Четыре полуптицы-полуженщины
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив — тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черёд —
Это птица Гамаюн
Надежду подаёт!»
Владимир Высоцкий, 1975
На озере Светлояр в селе Владимирское есть чудесный «Музей керамики». Я потерялся среди изображений полуптиц-полуженщин, в одной из комнат музея на стенах изображения этих чудесных созданий. Размер этих керамических изображений в человеческий рост. Экскурсовод пришла на помощь и объяснила: «В одной комнате собрали четырёх полуптиц-полуженщин: Матери-Сва-Слава, Вещей Гамаюн, Алконст и Сирин». Эффект, я признаюсь «сногсшибательный». Когда видишь одно изображение, от него можно «отойти с линии атаки», но когда их четыре, со всех сторон, этой возможности нет.
Песня Высоцкого у меня вызывала вопрос. Три равноправных полуптицы-полуженщины, если они подерутся, кто порядок наводить будет? Оказалось, что есть ответ, есть главная Матерь-Сва-Слава.
Неземное пение полуптиц-полуженщин заставляет забыть обо всём на свете. Причём, от голоса Сирин человек может умереть. Дивное пение Матери-Сва-Слава действительно воодушевляло воинов, так что смерть на поле боя казалась им праздником, а сила их в сражении увеличивалась десятикратно.
Четыре полуптиц-полуженщин – это представление о полноте. Не полноте природы, природа бескрайна, а психологическая полнота, которую «комфортно» воспринимать человеку. Евангелие написали четыре евангелиста. На Руси были и есть четыре иконы Богородица "Казанская", "Владимирская", "Смоленская", "Иверская", символично они охраняют страну со всех четырёх сторон.
В культуре Китая существует четыре дракона.
Таким образом, в славянской культуре существует своя полнота образов.
Фото автора. «Музей керамики» село Владимирское, возле озера Светлояр.
Свидетельство о публикации №212062800304
Удивительно Удивительно 22.09.2014 18:54 Заявить о нарушении