Не нравится значит плохо?

Сейчас почему-то стадо очень модно дискуссировать о музыке. А в поэзии, изобразительном искусстве разве всё гладко? Конечно, нет, но тут, видимо, проявляется симптом нашего бурного времени. Современный человек до того загружен сейчас всякими делами – как общественными, так и личными, – что порой вынужден отказывать себе во многом, без чего предшествующие поколения обходиться просто не могли!
И правда, попробуйте выкроить нынче время для посещения театра, картинной галереи, даже на прочтение «пухлой» серьёзной книги! А поэзия (настоящая), так та вообще требует многократного перечитывания, плюс ко всему, – соответствующей поэтической подготовки читателя. А кругом ведь так много других соблазнов! Вот и выбираем мы что полегче, что побыстрее: вместо серьезной прозы – западный детективно-приключенческий ширпотреб, вместо театра – «Семнадцать мгновений весны» по телевизору, вместо поэзии – бардовскую, зачастую невысокого качества продукцию, а то и явно хулиганские поделки; а изобразительное искусство, берусь утверждать, вообще выпало на современном этапе из поля зрения широкой общественности.
Что ж случилось с музыкой? Музыка доступна всем! Стоит только щелкнуть клавишей магнитофона, «врубить» телевизор, поставить диск и – пожалуйста, приобщайся к искусству!
В самом деле, попробуй, поспорь о поэзии, если ты её не читаешь! А о музыке – пожалуйста! Всякий мнит себя в ней специалистом. Причем критерий в оценках в основном один: нравится – значит хорошо, не нравится – плохо!
Поговорим и мы о музыке. Поговорить есть о чём. Почему, например, некоторых пожилых людей шокирует наша современная эстрада? Ново? Непривычно? Уж лучше пускай себе по старинке оркестр наяривает, чем эти «патлатые-бородатые» с электрогитарами?..
Ничего удивительного – примерно такая же ситуация сложилась в начале XX века в поэзии, когда прокладывал в ней дорогу новому молодой Маяковский. Нет, я вовсе не защищаю издержки современной молодежной эстрады, издержек хватало даже у Маяковского, но ведь не ошибается тот, кто ничего не делает!
Некоторые люди старшего поколения утверждают, что будто бы у каждого поколения своя музыка. По-моему, это глубоко неверное суждение! Музыка – настоящая, хорошая музыка – она одна для всех поколений. За примерами ходить далеко не нужно, песни «Там вдали за рекой», «Тёмная ночь», «Землянка», «Враги сожгли родную хату» и многие другие – разве это песни только военного поколения? Разве не одинаково они дороги и нам, двадцати-тридцатилетним? Эти песни, порой, обретают второе рождение, как это произошло с одной знаменитой песней в Афганистане:
                «Эх, путь-дороги Афганистана,
                Не страшны нам засады душманов,
                А помирать нам рановато,
                Есть у нас еще дома дела».
(журнал «Дон», 1986 г., № 3. П. Ткаченко «Так спой же, товарищ!..»).
Согласен, у каждого человека есть музыка, которой он отдает большее предпочтение, но это уже дело вкуса, и по мере его развития могут меняться и предпочтения. Это вполне закономерное явление, и я думаю – юноши, поначалу увлекавшиеся «хэви-металлом», впоследствии, после армии, могут подняться и до понимания классической музыки, как и наоборот. Не следует только разделять эти музыкальные жанры непробиваемой стеной консерватизма! Время ведь не стоит на месте. Не за горами уже XXI век, а некоторые пенсионеры мечтательно призывают на страницах печатных изданий: «...пусть чаще звучат духовые оркестры...»
Я не против духовых оркестров, пусть себе звучат, и даже «чаще». Но ведь нужно и правде посмотреть в глаза. Ну кто его сейчас будет слушать, духовой оркестр? Для кого он станет играть? Боюсь, что число слушателей не намного превысит личный состав самого оркестра. Это ведь, извините, всё равно что пустить но городу дореволюционный трамвай. А может быть, у кого-нибудь возникнет горячее желание послушать в городском парке квартет гусляров под руководством легендарного Бояна?..
По-моему, духовой оркестр, как атрибут современной эстрады и вообще культурного досуга, уже мало себя оправдывает. Помните знаменитые слова Жуковского Александру Сергеевичу Пушкину: «Победителю-ученику от побежденного учителе»?! (надпись на портрете, кажется)... Таким же победившим «учеником» является и современный ВИА или рок-группа. О чем тут спорить?!
В нашей стране есть замечательные коллективы, произведения которых, как мне кажется, впоследствии могут составить классику современной музыки. Это – «Весёлые ребята», «Машина времени», «Кино», «Аквариум» и многие другие.
Классическая музыка, нам нужна, как нужен, например, Пушкин, но нельзя же утверждать, что вот, мол, коль до Пушкина никто не поднялся то, следовательно, и поэзии сейчас у нас нет!
Конечно, Чайковский, Мусоргский, Бетховен, Шопен – вершины! Но ведь нельзя же всё время парить в облаках, наслаждаясь классическими шедеврами?! Нужно ведь, иной раз, и на «грешную» землю спускаться! А здесь – «какой-то» Андрей Макаревич! Вестимо, не ровня Чайковскому, но своё слово, пусть не громкое, говорит. А из песни слова не выкинешь!

