162. Бескорыстие и своекорыстие зла
Именно Вагнер – главный персонаж открывающей журнал новой пьесы писательницы Нины Воронель «Маленький канатоходец, или “Коварство и любовь”».Поэтесса, переводчица и драматург в 90-е г.г. немало удивила поклонников своего таланта весьма удачным обращением к детективно-авантюрной прозе, создав роман-трилогию «Гибель падшего ангела», где в центре событий находились перипетии террористских атак и заговоров середины ХХ века. Исследуя истоки современного терроризма, автор обнаружила малоизученные сведения о дружбе и связях композитора Вагнера с выдающимся представителем русского и международного анархизма Михаилом Бакуниным. По некоторым данным, именно Вагнер тайно содействовал аресту Бакунина и других участников Дрезденского восстания 1848 г., благодаря чему сам спасся в эмиграции. Эта версия теперь использована Ниной как сюжет новой пьесы.
Совершенно иная фабула – в рассказе журналиста из Германии Артура Фредекинда, озаглавленном по-немецки «Wochenende mit Regenschirm» («Выходные с зонтиком»). Это история эмигранта из СССР в Германии, живущего без каких-либо нравственных ценностных опор и как бы невзначай, без малейших оснований, зверски искалечившего зонтиком сперва хозяина пивной, а потом и случайную свою спутницу-африканку.
Рассказ Якова Шехтера «Страшная шкода» - о «трудном подростке», сыне четы репатриантов из бывшего СССР в Израиле. Папа и мама – бездуховные потребители, занятые выше головы проблемой накопления средств для покупки пентхауза, неведомо для чего им нужного. Предоставленный сам себе недоросль, как рыба в воде, освоился в своеобразной атмосфере местной «педагогики», научившись хитро эксплуатировать в свою пользу её издержки. Безнаказанность поощряет его нахальство, он изошрённо подставляет под международный межконфессиональный скандал своего недруга-сверстника…
Поэзия в художественно-литературном разделе журнала представлена сатирической миниатюрой Марьяна Беленького «Неформат», его же (в соавторстве с одесситкой Ириной Бузько) эксцентрической фантазией «Плоскогубцы» (эксцентрической потому, что плоскогубцы в ней летают… А, впрочем, почему бы и нет?!) и подлинно лирическим циклом стихов Ирины Маулер.
Между «беллетристической» и критико-публицистической частями журнала в виде своего рода «прокладки» или «мостика» расположена статья «От редактора» - нетрудно догадаться, что написана она главным редактором журнала Александром Воронелем, чья фамилия – в списке авторов номера, в то время как другого редакторского текста в выпуске нет. «В литературной части этого номера собраны художественные выражения разных форм бескорыстного зла, которое не мотивируется никакими видимыми практическими интересами», утверждается в статье. Можно согласиться, что, действительно, неприкаянному эмигранту в Германии туманной не было расчёта калечить людей зонтиком, но вот хитрый школяр Гена своими провокациями обеспечил-таки себе безнаказанность школьных проделок и рыночного мошенничества, а трусливый Вагнер (по крайней мере, в пьесе Н. Воронель) купил-таки себе свободу ценой предательства… Между злом бескорыстным и своекорыстным нет, таким образом, жёсткой границы…
И в следующих же текстах журнала – яркое тому подтверждение. Статья Владимира (Моше) Левина «Фауст, Мефистофель, Воланд» (с подзаголовком «Опыт прилежного чтения) содержит увлекательную сравнительную характеристику образов и идей великих «дьяволиад» Гёте и Булгакова. О неизвестном или малоизвестном источнике, с которым перекликается «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, сообщает в статье «Эмма Б. и Маргарита» московский литературовед Римма Мошинская. Это книга Эммы Барстоу «Маргарита», опубликованная в 1911 году и воспроизведённая вновь в 1992-м. Автор приводит ряд увлекательных сопоставлений, показывающих перекличку обоих романов «про Маргариту».
Булгакову (и истории создания его великого романа) посвящёно и сообщение киевского автора журнала – Романа Казака-Барского «Великий киевлянин». В нём – интереснейшие факты о дружбе писателя с послом США в СССР У.Буллитом, а также о «весеннем бале» 1935 года в американском посольстве в Москве, навеявшем на автора мистико-реалистического романа целый ряд аналогий при описании «Великого бала у Сатаны» (писатель и его жена были на реальном московском балу в числе 500 гостей американского посла!)
Под рубрикой «Судьбы, которые мы выбираем» помещены материалы о видных деятелях еврейской культуры и сионистского движения. Критик и публицист Михаил Копелиович в статье «Вольные мысли Майи Каганской» осмысливает особенности творчества этой замечательной женщины – литературоведа, культуролога, эссеистки. Литератор Микки Вульф выступает с сообщением «Похождения С.Г» - о жизненном и творческом пути поэта, адвоката и сионистского общественного деятеля Соломона Герцфельда (1881 – 1918).
Подборка публицистики «Вера, которую мы выбираем» состоит из трёх статей. В первой, «Народ или нация?» автор, искусствовед Леонид Пекаровский рассматривает поставленный в заголовке вопрос в связи с понятиями «вера» и «религия» и даже формулирует прогноз: «рано или поздно нациям придётся отказаться от религии. А что же останется? Останется единая вера в единого Творца». Статья Иосифа Букенгольца «Печаль жизни» - философское эссе современного еврейского интеллигента, «поверх зубов вооружённого» достижениями научного знания и религиозного чувства. Физик, публицист и глубоко религиозный человек Эдуард Бормашенко рассуждает «О разуме, чувстве и вере».
Журнал «22» изменил бы своей традиции, обойдя злобу нынешнего дня. «Террор как война и как мир» - так называется статья публициста Аси Энтовой, дающая характеристику и классификацию современных войн. В отличие от войн тринитарных (где с обеих сторон фигурируют три компонента: государство, армия и гражданское население, не принимающее в военных действиях прямого участия, терроризм – вооружённое насилие, в котором государство участия не принимает, а сражения ведутся не регулярной армией, причём объектом атак является, чаще всего, мирное население. В статье показана поистине провокаторская роль сторонников оправдания терроризма, двусмысленная позиция чрезмерных ревнителей «политкорректности», бессовестная эксплуатация террористами гуманистических принципов демократии и либерализма на пользу тирании и тоталитарным системам власти. Вот уж где обнажается своекорыстие зла, так это в политике террористических войн!
Переводная (с иврита) статья офицера запаса израильской армии Дани Бен-Ишая «Миф о конфликте» заставляет вспомнить работы Зеэва Жаботинского: в ней, так же, как в них, содержится призыв к «здоровому национальному эгоизму». «Альтруизм наивных», утверждает автор, « в перспективе приводит к антиморальным результатам».
Несколько особняком стоит в журнале статья «Соединиться с природой», опубликованная под литературным псевдонимом «Изя Вальдемиров». Способ такого «соединения» автор предложил не слишком оригинальный: это древний «грех Онана», осуществлённый на плэнэре… Как говорится, вольному воля!
Завершим обзор упоминанием двух литературных откликов: «Третье время» Григория Трестмана, полемизирующего с рецензией Ильи Кормана на двухтомник стихов Бориса Камянова и дающего свою оценку творчеству этого своеобразного и замечательного поэта, и статьи Михаила Юдсона «Аурум, или Золотая аура», в присущей этому автору неповторимой манере «каламбурной прозы» изложившего свои впечатления от вышедшей в Санкт-Петербурге книги стихов Натальи Гранцевой «Мой Невский, ты – империи букварь!».
-------------
Свидетельство о публикации №212062800781