТ. Постой, Лавиния! Ни с места!
МУЦИЙ (преграждает ему дорогу). Оставь, отец! Они хотят жениться!
ТИТ. Перечить мне? (закалывает Муция мечом.)    
САТУРНИН (лицемерно). Ах, я обманут в самых лучших чувствах… Теперь уж нет доверия Андроникам ни в чём. Тамора готская! беру тебя в супруги, а сыновей - под покровительство своё… (идёт с Таморой под руки, за ними - Хирон и Деметрий.)
ПАПА (Елисею). Просты события, что будут дальше, как траектория пизанской башни! (В такт рассказу начинает карабкаться по башне.) Смотри: Тамора мавру что-то нашептала, тот – сыновьям её – спокойствия не стало… Хирон с Деметрием убили тайно Бассиана, чтоб подозренье на Андроников упало…

Хирон и Деметрий закалывают мечами Бассиана и убегают.
Арон подводит Марция с Квинтом к трупу и толкает обоих на него. Упав, те оказываются вымазанными в крови. Входят солдаты, ведут обоих на эшафот.

ПАПА. А Люций, третий титов сын, освободить их попытался из трясин, но тотчас изгнан был из Рима…  А за бедой трагедия кралась незримо…
 
Люций с мечом пытается отбить братьев у стражи. Те вышвыривают его вон из страны.
 
ПАПА. Арон под видом цезаря указа, сказал Андронику, что если срубишь руку разом, то Сатурнин, добрейший цезарь наш, помилует сынов твоих тотчас… 

Тит отрубает себе кисть и передаёт её Арону, тот с ней убегает. Вернувшись, мавр вручает Титу какую-то коробку.

ПАПА. Ответ Андронику пришёл вполне кровавый: вот тебе, Тит, две головы сынов и кисть до пары… Это самая первая трагедия Шекспира… ты понимаешь, да? Извини…
 
Открыв коробку, Тит в ужасе отшатывается. Высунувшись из-за угла, Арон, Тамора и её сыновья заходятся в пароксизме смеха.
 
ПАПА. Но хуже всех с Лавиньей поступили – её Хирон с Деметрием бесчестием покрыли…  А чтоб насильников имён не знал старик, они отрезали ей руки и язык.
 
Хирон и Деметрий после невидимых манипуляций с Лавинией, толкают её к Титу, а сами убегают. Тит обнимает дочь.
 
ПАПА. Хотя Андроник в горе безутешен, но дочка на песке вдруг что-то пишет… (Лавиния берёт зубами тросточку, чертит ею на песке.) «Насилие. Деметрий и Хирон» - прочёл Андроник этим готам приговор. (Тит кричит в исступлении.) А в это время третий сын-изгнанник пошёл на Рим войной…  Хоть это странно…   
 
Входит Люций во главе отряда готов. Сатурнин с Таморой начинают в страхе метаться, затем бегут к Андронику. Тот усаживает их за стол.
 
ПАПА. …но чтобы трон нетронутым сберечь Тамора теперь с Титом ищет встреч… В залог же честности своих намерений - Андронику передаёт сыночков-гениев…   
 
Деметрий и Хирон, хохоча, идут за Титом. Тот убивает их мечом, трупы складывает в таз, в котором начинает что-то стряпать.
 
ПАПА. Их мясом Тит пирог свой начиняет и подаёт на стол…
 
Вносит пирог, который пробуют цезарь и Тамора. Входят Лавиния и Люций, тоже садятся за стол.
 
ПАПА. А чтобы дочь не мучалась стыдом, ей в том Андроник помогает топором… (убивает Лавинию.) Это его самая ранняя трагедия, помнишь, да?... Таморе, объяснив, что ест она, наш Титус воздаёт за всё сполна! (зарубает и её.) Хоть Сатурнин вонзает в Тита меч, его главу сбивает Люций с плеч! (Сатурнин убивает Тита, а Люций - Сатурнина.) А мавра злобного коварного Арона решают закопать в земле живого! (Солдаты закапывают Арона.) Но если уж мы закопали в землю мавра, то мёртвых всех схороним и подавно! Лишь труп Таморы бросим хищным гадам, чтоб видел мир её звериные дела бы! Уф… (Валится вместе с башней на пол комнатушки.) Немножко в Маяковского в конце сорвался… Ну как тебе «Андроник» показался?
ЕЛИСЕЙ. Папа…  Шекспир всё равно хороший писатель, мне кажется…

Тихо входит ШЕКСПИР, кланяется мальчику и зрителю. Ждёт дальнейших событий.

ЕЛИСЕЙ (раскрыв книгу.) Вот послушай, к примеру, это…

Смена декораций для следующей пьесы.

(с) Сергей Вепрев 05.02.12, 28.06.12


Рецензии