Как породнился НАО с Коми

Как породнился округ с Коми АССР
(судьба, любовь и никакой политики)
"...Совсем юный солдат в запыленной гимнастерке шагает по дорогам войны  от нашей границы к Магдебургу и Берлину. Вот по расплескавшейся Эльбе, покачиваясь, двинулись широкие суда, переполненные ликованием на разных языках, и вот уже он, тундровик с ненецкой земли, стоит, сжимаемый объятиями американских, английских, французских солдат.
- Дружба!  - кричат он, встретившиеся на Эльбе.
И Михаил Прокопьевич улыбается им своими добрыми глазами, и очень хочет верить, чтобы была эта дружба между народами  долгой, долгой.
 Эти слова посвятила своему герою репортер А.Евгеньева, рассказывая со страниц окружной газеты о герое-тундровике Михаиле Прокопьевиче Каневе. ("НВ" №2(11921)от 05.01.76 )
Вот уже шестнадцать лет  прошло с того дня, как ветеран ушел из жизни. Но в одной из городских квартир неугасимо теплится лампадка памяти о нем. Дня не прошло, чтобы не вспомнила своего мужа его вдова, ровесница округа Дарья Алексеевна Канева. Рука об руку они прошли рядышком долгий путь. Но, как оказалось, о жизни каждого до встречи тоже было что вспомнить.
Военная молодость Миши
Как рассказывал со страниц "НВ" о Михаиле боевой товарищ С.Ануфриев, родился парень 22 октября 1920 года, в семье канинского оленевода Прокопия Васильевича Канева. Жизнь оленевода целиком зависит от того, насколько велико его стадо. Зная это, нетрудно понять горе семейства Каневых, когда от неизвестной болезни погибло все их стадо. Семья перебралась в Ижемский район к родственникам  Мишиной матери. Кочевали по большеземельской тундре, а перезимовать остались в деревне Диюр. ЗдесьМиша и закончил начальную школу. И стал работать в хозяйстве отца: рыбачил, охранял оленей, ловил пушных зверей. Умер отец рано. Малооленному Мише приходилось трудно, и в 1940 году он вступил в колхоз. Но долго проработать там не удалось: в сентябре 1941 года Михаила Канева призвали в армию. Сначала в 34 запасной стрелковый полк, потом, после принятия присяги отправили на Карельский фронт, в минометную роту 1072-го стрелкового  полка.
 "...Первое боевое крещение Михаил получил в ноябре под Петрозаводском. Затем бойцы подразделения стояли в обороне, участвовали в подавлении огневых точек противника, поддерживали огнем своих разведчиков, саперов. В ходе этих действий Михаил был ранен и отправлен в госпиталь г. Онеги.... После лечения бойца отправили на Карельский фронт, в 119-й отдельный стрелковый батальон. Снова бои, и снова ранение, под городом Повенец. В марте 1944 года Михаил был признан инвалидом второй группы и отправлен долечиваться домой, в Нарьян-Мар, а в феврале 1945 года его снова мобилизовали. На этот раз Михаил попал на второй Украинский фронт. Служить пришлось в батарее 31 стрелкового полка. В его составе солдат прошел с боями через Польшу, дошел до Эльбы, здесь и встретил Победу". (С.Ануфриев,"НВ" от 17 октября 1984 года, №200(14147)
В то время уроженец ненецкой земли, Миша, еще не знал, что на плодородной земле близких соседей - коми - растет его суженая.
Быть старшей - нелегкая доля
Особенно, если в семье, кроме тебя, один за другим появляются еще десять детей.  Надо помогать матери, ведь работы-то в тундре - ой, как много! В семье оленеводов из Коми АССР, где первой родилась крупная румяная Дарья, быо не принято, чтобы мужчина  занимался "не своим" делом. Дарья Алексеевна до сих пор не понимает тех, кто не согласен с этим:
- Тогда мужики, кроме мужской работы, ничего не делали, такая была мода...Женщины все сами делали. Сейчас мужики все сами делают, мне стыдно смотреть! Обед женщина готовит, мужик тоже помогает! А в тундре им некогда было, они все чо-ли мастерят, или дрова возят, или оленей сохраняют, то ли салямка (упряжь. - И.А.) делают.
На полях сражений Даша, конечно, не была, но и в ее жизни  война сыграла свою роковую  роль. По ее вине девочку не отдали в школу, а увезли в тундру, чтобы уберечь. Так и осталась Дарья неграмотной. Уже спустя много лет, в стойбище появится ее теперешняя подружка, тоже ровесница округа, Раиса Михайловна Хатанзейская, которая обучит  молодую женщину грамоте. Но все это будет после. А до того - обходилась без книжных премудростей, рассказывает Дарья Алекссевна:
- Шестнадцать исполнилось, меня в деревне оставили, сестры-братья учились, а я пошла работать на лесоучасток, тогда все девки этим занимались, после заморозков начинали рубить лес. Со мной там вместе были две женщины  постарше, сказали: "Ты молодая, тебе надо бежать с нами!". И мы убежали со стройучастка все вместе. Не знаю, и не помню сейчас, почему они и бежали-то... И потом нас вызвали в суд. Мы с сестрой недавно вспоминали, как меня на суд пригласили, я малицу одела, да и пошла, не боялась даже ничего. Я же неграмотная была, не понимала даже, думала направляют куда-то меня... Их посадили на два месяца, а меня, как молодую освободили, сказали: "Иди домой". Меня отпустили, и мне уже дела не было, почему там так получилось...
