Лестница в НЕБО

Тема, о которой хочется поговорить, многогранна и не проста. Но без этого чувства жизни нет, потому как им буквально пронизан весь мир. Догадливый читатель уже смекнул: речь пойдет о любви.

Не могу не вспомнить притчу, где мудрец поздравил человека, думающего и ищущего, с великим открытием.
- Ты прав, - сказал он. - Люди упустили из виду самое важное в жизни. Но все их ошибки можно простить, если они научатся Любви. В людях есть пороки, но избавиться от них нельзя, даже собрав всю волю в кулак. Для того чтобы изгнать пороки, Бог дал людям Любовь. Только Любовь и ее таинственная сила позволяют людям оставаться вершиной божественного творения. Только в Любви есть совершенствование, только в Любви есть развитие.
Любовь – это путь к Богу. Бог не являет нам Себя, вместо Себя Он посылает нам Любовь.
Благодаря Любви люди прощают друг друга, воспринимают друг друга и творят прекрасный мир.

Мы беседуем с настоятелем Свято-Троицкой церкви протоиереем Василием Вольским о любви.
- Трудно говорить о том, чего сам не имеешь. Это важнейшая тема всей жизни. В древнегреческом языке используется несколько значений любви: «эрос» (стихийная, восторженная влюбленность, направленная на объект любви); «филиа» (любовь-дружба или любовь-приязнь); «сторгэ» (любовь-нежность, и, прежде всего, семейная); «агапэ» (жертвенная любовь, безусловная любовь, любовь Бога к человеку). Именно агапами и назывались собрания первых христиан.
В русском языке все понятия сливаются в одно слово «любовь». Оно означает любовь супругов, любовь родительскую, любовь к Родине, искусству, животным, сладостям и т.п.
Но мы-то говорим о любви как о добродетели. Даже любовь родителей к детям и наоборот не считается добродетелью. Это естественная любовь - та, что нам досталась от первозданного нашего состояния. Эта любовь свойственна всем людям. Природное свойство человека, заложенное в него Творцом.
И только та любовь, к которой призывает нас Христос, - добродетель, и достигается такая любовь лишь подвигом и трудом.

- А можно сказать, что естественная любовь – предтеча Божественной?

- Да. Естественная любовь как школа для этой любви, потому как, не научившись любить родителей, детей, родственников, мы не узнаем о Христовой любви. Поэтому любовь к близким людям – это первая ступень к высшей, Христовой любви. А Христос требует от нас безусловной любви ко всем людям, даже к врагам, потому что Он любит каждого независимо от его нравственного состояния или религиозной принадлежности.
Источником любви является Бог, потому как пишет Иоанн Богослов: «Бог есть любовь». Это сущность нашего Бога. Золотые слова Библии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
В этой фразе Священного Писания заключен смысл христианской веры. Точно так же, как смысл всех заповедей Божиих, которые Бог дал человеку.
 
- Значит, любовь к детям, к родным, к супругам, к друзьям несовершенна?

- К сожалению, естественная человеческая любовь, как и все наши чувства, помрачена грехом.

- А Вам не грустно от понимания того, что человек не способен на совершенную Любовь?

- Таково наше состояние после грехопадения. Пример святых показывает нам, что они достигали такой любви. Так, преподобный Силуан Афонский молился даже о бесах как о творениях Божиих, отступивших от Творца.
Как раз божественная Любовь и дает понимание того, к чему нужно стремиться.
Наша любовь (естественная), как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, происходит «от разгорячения крови», то есть естественная любовь обусловлена, прежде всего, чувствами, эмоциями. Даже в Евангелии, когда Христос хочет идти в Иерусалим и говорит, что Он будет предан и распят, апостол Петр обращается к Иисусу: «Господи, да не будет это с Тобою!» На что Христос отвечает: «Отойди от меня, сатана!»
Казалось бы, Петр проявляет милосердие, любовь и сострадание к Нему, но Господь видит, что это не духовная любовь, а сиюминутное проявление чувств. А в другой момент у того же Петра наступит отречение от Иисуса Христа.
Такая любовь именно «от разгорячения крови». Это состояние человека неустойчивое. Поэтому добродетелью оно не является.
 
- Наверное, поэтому люди говорят: от любви до ненависти один шаг?!
 
