Двойка по патриотизму?
Изначально уроки патриотического воспитания планировались как факультативы в дополнение к общему образовательному блоку. Во всех школах и лицеях страны периодически проводятся классные часы и беседы о героическом прошлом России. Но депутатам Государственной Думы этого мало. Уже сейчас они говорят о разработке целого методического плана и внедрении уроков патриотизма, которые будут такими же обязательными для посещения, как уроки русского языка и литературы. В некоторых школах страны уже со второго учебного полугодия введены такие занятия. Проводят их в качестве эксперимента.
Законопроект «О патриотическом воспитании граждан РФ» был одобрен Общественным советом при ФСБ еще в конце февраля. На реализацию программы выделено 777,2 миллионов рублей. Главная задача, которую поставило Правительство РФ — искоренить экстремизм в молодежной среде. Весьма благородно и вполне правильно. Одно только не укладывается в голове: как можно преподавать патриотизм? Как учителя будут его оценивать?
Пока ничего не известно о том, каким образом будут проводиться занятия, поэтому можно только предполагать, что же будут изучать школьники на уроках патриотического воспитания. Заучивать наизусть стихотворения о Родине? Читать автобиографические произведения участников Великой Отечественной войны? Или это будет своеобразная пропаганда: «Мы живем в самой прекрасной стране на свете, а все остальные страны нам завидуют»?
Такие уроки будут сродни урокам истории Отечества. Есть одно существенное отличие: они будут направлены не на усвоение исторических фактов, а на формирование у ребенка чувства любви к Родине. Да как вообще можно оценивать чувства?
Представим себе разговор двух школьников:
— У тебя что по патриотизму?
— Три, а у тебя?
— Пять! Я по этому предмету отличник.
Что, простите? Это дико и непонятно, это режет слух. Я уверена, такое нововведение кажется странным не только ребятам школьного возраста, но и многим родителям. А в аттестате о среднем образовании словосочетание «патриотическое воспитание» будет значиться отдельной графой? И оценка по нему будет такой же, как по химии и физкультуре?
В толковом словаре русского языка Сергея Ожегова написано: «Патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Эти чувства изначально закладываются в семье, развиваются обществом. Ни любви, ни преданности невозможно научить на уроках. Да и КАК вообще учить?
Неоспорима необходимость и польза классных часов на тему любви к Отечеству. Школьникам рассказывают о войне и мире, об участниках боевых сражений, их героических подвигах. Иногда на такие беседы приходят ветераны Великой Отечественной и других войн, они делятся с ребятами своими воспоминаниями, дают напутствия. Это здорово, это приносит свои плоды. Но как будет оцениваться ученик по завершении такого урока? От чего будет зависеть его оценка: от того, какие чувства он испытывает после беседы, или от того, насколько хорошо он запомнил слова учителя или ветерана? Тогда дело уже не в патриотизме, а в хорошей памяти. Ребенок весь день усердно учил конспект лекции, пришел на урок, пересказал — получил пятерку. Так, что ли?
Я ни в коем случае не говорю о том, что формирование в детях чувства преданности Родине — это плохо. Это замечательно, учитывая, что современная молодежь далека от таких чувств. Но введение в учебную программу патриотического воспитания как нового предмета — абсурд. Патриотизм — это чувство, а чувства невозможно оценить по пятибалльной шкале.
Свидетельство о публикации №212062801188