Стук Джо Лисса

В старом городе N жил один рабочий, так, строитель. Его звали Джо Лисс. Каждое утро он исправно приходил на работу, что-то строгал, таскал какие-то балки. В общем, вел довольно обыденную жизнь человека из низших слоев общества.
Вся округа знала, что Джо никогда не опаздывает. Он был чрезвычайно пунктуален. Быть может, за это его не очень-то и любили, хотя кто же не любит за пунктуальность? Было что-то в Джо такое, что заставляло людишек поглядывать на него с опаской. Народ шептал между собой, что Джо Лисс не чист на руку, к тому же до смерти избил свою жену, оттого-то она, бедняжка, и померла год назад... Но кто знает? Кто знает, что было и есть на самом деле. Быть может, об этом знает сам Джо?
                ***
 Этим утром Джо Лисс не пришел вовремя на работу. Он вообще не пришел. Его лучший друг, Мартин Лоак, сказал, что бедняга слег с пневмонией, однако, вид у него при этом заявлении был настолько смущенный, настолько растерянный и лукавый, что ему никто не поверил. К тому же все знали, что Джо Лисс никогда не пропускал работу, даже когда был болен. Многие смеялись, что если бы сама смерть пришла за рабочим, он бы выпросил у нее денек-другой, чтобы передать все дела своему помощнику, Алексу. И хотя никто и не отправился навестить несчастного больного, любопытство все же брало верх и к концу дня Мартина Лоака просто прижали к стене, требуя, чтобы он рассказал, наконец, изнывающей от любопытства публике куда же все-таки запропастился его друг.
  Мартин не был трусом, он просто не имел характера. Быть может поэтому он все рассказал. А, может, и почему-то другому.
 - Прихожу я сегодня к нему в семь, как условлено у нас обычно, я всегда за ним захожу, а он сидит у двери и смотрит куда-то вдаль. Я ему говорю, что он опоздает, если не поторопится, а он словно меня и не слышит вовсе. Ну я его потряс за плечо, повторил еще раз, что опоздаем, так он мою руку-то скинул, обернулся на меня и зло так отвечает: "Шел бы ты в эту дыру один, Мартин Лоак! Я проживу и без этого! У меня есть теперь то, ради чего стоит жить!" Я верно подумал, он рехнулся, полез с расспросами, так он как заорет, как резаный. Я уж думал, вся округа сбежится, так что там! Никому дела нет... Ну, в общем, я так и решил, что один пойду. А его прикрою, скажу, что заболел... А тут, ну в общем, раз такое дело, я вам и того, рассказал... Но вы никому, ладно?
- Ладно, ладно! - заверила его общественность, а когда Мартин Лоак ушел, разговоры и сплетни о том, что Джо Лисс не в себе, сошел с ума или попросту рехнулся, полились как из рога изобилия...Если бы люди так строили дома, как распространяли сплетни, на земле не осталось бы ни единого свободного участка...
 Вечером Мартин Лоак решил все-таки еще раз проведать Джо. Он нашел его все в том же состоянии, на крыльце у двери. Он лицезрел закат и Мартин не знал, сел он сюда снова, или же сидит с самого его ухода, с утра.
- Вечер тебе добрый, Джо!
Лисс даже не повернул головы.
- Джо!- настойчиво повторил Мартин. - Я твой единственный друг. Расскажи же мне, наконец, что с тобой случилось? Все только и говорят о том, что ты сошел с ума, я уже не знаю, что сделать!
Джо Лисс криво улыбнулся.
- Аааа... вижу, что растрепал всем про то, что Джо Лисс не в себе?
Мартин потупил взгляд. Ему было стыдно. Но сделанного уже не воротишь,к тому же, он очень не хотел терять своего единственного друга.
- Нуу... все знают, что ты никогда не пропускаешь работу, у меня не было выбора, правда!
Джо махнул рукой.
- Расслабься, я тебя знаю и ты меня знаешь. Все нормально. Так ты хочешь знать, что произошло?
Мартин часто закивал головой, он не хотел признаваться себе, что прощение Джо буквально выдрало тот камень, что придавил его душу вечером на работе.
- Ко мне Энн приходила.
Мартин Лоак опешил. Все знали, что Энн Лисс давно умерла. Как раз про нее-то и пускали слухи, что будто бы это Джо ее убил.
- Но... как? Она же...она же...
- Что? Сдохла, да?! - грубо ответил Джо и расхохотался, утирая грязный рот рукавом. - А вот взяла и пришла!