- Конечно. Такое чувство называется любовью по пристрастию. А истинная любовь та, которая направлена к желанию вечных благ для человека. Забота о душе, о вечной ее участи.
Мы привыкли разделять любовь к Богу и к человеку. Один книжник спросил у Христа, какова главная заповедь в законе. Господь ответил: «Возлюби Господа Бога Своего всем сердцем Твоим, всею душею Твоею, всею крепостию Твоею, всем разумением Твоим и ближнего своего, как самого себя». Внешне может показаться, что любовь разделяется на любовь к Богу и любовь к ближнему, хотя это одно и то же. Невозможно иметь полноценную любовь к человеку, не имея любви к Богу. И вообще без Христа такой любви невозможно научиться. Потому что Бог любит всех людей: и праведников, и грешников, убийц, негодяев. Последним продлевает жизнь для покаяния. Бог любит даже тех, кто воюет против Него - атеистов.
Он посылает солнце и дождь на огороды праведных и неправедных.  Это совершенная Божественная любовь, которая видна нам, даже тем, кто не разбирается в духовных вопросах. Поэтому любовь без пристрастия можно иметь только при соприкосновении с Богом, со Христом. Без Его помощи  человеческими силами научиться любить одинаково своих друзей и обидчиков невозможно.

- Допустим, что сила для прощения у человека все-таки есть. Если в размышлениях он дошел до понимания: те, кто встречаются на его пути, сделавшие больно, подставившие и предавшие, являются лишь учителями. Он смирился с непростой ситуацией, отпустил человека, но больше не испытывает к нему ни любви, ни интереса…
 
- По мнению святых отцов, любовь заключается не в том, что мы должны бывшим врагам в объятия бросаться. Любовь к недоброжелательным людям заключается в том, чтобы не мстить им, не желать зла, не иметь ненависти к ним, не быть злопамятным. И молиться за них: «Господи, прости, ибо не ведают, что творят!» Молитва за врагов – это самая угодная молитва Богу. А как пишет Иоанн Богослов: «Как ты можешь любить Бога, которого не видишь, если не любишь брата твоего, которого видишь?» То есть одно чувство нельзя отделять от другого.

- А как отличить любовь от угодничества?

- Иногда человек поступается чем-то из угождения, попирая при этом заповедь Божию. Он думает, что таким образом проявляет любовь к ближнему, но на самом деле любви здесь нет.
Как отличить? Должна подсказать совесть! Есть ли смятение? Если ты совершаешь поступок по воле Божией, то смущения нет.
На непростой вопрос, есть ли у нас любовь к ближнему, может ответить и Священное Писание - гимн любви святого апостола Павла (глава 13 Первого послания к Коринфянам):
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы… Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…»
Его смысл - все духовные дары без любви ничто!
Мы стремимся к любви: к Богу, к ближнему… Но достигнуть ее не можем, потому что любовь – это совокупность совершенства, это вершина добродетели.
Есть такая книга преподобного Иоанна Лествичника «Лестница», где духовный путь уподобляется лестнице на Небо: нижний конец на земле, вершина на небе. Любви принадлежит самая верхняя ступень!
Любовь невозможна, если в сердце не изжиты гордыня, превозношение, гнев, раздражительность, сладострастие, тщеславие, похоть, зависть, другие страсти.

- Интересно, по каким же причинам женятся и выходят замуж?

- Люди делают это не по любви! Говорю сейчас не о расчете, необходимости или каких-то материальных условностях. Имею в виду чувство. Страстность! При вступлении в брак человеком руководит прежде всего «разгорячение крови». А с точки зрения духовности в разгорячении и кроется поврежденность, о которой мы говорили в начале. Объективно, в таком состоянии, когда страсть ослепляет, человек не может оценивать того, в кого влюблен. А вот когда приходит отрезвление, то возникает вопрос: а тот ли это человек, с которым хочу прожить жизнь? И некоторые говорят, что разлюбили. Но любви-то и не было, ибо «любовь никогда не перестает», как пишет апостол Павел.
Если прошла первая влюбленность, то не стоит отчаиваться! Надо трудиться, учиться любви, то есть смиряться, терпеть, прощать, жертвовать собой ради ближнего. Помнить, что первый муж (жена) дан Богом, а значит, - для спасения нашей души. Помнить, что, не стяжав любви в своей душе, мы не сможем соединиться с Богом, а значит, наследовать Царства Небесного.

Послесловие...
После беседы с отцом Василием мысли не прекратили свой бег: уж очень много вопросов возникает, и ответов пока нет. Есть только желание разобраться в себе и стремление приблизиться к любви, подняться хотя бы на одну из ступеней этой самой бесконечной лестницы!


Рецензии
Очень интересно,
вот квинтэссенция:
"Но мы-то говорим о любви как о добродетели. Даже любовь родителей к детям и наоборот не считается добродетелью. Это естественная любовь - та, что нам досталась от первозданного нашего состояния. Эта любовь свойственна всем людям. Природное свойство человека, заложенное в него Творцом.

И только та любовь, к которой призывает нас Христос, - добродетель, и достигается такая любовь лишь подвигом и трудом".

Но Вы упустили еще Фрейда для полной картины.

И тут я подумал, не только Фрейда, еще Пушкина: Одной любви музыка уступает, да и та мелодия.

Михаил Гольдентул   20.02.2022 22:52     Заявить о нарушении
Благодарю, Михаил, за чтение и... мысли!)

Ольга Савва   22.02.2022 16:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.