Три дня в июне

День первый.
- Ползи, ползи, моя улитка!
- Ползу!... – И правда, ползу…
В который раз. И каждый – думаю, ну всё, это – последний. Рюкзак тяжеленный, ноги растерты… хвост отваливается… Солнце печет. Пить!... Напиться здесь можно практически из любого ручья, только до него еще доползти надо. Вот и ползу. Зачем? То меня обгоняют, то я обгоняю (обгоняю!) таких же ненормальных. С рюкзаками, растертыми ногами…
Три дня выходных в июне – праздник для любителей активного отдыха. Это я-то – любитель? Но – позвонили:
- Пойдешь? – и вот я опять тут. Знакомым маршрутом. По Кавказскому государственному природно-биосферному заповеднику, вокруг горы Оштен.
Выезжаем утром 10 июня. Проскакиваем облака по дороге на плато. Не очень приятно пробираться в молоке практически ползком.
 
По прогнозу сегодня ясно и прохладно. Насчет прохладно – действительно пока не жарко, а вот про ясно Гисметео пожалуй погорячился. Хотя… Поднимаемся выше, похоже действительно будет ясно.
Формальности на кордоне заповедника – оплачиваем пребывание. Здесь же на кордоне оставляем машину. Дальше – пешком.

Да здравствует здоровый образ жизни! Взваливаем на себя рюкзаки – и вперед!
Тропа известна почти до каждого камешка. В этом году – теплее, снег встречается не так часто, как в прошлом. Плато Лагонаки сплошь усеяно карстовыми воронками. Идем по альпийским лугам. Здесь – разгар весны.

Разноцветье, разнотравье… Цветет анемон кавказский, он же – ветреница… Долго вспоминаю название, почему-то обзываю эту красоту распутницей. Надо мной смеются, обзывают оленем… Это после того уже, как я долго и нудно объясняла Анке, что эти ооочень красивые листья лучше не трогать… Выяснила попутно, что это – чемерица, и ее можно трогать только оленям… Смейтесь, мстя моя страшна будет!
Первые километры проходим даже в приличном темпе. Мы – это мой брат, его дочь Валюха, моя дочь Анка и я. У меня – самый маленький рюкзак, у Володи и Валюхи – совершенно неподъемные. Я в команде – самая хилая, вот это – и правда угнетает.
 
Наконец из-за Абадзеша проглядывает Оштен. Пестрый, как будто леопардовой шкурой прикрылся. Серый скальник, белый снег, кое-где зелень.
На перевале Абадзеш небольшой привал. Сваливаем рюкзаки, племянница с братом побежали к скальникам и карстовым провалам, расположенным неподалеку. Мы с Анкой валяемся на траве…

Красотень! Мимо идут группы таких же туристов. Здесь – короткий отдых для всех. 8 километров позади. До приюта Рубленого – 4 км. Этот участок пути в принципе не сложен.
Один из снежников - солнце и ветер придали вот такую интересную форму поверхности. Очень похоже на кусочек пустыни...
 
Высота набирается постепенно, жестких подъемов и спусков пока нет, все это – еще впереди. Плато Лагонаки пройдено, Рубленый – у подножия г. Оштен.

На Рубленом у нас опять небольшой отдых, обедать решаем у Змеиного озера. Оно же – Тити-Кака. Почему? Спросите у того, кто его так обозвал. Озерцо маленькое, не больше 50 м диаметром. Просто карстовая воронка.
 
Картошечка с сардельками! Как же это вкусно!!!... И я начинаю понимать, что я – действительно олень… Я забыла взять чай и кофе… Даааа…….
Всё остальное в этот день сливается в один калейдоскоп… Вверх – вниз, снова вверх, снова вниз… Самое мерзкое – это вниз. На Гузерипльском перевале – еще отдых, здесь сидим минут 20. Во время Великой Отечественной войны здесь проходили бои…
 
Возле небольшого обелиска идет работа – подкрасить, подрисовать звёздочки. С молодыми людьми маленький пацанчик, ему 2 года и 4 месяца. Вот так с малолетства этой болезнью и заражаются. Родители с гордостью говорят, что идет практически почти сам. Вот так!
 
Спуск отсюда более чем жесткий. Для меня, по крайней мере. Резко вниз, и сыпуха. Хватаюсь за что придется. Уффф……….
Наверно, вокруг очень красиво, но я ничего этого не вижу.

Впереди еще Армянский перевал, потом…… потом наконец начинается субальпика, и – какое счастье, лес!