Мартину стало дурно. Отчего-то у него закружилась голова.
- Ты пил вчера?
- Я трезв как стеклышко! Ты не дослушал до конца... эээх, Лоак, не дослушав ты рискуешь пропустить главное! Энн-то мне подарок оставила...
- Подарок? Какой подарок? - уцепился Мартин за единственную возможность хоть как-то оправдать совсем спятившего друга в своих глазах.
- Аа...ерунда...бред, дверную ручку, стучалку! Такими в древности вместо звонка колотили в дверь, сейчас покажу. Ты бы еще слышал то, что она мне заявила, дура драная! Даже после смерти умудрилась меня достать! - Джо, кряхтя и держась за спину, поднялся и подошел к двери. - Вот она... гляди, прямо с того света! Ну как диковинка? Нравится? Могу подарить!
Мартин Лоак долго разглядывал причудливую дверную ручку-стучалку, с резной головой льва. Такой раньше у Джо Лисса точно не было. Тогда где он мог ее взять? Украсть? Сорвать со старого собора в честь святого Патрика, так там просто старинные ручки, не стучалки...
- Что? Не приглянулась вещица из Ада?! Нееет!? - внезапно заорал Джо и снова расхохотался.
- Так что она сказала?
- Она сказала, что мне не долго осталось! И что если я не хочу совсем сгореть в аду, то за каждый ее крик, за каждое ее, идиотки, рыдание, я должен стучать. Только тогда я очищусь.
Мартин поперхнулся.
- И ты ей поверил? Ты действительно будешь стучать?
Джо пожал плечами.
- Я не самый хороший человек, но я хороший рабочий... но пусть я и рабочий, я все же верю...что там, за гранью, что-то есть... - Лисс перешел на шепот. - Тссс...быть может там нет ада и рая, а ну как я там снова с ней встречусь... ты бы видел ее глаза... в них сама бездна разверзла свою вонючую пасть...ооо...как же я ее ненавижу...как я ненавидел ее тогда при жизни... и этого еще... ну как его? Дружка ее... так ненавижу и после смерти... И пусть все болтают, что я ее убил... не убивал я ее... и его не трогал. Тут кто-то другой постарался... хотя избивал частенько...вот за это и расплачиваюсь... а знаешь, Мартин, я все-таки буду стучать...
Мартин Лоак поежился.
- Ну, будешь ты стучать, а чем это тебя спасет?
- Она еще вот что говорила... Что я мол, вестником стану... Каждый раз, когда на меня накатит совесть, я должен стучать. Стучать, пока это удушающее чувство не отпустит меня. Но своим стуком я так же буду извещать о скорой смерти... тот, кто услышит этот стук, потеряет кого-то...скоро потеряет...
- Чушь какая-то... Джо, ты уверен, что в порядке?
Но тот лишь помотал головой.
- Иди... иди, уже поздно. И смотри, не показывайся близко у моего дома, не то услышишь стук...
                ***
На следующий день Джо Лисс так же пропустил работу. К Мартину с утра все подошли спросить что да как, но он молчал, словно и вовсе не умел говорить.
Тогда решено было, что кто-то все-таки придет у Джо и спросит, собирается ли он и дальше работать. Поскольку Мартин Лоак наотрез отказался идти, к дому Лисса был послан его помощник Алекс.
Это был парень, лет восемнадцати. Жил с одним отцом, больным лейкемией и сам на своем горбу тащил его существование. Все любили Алекса, но друзей настоящих он, к сожалению, так и не приобрел.
Подходя вечером к дому Джо, Алекс еще издали услышал странный стук, будто об деревянную дверь бьется какая-то птица или еще что-то, что-то такое... непонятное и странное. Алекс подошел совсем близко, когда увидел Джо Лисса стоящим на крыльце, он колотил со всей мочи в дверь ручкой-стучалкой.
Неизвестно по какой причине Алекс не смог подойти ближе. Мало того, с каждым стуком ему становилось оттого страшно и невыносимо тоскливо, что вскоре он со всей мочи ринулся домой.
Однако, дома его ждало еще большее потрясение. Его отца не стало.
  После к дому Джо посылали еще двоих, но они сказали, что не застали его дома, а еще один сказал, что не пойдет только потому, что боится Джо. Наконец, отважилась девушка, маленькая и хрупкая, такую Джо бы точно не обидел.
Но на следующий день она пришла вся в слезах.
- Моя тетка умерла... мы с ней были очень дружны.. и вот что странно, до Лисса я тоже не дошла. Только возле его дома я слышала...