7 июля 1987 г.


Рецензии
О чём вы? Какая культура?
Вот нарисовала арт-группа Война х*й на разводном мосту в Питере, между прочим, когда-то культурной столице и академики с профессорами дали им за это престижную государственную!!! премию. Или на днях 103 известнейших деятеля культуры подписались под письмом в защиту панк группы Pussy Riot, осквернившей ХХС, т.е. одобряя их действия, хотя что тут может быть культурного, если одно это название переводится как "Бунтующая п*зда"?

Мицуков Сергей Владимирович   29.06.2012 03:13     Заявить о нарушении
Ну, материал написан давно и применительно к тому времени. Просто, я вытащил его, так сказать, из стола, чтоб там зря не пылился. Как дань истории.
Что сейчас нет в стране культуры, согласен! И то, о чём я ратовал 25 лет назад, сейчас агрессивно торжествует в стране и нет с этим агрессивным бескультурьем никакого сладу! Единственное отличие от тех благодатных времён: тогда новое запрещали, а сейчас и новое и старое вполне уживаются параллельно и на классику никаких гонений нет.
Единственно, с чем не согласен, это с Вашими мыслями насчёт "Pussy Riot". Хулиганский поступок их я, конечно, не оправдываю и за него они должны ответить. Но в административном порядке! А из них, как в 37 году, сделали политических зэчэк, чуть ли не врагов народа! Это ли не репрессии? Дело-то выеденного яйца не стоит. Ну похулиганили девки - стиль их группы такой - хулиганить, пусть получат то, что причитается по закону! Но против них ведь уголовное дело завели? А по какой статье? Разве у нас в УК РФ есть такая статья: "Осквернение храма"? Мне кажется, нет. Да и что они осквернили? Они ведь ничего не разбили, никакого материального ущерба не нанесли.
Так что, я поддерживаю этих 103 известнейших деятеля культуры, и считаю, что девчонок (тем более, две из них - молодые матери!) нужно немедленно освободить из СИЗО, и применить административные меры наказания! Пусть наш патриарх и правоохранительные органы не позорятся на всю страну! На фоне того, чем они занимаются сами (Верхушка РПЦ и МВД) действия участниц "Pussy Riot" выглядят безобидной детской шалостью!

Павел Малов-Бойчевский   29.06.2012 09:08   Заявить о нарушении
Их действия подпадают по
282 статью УК РФ по части
публичного унижения
человеческого достоинства
верующих:
"Действия,
направленные ...
на унижение достоинства
человека либо группы лиц
по признакам ... отношения
к религии, ... совершенные
публично или с
использованием средств
массовой информации, -
наказываются
(перечисление возможных
наказаний)... либо
лишением
свободы на срок до двух
лет.
2. Те же деяния,
совершенные: ... в)
организованной группой, -
наказываются
(перечисление возможных
наказаний) ... либо
лишением свободы на срок
до пяти лет. "
Лично я атеист и от религии далёк, но считаю, что в православных храмах, костёлах, синагогах, мечетях, дацанах и т.д. подобные вещи делать нельзя! И это не хулиганство по девичей наивной глупости, а тчательно спланированная провокация. Кстати, вначале они какую-то церквушку на окраине Москвы осквернили, но ажиотажа не вышло и они полезли в главный храм страны.
Потом, хороша из Толоконниковой мать, когда она за три дня!!! до рождения дочери прилюдно занималась групповым сексом в Зоологическом музее, а за неделю до этого в супермаркете толкала в причинное место мороженную курицу.
Я считаю, на арт шоу в закрытом помешении и без несовершеннолетних пусть делают что хотят, кроме канибализма и членовредительства, но не лезут к нормальным людям, не оскорбляют их религиозных и эстетических чувств. Если их не остановить сейчас, какой будет следующая акция? Обольём ветерана бензином и подожжём? Или "Я за Русь в метро взорвусь"?