Потом Даша работала  на сенокосе. Трудиться девушке нравилось, тем более, что и зарплата была неплохая, "на бусы" хватало. А зачем девчонке наряды да украшения? Чтобы нравиться! Но не все знаки внимания были приятными, вспоминает моя собеседница:
- Со мной еще работала старшая подружка. С ней все, помню, дружил мастер. Так он ее поцелует, а  потом и меня. Я так боялась - мужчина ко мне прикасается! Убегаю, плачу, девки спрашивают: чего плачешь? а  я реву: чойно меня Павел-то тоже целует! Они смеялись надо мной...
Со временем появился у Даши и "кавалер". Парень с девушкой только начали встречаться, не было речи даже и о поцелуях: девушек тогда воспитывали в строгости. И, скорее всего, после летней страды заслал бы парень в Дашин чум сватов, но судьба распорядилась иначе.
Стерпелось - слюбилось
На День оленя труженики тундры всегда собирались с удовольствием. Подводили итоги сезона, награждали лучших, просто встречали друзей из соседних стойбищ. Но не только. Дальновидные главы семейств  наряжали дочек побогаче, да отправляли покрасоваться на празднике: авось приглянется девка работящему да богатому оленеводу. Да и сами женихи не дремали, ведь раз в год выпадал такой шанс из множества молодых девушек выбрать себе - спутницу жизни, а бригаде - домовитую чумработницу.
Увидел на празднике Дарью Михаил, и через неделю в чум отца девушки пришли сваты. Да не простые: родителей у Миши не было,  поэтому сватать  невесту пришел начальник бригады. Пришел, и говорит: 
- Давай, отдавай дочку в Ненецкий округ, будут НАО и Коми АССР - родня. Породнимся, соседи ведь мы!
Отец дал согласие. Много было слез: Дарья убивалась о несбывшейся любви с "кавалером" , а превосходивший ее восемью годами Михаил казался глубоким стариком. Однако не зря говорят: стерпится - слюбится. С годами пришла любовь, которая, как во всех крепких семьях сменяется взаимным уважением и преданностью. В работе, хозяйстве, воспитании детей супруги всегда были заодно. Через многие годы, "кавалер" с женой приезжал в гости к  несостоявшейся невесте. Подружились семьями.
Семья у Каневых получилась большая, вырастили восьмерых ребятишек.  Рожали тундровички чаще всего прямо в тундре, помогая друг другу.Так у Дарьи и Михаила родилось шестеро, и только двоих принимали медики.
На вопрос, не болели ли малыши, Дарья Алексеевна отвечает:
- Осподи, сохрани! Это сейчас дети все болеют, а раньше-то Бог хранил. Бывало, болели, и температура,  и зубы, но как ли проходило. Дашь какой-ли таблетка...Не знаю, как и лечили. Я спрашиваю, может травой лечили. Она улыбается, и глядит так, что сразу чувствую свою глупость:
- Зубы-то травой кто лечит? Живот только лечили, а от зубов трава не поможет. Все  дети у меня росли в тундре, и ни бабушек, ни дедушек не было, все сама. От всего сама сохранишь...
Вот эту главную, священную роль: хранительницы своей семьи, мы часто сегодня забываем. Гонимся ли наравне с мужчинами за достатком, стараемся ли достичь каких-то вершин в карьере, пытаемся ли "слепить" умопомрачительный образ - все не то...Давайте посмотрим повнимательнее на наших самых близких, тех, кто находится рядом, и так отчаянно нуждается в том, что мы их "от всего сохранили". И поймем, что доброта материнских глаз, тепло  супружеских рук,наше внимание и забота - это то, чего кроме нас никто нашим любимым не даст. И начнем учиться вечной женской мудрости, которую в совершенстве  знает, пронеся через всю свою жизнь почти неграмотная тундровичка Дарья Алексеевна Канева и знали  во все века наши бабушки и прабабушки, а мы - чуть было не потеряли...


Рецензии
Прочел, как глоток жизни сделал. Молодец Инга,душевно написали.
Читал,а вспоминал далекий Пяндж, что на афганской границе.
Рядом с моим домом,через дорогу, жили соседи, которые каждый выходной по вечерам, под раскаленным пянджским небом, душевно напевали:
- "Нарьян- Мар, мой Нарьян- Мар,
городок не велик и не мал,
в нем живут оленеводы и рыбачат..."
С благодарением и уважительно
Александр.

Александр Жгутов   12.07.2012 09:14     Заявить о нарушении
Обалдеть!! Как далеко эта наша песня докатилась! Знаете, все иногородние в моей жизни, когда узнавали, откуда я, сразу эту песню вспоминали! А там выходит, наши земляки жили?

Инга Артеева   12.07.2012 14:41   Заявить о нарушении
Да,жили Инга,жили. Да и я с женой там с Севера был. Она в Архангельский мединститут заканчивала,а я служил там три года около Арх-ска.
Вот так и рыбачили на южной речке Пяндж,где скаферингусы водятся.
А эта песня у меня на диске есть.
С уважением Александр.

Александр Жгутов   12.07.2012 16:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.