Остров проклятых Мартина Скорсезе

Остров проклятых, режиссер Мартин Скорсезе, США, 2009      

        Как часто принято называть искусством то, что не имеет к нему ни малейшего отношения! Произведение искусства отличается от поделки не характером затронутых тем, не сложностью его изготовления, не изобилием оригинальных деталей, не яркостью и запоминаемостью для зрителя, а только присутствием в нем глубокого смысла, подтекста, многоплановостью и многозначностью прочтения. Если этого нет – перед вами пустышка, даже если на ее создание ушли миллионы долларов и тысячи человеко-часов.
        Я не доверяю рекламе, особенно рекламе громкой и навязчивой. Точнее, доверяю ей с точностью до наоборот. Собственный печальный опыт уже многократно дал возможность убедиться в том, что чем интенсивнее рекламная компания, тем меньше стоит обращать внимание на ее продукт. Что, в общем-то, логично. Зачем рекламировать то, что говорит само за себя?
        Однако в отзывах о фильме 2009 года «Остров проклятых» меня привлекли два момента: дебют Ди Каприо в качестве драматического актера и переплетение сюжета семидесятых годов с событиями военного времени в немецком концентрационном лагере Дахау.
        Ди Каприо в серьезной роли – это уже само по себе любопытно. Может, он всегда и был именно драматическим актером, и только прагматичные продюсеры в погоне за безумно дорогой популярностью раз за разом навязывали ему несвойственные ему роли? И может, Мартину Скорсезе действительно удалось затронуть в картине серьезные темы морали, смысла, тайн человеческой психики?
        Однако чуда не произошло. Фильм производит унылое впечатление очередного натужного надувательства зрителей. Правда, Ди Каприо иногда в раздумьях морщит лоб или картинно скорбит в тоске по погибшей женщине, но в общем и целом по-прежнему не выходит за рамки посредственного актера. Природа вот только в картине действительно красивая, у природы этого не отнять. Все остальное, кроме пейзажей, – психопатическая муть, к тому же попутно бессовестно низводящая человеческую трагедию до уровня банального некрофильского триллера (это про Дахау). Сюжеты про извращенное сознание уже настолько извращены разными режиссерами, что придумать что-то новое крайне сложно. А если просто бездумно наворачивать психоз на психоз, сдабривая сюжет реками крови и бредовым состоянием героев, то ничего, кроме бреда, получиться и не может.
        Один из критиков заметил в этом фильме параллель с «Пролетая над гнездом кукушки». Я бы сказала, что те жалкие клочки морали, которые режиссер все же добавил в сюжет уже перед самыми титрами, свидетельствуют скорее о конфронтации с идеей замечательной картины Милоша Формана. Если герой Мартина Скорсезе, не в силах справиться со своим собственным подсознанием, в результате потерянно замечает, что лучше умереть человеком, чем жить монстром, то весь фильм Милоша Формана буквально кричит о том, лучше умереть свободным и вольнодумным психом, чем жить роботом с раздавленными системой мозгами.
        У меня же навороченный сюжет картины Скорсезе ассоциируется скорее с галлюцинациями главного героя из фильма «Игры разума» Рона Ховарда. Вот только там персонаж все же находит в себе силы достойно справиться со своим тяжелым психическим состоянием. Может, оттого, что у него, как и у героя «Пролетая над гнездом кукушки», есть ради чего бороться?
        Вообще, бессодержательность подавляющего большинства продуктов массового потребления ужасает. Можно, конечно, оправдывать эту ситуацию необходимостью психологической разгрузки для обывателей. Мол, люди так устали от стрессов и тягот современной жизни, что надо же им и отдохнуть. Правда, мне так и непонятно, от чего же устало большинство моих современников: от тяжести переключения пульта телевизора или от толерантности к собственной бездуховности и бессмысленности? И как отдых может ассоциироваться с темой психозов, насилия и циничного отношения к памяти жертв Дахау? Да и способен ли вообще мозг к отдыху при загрузке в него изобилия возбудителей?
        В общем, у Скорсезе получилась очередная кинематографическая дрянь для сбора денег с обожравшихся впечатлениями обывателей. Интересно, до какой степени извращения может вообще дойти режиссер в надежде пощекотать уже почти безжизненные нервы одуревших от духовной пустоты зрителоидов?


Рецензии
Мне повезло. У меня есть барнаульский товарищ, который гений по части киновкуса. Он мне порекомендовал несколько десятков кинокартин. Ни одного промаха. И потом, Вы и Вадим прекрасно рекомендуете. В принципе, я еще не обламывался. Повезло.

Созерцалов Созерцалов   29.06.2012 20:18     Заявить о нарушении
Правда, у нас с ним вкусы совпадают.

Во-первых, троица Аррабаль, Ходоровский, Топор.
Во-вторых, Андрей Тарковский.
В-третьих, Ларс фон Триер.
В-четвертых, Питер Гринуэй.

В принципе, любая их работа - шедевр.
Еще порекомендую любительский фильм "Пыль". Интересная работа.

Созерцалов Созерцалов   29.06.2012 20:30   Заявить о нарушении
Сюжет "Пыли" мне понравился )) Надо посмотреть.

Лариса Баграмова   29.06.2012 20:32   Заявить о нарушении
Судя по первым кадрам, фильм хороший. Я вспомнила актера Юрия Степанова - он бы идеально подошел на эту роль.
В отместку вам рекомендую мини-сериал "Ленинградец, как раз со Степановым. Фильм очень неординарный.

Лариса Баграмова   29.06.2012 21:15   Заявить о нарушении