Мицуков Сергей Владимирович   29.06.2012 10:07   Заявить о нарушении
Кстати, описание одной из акций Войны. Во всех подробностях и с фото, почитайте на досуге, если не стошнит:

http://
plucer.livejournal.com/
281211.html

Мицуков Сергей Владимирович   29.06.2012 16:02   Заявить о нарушении
Ну, я не пойму, при чём тут арт-группа "Война" и панк группа Pussy Riot? Это ведь разные вещи? А кто, где и каким сексом занимается - меня вообще не интересует! Как говорится в Библии: Кто из нас без греха, пусть первый бросит камень в Толоконникову из Pussy Riot! За то, что она за три дня до рождения дочери прилюдно занималась групповым сексом в Зоологическом музее.
А насчёт 282 статьи УК РФ я бы вообще предпочитал не вспоминать... Это позор для России! Вспомните, кто в основном сидит по этой статье? Русские патриоты! Например, православный патриот Константин Душенов за фильм "Россия с ножом в спине". По этой же статье недавно завели уголовное дело на русского патриота, режиссёра Сергея Стрижака за цикл фильмов "Игры богов". Но со Стрижаком они пролетели - он гражданин Украины! А ещё по статье 282 в каком-то сибирском городе признали экстремистской литературой Священную книгу Индусов "Бхагават Гиту"! Чуть международный скандал не вспыхнул, в Индии уже всполошились и хотели ноту протеста в России слать, да московские власти во время отмашку дали и признали это решение суда не действительным.
Мало того, по этой статье сейчас признаются экстремистскими некоторые книги Достоевского, Льва Толстого.
Вы ничего подобного не знали, когда упомянули об этой беззаконной статье?

Павел Малов-Бойчевский   30.06.2012 01:22   Заявить о нарушении
А ещё по ней сидят неофашисты, рисовавшие свастики на синагогах...
Почему осквернять синагоги нельзя, а храмы РПЦ можно?
Потом, закон правильный. Ни один хулиган не вправе лезть к верующим в их храм и хаять их религию. За это нужно больно бить по рукам.
Что до приведённого вами случая, судили не "Бхаговад гиту", а комментарии к ней Абхая Чаранаравинды Бакти Веданты Свами Шрилы Прабхупады.
В них действительно полно экстремистских высказываний. Вы читали его "БГ, как она есть"? Где он призывает свою паству захватить весь мир, а атеистов и людей других конфессий называет "кошками и собаками" и идиотами. При всём моём уважении к Сознанию Кришны, толерантность и воздержанность на язык не самые сильные стороны характера покойного Прабхупады.
Защищать народ от опасных сект и традиционные религии от осквернителей - это и есть одна из непосредственных функций государства. Нравится это кому-то или нет.

Мицуков Сергей Владимирович   30.06.2012 01:49   Заявить о нарушении
Я чувствую, что мы с Вами общего языка никогда не найдём, потому что я Вам - про Фому, а Вы в ответ - про Ерёму, так сказать...
Вы во всём оправдываете власти, ничуть не сомневаясь в их правоте и справедливости их действий. Приводите примеры про фашистов, осквернителей синагог, кришнаитов и т.д.
Но ни словом не обмолвились ни о Душенове, ни о Стрижаке, ни тем более о полковнике Квачкове, которому вот уже несколько лет вообще никакой статьи не могут подобрать! То есть, человек есть, а преступление ему следственные органы никак не подберут. Последние смехотворные обвинения: "Подготовка вооружённого государственного переворота с помощью... арбалетов!" Так написано в обвинительном заключении.
Так что власти больше заботятся не о том, чтобы обезопасить общество от неофашистов, осквернителей синагог и прочих экстремистов, а о том, чтобы обезопасить антинародный режим и продолжать грабить и разваливать страну!
Это сейчас не видит только сумасшедший либо предатель России!
А все Ваши отговорки - от лукавого. Я не хочу больше продолжать бессмысленную дискуссию, если вижу, что Вы мне не единомышленник.
Зачем попусту терять время? В чём Вы можете меня убедить?

Павел Малов-Бойчевский   30.06.2012 09:31   Заявить о нарушении