Очень похоже на какой-то парк – тропа вычищена от валежника, отсюда все тащится к приюту. И еще одна деталь, о которой я забыла упомянуть. По маршруту практически не встречается мусор. Я имею в виду – следы деятельности человека. Даже фантики от конфет прячутся по карманам, в мусорные пакетики, и потом, в отведенных местах сжигаются. Костры можно жечь только на приютах, только на оборудованных кострищах. Понятно, дрова – только сухие сучья, ничего ни пилить, ни рубить нельзя. Есть места, где нельзя и упавшие деревья трогать, и подбирать отломившиеся ветки. Заповедник – биосферный…
 
Наконец подходим к мостику через речку Белая. Все. Приют Фишт. Живописнейшее место…. Но сил нет даже на восторги и фотоаппарат.
Все удовольствие от отдыха портит туча гнуса. Комары – отдыхают. Ничего не помогает… Валюха с братом ставят палатку, мы с Анкой готовим ужин.
Я отплясываю чечетку с тарелкой каши.
- Мама, у меня в чашке мошки – 2 штуки!
- Не расстраивайся, дочь, они уже напились, тебе тоже хватит!...
 
И – спать!!!!!!!!!!!

День второй.

Вы ночевали в палатке в горах после 20-километрового перехода?
Наслаждение!!!!!!!!! Утром первым делом – палатку на просушку, раскладываем ее на большом камне у речки.
После умывания в ледяной речной воде и энергоемкого завтрака (мюстли со сгущенкой, залитые кипятком), собираемся идти дальше.
Сегодня – Фишт-Оштенский перевал, там я остаюсь с рюкзаками, пока остальные трое поднимаются на Оштен.
 
Переправляемся через реку Белую. Это самое начало, от истока практически несколько сотен метров. Вообще, начало она берет почти на вершине г.Фишт. Такой фонтанчик у оконечности Большого ледника, десяток метров – и исчезает в недрах горы.
 
Потом вырывается на волю у подножия горы, попутно подхватывает несколько родников Оштена и Пшехасу, и дальше – на волю, через теснины и урочища Западного Кавказа на Кубанскую равнину, к реке Кубань – там уже совсем другая…
Здесь же ее можно перескочить по камешкам, что мы и делаем. Набираем с собой запас воды и пьем впрок. Вы себе представить не можете… Ледяная водичка, вкус – неповторимый… Я об этой водичке все предыдущие 20 километров накануне мечтала. И еще 4 года…
 
И начинается затяжной, кажущийся бесконечным, подъем по склону вверх.… Когда-нибудь потом я буду показывать фотографии, и мне будут завидовать. И я с недоумением буду вспоминать – и правда, было здорово, и буду рассказывать, как это было классно!
Предупреждаю: НЕ ВЕРЬТЕ!!!! Вот сейчас – истинная правда, потому что я эти самые строки я пишу здесь, на перевале, и поднялась совсем недавно.

Каждый метр подъема – ползи, ползи… тебя ждут… Во рту – такая гадость… Чтобы ощутить вкус воды из долгожданного родничка, нужно сначала смыть соль с губ. Потом долго и нудно отплевываешься… И пьешь, со вздохом отрываешься от воды, взваливаешь на себя рюкзак, и через 10 метров подъема – снова жажда… И жарко. Когда по снежнику проходишь – попрохладней, - и опять жара, убитые ноги, стопудовый рюкзак…
 
А фотографии? Прислонившись к какому-то камню (разгрузить на пару мгновений спину), делаешь наугад несколько снимков. Потом посмотрю. И потом – завидуйте мне! И потом уже я не буду рассказывать, что ничего не видишь, когда идешь, просто потому, что глаза заливает пот, да и идешь не по асфальту. Шаг в сторону с тропы – и … «чому я не сокiл, чому не лiтаю»… Или, что тоже неслабый вариант - камень на тропе. 4 года назад здесь же, при подъеме на Фишт, вот так о камень ушиблась, сорвала ноготь. И потом – до самого Черного моря…. Ну да ладно, дело прошлое.
 
Наконец виден перевал… Ребята мои давно уже там, отдыхают перед подъемом. Доползла….
 
- Здравствуйте!
- Здравствуйте!
- Откуда?
- Краснодар!
- Темрюк!
- Адыгея!
- Озеро совсем пересохло…
- И родники?
- Да…
Каждый, бредущий по тропе с рюкзаком – собрат. И обычай – на маршруте все знакомы, все здороваются, и неважно, что в этот день мы уже раз пять виделись…
- Ой, привет! А тебя не Серегой зовут?
- Да… А ну-ка сними очки… Женька! Вело Кубани!
- Точно! - обнимаются, как родные…. В городе потом встретятся, пройдут мимо, не узнают…
- Легкой дороги вам, ребята!

Хорошо, однако! Я устроилась у памятника на Фишт-Оштенском перевале. Рядом – снежник, закапываю там бутылку с водой. Отсюда подъем на Оштен достаточно сложен, но ребята – без рюкзаков, возвращаются быстро.

Перекус – и начинаем спуск по северо-западному склону Оштена. К озеру Псенодах.
Здесь намного больше снега. Ребята спускаются осторожно. Я стою, и самым постыдным образом трушу. Если споткнешься – мало не будет… Но идти нужно. Делаю первые шаги, и совершенно неожиданно для себя вдруг понимаю, КАК нужно это делать… и «ловлю кайф» от спуска. Бегом!!! Равновесие и упор на пятку, и 200 метров за 3 минуты… главное – успеть затормозить до каменистой осыпи.
 
По большому счету г. Оштен – это скальный массив, щедро посыпанный щебнем. На этом склоне это особенно заметно. В основном тропа проходит по сыпухе. Иногда – это мелкий щебень, иногда крупные обломки камня, норовящие при любом неосторожном движении уйти вниз по склону.
 
Два часа спуска – и мы у озера Псенодах. Оно действительно сильно обмелело, но родники с удивительно вкусной, практически живой водой не пересохли. Решаем, что не имеет смысла располагаться здесь на обед – впереди еще достаточно долгий путь до приюта.
 
Прощальный взгляд на тонкий полумесяц водной глади, и дальше, дальше – уже по склону хребта Нагой-Чук по субальпийским лугам. Разнотравье. Голова впередиидущего лишь изредка возвышается над верхушками трав там, где тропа проходит через завалы камней.
Рюкзак почему-то становится все тяжелей, несмотря на то, что меня уже разгрузили. А идти надо…
Наконец доползаю до сосенок и буквально сползаю к речке Цица. Переправа, переправа,
Берег левый, берег правый…
Что-то она здесь широковата. Вода прозрачная, ледяная. Разуваюсь, закатываю штаны… С помощью брата, племянницы и какой-то матери все-таки выстаиваю под напором и – о, счастье! – я на том берегу. Пока отогреваются ноги, понимаю, что их еще раз нужно помыть, перед тем, как обуться. Брррр!....
Здесь же, возле воды, группа пришедших ранее туристов, режется в карты на выбывание – места возле камешка мало. Обуваюсь – и вперед. До приюта еще больше километра. Тропа вьется вдоль Цицы среди зарослей борщевика и крапивы. Охохонюшки….
Здесь на приюте народу немного, от основного маршрута сюда нужно делать крюк, поэтому – благодать. В домике на приюте уже расположились 2 группы, так что нам опять ночевать в палатке. С трудом собираем валежник и сучья для костра – все давно собрано до нас. Гнус заедает. Но здесь палатка рядом с кострищем, дым разгоняет комаров, можно спокойно поужинать.
 
От домика к нам приходит парнишка с охапкой дров, от ихнего костра – нашему. Делимся насущным и мы.
 
Люблю я этот приют. Длинная поляна в сосновом лесу. И люблю такие вечера – разговоры ни о чем… И звезды… Нигде таких звезд нет… Большая медведица, малая, Стожары… Года 2 назад мы с Анкой здесь видели летающую тарелку. Знакомые рассказывали, и снежного человека здесь видели… Хотя, может это просто медведь был. Здесь их много. Такое вот заповедное место….

День третий.
 
Сегодня с утра, зная, что начало пути для меня сложновато, прихватила рацию и ушла первая. Пока пройду через борщевики, и дойду до переправы – скорее всего меня и догонят. Но сегодня от переправы через Цицу идем по тропе направо, вокруг Оштена по склону хребта Мурзикал.
 
Ребята меня догоняют через пару километров на середине подъема. Некоторое время идем вместе, потом они уходят вперед. Встретимся на Рубленом. Там замкнется кольцо вокруг Оштена, и дальше – назад, через плато Лагонаки к кордону заповедника.
 
Синие незабудки, желтые лютики, зеленые розетки манжетки… Синие колокольчики, розовые аквилегии, водяной перец… Одуванчики… Боже, это не одуванчики, а целые одуваны!
 
Синие, желтые, белые, розовые… Примулы, ирисы, тюльпаны, и еще масса всевозможных растений, названия которых я никак не могу запомнить… Скоро все сливается в один мелькающий калейдоскоп…

Еще шаг, еще… Скоро закончится изнурительный подъем, и тропа пойдет более-менее ровно, без резкого набора высоты.

Я один на один с тропой. Мои длинноногие спутники давно убежали вперед. Иногда чихает рация и голосом брата уточняет маршрут. После очередного ручья – развилка, одна тропа уходит вверх на Мурзикал, мне же прямо. Сейчас можно идти в своем режиме, пока дойду – как раз супчик сварится. На Рубленом у нас привал на обед.
Поднимаю голову – где ты, Рубленый? Еще километр – полтора. Расстояния здесь у меня совершенно не получается определить. Кажется – вот, рукой подать, а на самом деле еще топать и топать…

А на тропе – не обойти! – табунок лошадей. Совсем грустно. Я, конечно, лошадей люблю… Но здесь – побаиваюсь.
Как-то была история с ними… Шли мы по 30-му маршруту, по склону Фишта в сторону Майкопского перевала. Хороший склон. Вниз – лететь далеко, вверх – круто. Впереди, метрах в 15-20 идет дочь, следом я, за мной – остальные потихоньку тянутся. Тропа – со встречным не очень разминешься, а обгонять – тоже никто не рвется. И вот сверху, в аккурат между мной и Анкой на тропу спускается кобылица с жеребенком. Красавица, вся в яблоках, тонконогая…
 
- Мама, а сфотографируй меня с этой лошадкой! – Трудно описать всё, произошедшее следом за несколько секунд. Сверху мы слышим… Нет, это было не ржание, это был РЁВ жеребца! Свирепый и черный, как смоль, красавчик решил, что мы оскорбили его подругу. Каким-то образом, подгоняемая нашими воплями, моя девочка в шортиках с 90-литровым рюкзаком оказывается в десятке метров от тропы на скальнике… При чем тут шорты, спросите вы? Ну просто этот скальник был окружен зарослями ежевики с крапивой вперемежку…
Так что лошадей я люблю…
Ничего более дурацкого не придумываю, кроме как затянуть жалостливую песню, надеясь на тонкий слух умных животных.
- Па Доону гуляет… Па Дону гуляет… - Недоуменные и настороженные глаза, уши торчком, тихое пофыркивание… - Па Доону гуляет казак молодой!
Потихоньку обхожу мимо, рассказывая о горькой судьбе невесты и тихонечко сползаю к ручью. Опять чихает рация, меня снизу хорошо видно. Но я и сама уже вижу, что снежник у ручья зияет провалами, его нужно обходить, а значит – вернуться на тропу. Осторожно выползаю наверх. Какое счастье, кони не выдержали моих вокальных изысков! Ушли!

Обхожу ручей над водопадом и спускаюсь к ребятам. Привал. Снимаю рюкзак и разуваюсь. Босиком по травке. В холодный ручей за водой… Пить… Чувствую себя верблюдом.

Впереди еще 12 километров. Короткий отдых на Азишском перевале – и следующие 8 километров иду уже не останавливаясь. Если сяду отдыхать – больше с места не сдвинусь…
Я сильная. Я дойду. Я сильная… но безбашенная…

Для справки:
Первый день – от кордона на плато Лагонаки до приюта Фишт. Протяженность – 20 км.
Начало пути, кордон заповедника, высота над уровнем моря – 1800 м.
Пер. Абадзешский - 2045 м.
Пр. Рубленый – 2020
Оз. Змеиное – 1970
Пер. Гузерипльский – 2100
Пер. Армянский – 1870
Пр. Фишт – 1600

Второй день – от приюта Фишт до приюта Цицынского
Протяженность – 13 км
Пр. Фишт – 1600 над уровнем моря
Пер. Фишт-Оштенский – 2320
Оз. Псенодах – 1960
Пр. Цицынский – 1730

Третий день – от приюта Цицынского до блокпоста – 17 км
Протяженность – 17 км
Пр. Цицынский, высота над уровнем моря – 1730 м
Пер.Мурзикал – 2140 м
Пр. Рубленый – 2020
Пер. Абадзешский - 2045 м.
Конец маршрута, кордон заповедника– 1800 м.

Прим. События, описанные в этих заметках происходили с 10 по 12 июня 2012 года в горах Северо-Западного Кавказа.
Фото автора - вид с Армянского перевала на приют Фишт.


Рецензии