- Стук! - сказал Алекс, нахмурившись.
- Да-да...именно. Такой странный... стук...
 Неизвестно, сколько еще людей слышали этот звук, но очень скоро Мартина Лоака снова прижали к стене. И Мартин рассказал все, что сказал ему Лисс. И про то, как явилась Энн Лисс, и про таинственный подарок... и про то, что стук Джо Лисса извещает о смерти.
- Ах ты сволочь! - заорал Алекс.
- Да, да! - закричали другие, плотным кольцом окружив Мартина, словно собачья свора, раскрывая свои огромные пасти и источая проклятия.
- Это все ты виноват! Ты виноват в смерти моей тетки! - кричала та маленькая хрупкая девушка.
- Ты убил своим молчанием моего отца! - накидывался на него с кулаками Алекс.
И остальные, и те, которые слышали стук Джо Лисса и те, которые стояли здесь просто так, все они кричали, все они срывали свою злость на нем, стараясь обличить его в самых гнусных поступках. Кажется, его даже обвинили в пропаже чьих-то часов на тонкой цепочке, но Мартин Лоак уже не помнил. Наконец, избитый и грязный, он посмотрел снизу, с заляпанного кровью пола на своих обидчиков и глухо застонал.
- Что, получил свое, тварь?! А ну вот теперь ты должен искупить свою вину! - выдвинулся плечистый парень, видимо, большой начальник. - Ты ведь друг Джо Лисса? Сделай так, чтобы он не стучал!
Мартин утер лицо рукавом испачканной куртки.
- Я... Я... Я не могу этого сделать... Тогда он не получит прощение... К тому же, даже если он перестанет стучать, люди все равно не перестанут умирать, как вы не понимаете этого? - процедил он, но получил удар ногой.
- Слушай меня! Я хочу, чтобы завтра Джо Лисса не было в живых! Он достал меня своим стуком, он всех достал! И если ты не сделаешь этого, то это сделаю я, а следующим убью тебя, ты понял?
Мартин задрожал и закивал головой.
                ***
Мартин Лоак, хромая, шел через лес к Джо, когда услышал тот самый стук, о котором так горячо рассказывали ему вчера коллеги по работе.
- Интересно, - подумал Мартин, - почему я слышу стук, когда у меня совсем нет родных? Я же сирота... - но тут же осекся своих мыслей.
Он увидел Джо все там же, на крыльце. Он очень изменился, похудел, оброс щетиной, стал, наверное, еще более немытым чем раньше. Однако, что-то переменилось в его взгляде. Он не отталкивал больше... казалось, что Джо Лисс нашел, наконец, покой.
- Привет, Джо! - сказал Мартин Лоак.
Его давний друг тепло ему улыбнулся, совсем по-другому, нежели в их прошлую встречу.
- Ааа, Мартин Лоак... здравствуй. Ты слышал мой стук?
Мартин сказал, что слышал его, когда шел по лесу.
- Но ведь у тебя нет родных, верно? Ты ведь понимаешь, о чем я?
- Ты хочешь сказать, что я сегодня умру?
Джо пожал плечами.
- Я думаю, да. Зачем ты пришел?
Мартину было отчего-то не страшно слышать эту новость. Хуже того унижения, что он пережил вчера, не была даже смерть. Самое обидное, что он, Мартин Лоак, шел что бы действительно убить своего лучшего друга. Он даже взял сегодня с утра с кухни нож...Но... Но услышав этот стук, он понял, что лучше он сам...он сам умрет.
- Я слабак, Джо. Я слабак, но не предатель... - сказал он, и поведал Лиссу события вчерашнего вечера.
Джо Лисс почесал свою бороду, обросшую немытой щетиной.
- Ты точно хочешь умирать?
Мартин улыбнулся.
- Как будто у меня есть выбор!
- Выбор всегда есть... Я тут подумал... Знаешь, я уже достаточно накаялся... К тому же, понимаешь, Лоак, мне неудобно, что мои проблемы затронули тебя. Выходит, ты жил для того, чтобы принять решение сейчас...
- Да, выходит, что так. - признал Мартин.
- И что ты решил?
- Я... Я... брошусь сегодня в реку!
Джо засмеялся. Мартин Лоак вспомнил этот смех, безумный, безудержный...
- Какова жизнь, однако! Я нагрешил за всю свою жизнь раз в сотню больше, чем ты, Лоак! Но платишь за все ты... Тебя мучают, тебя презирают.. избивают и требуют убить лучшего друга! В конце-концов, ты и умереть решаешь за меня. Мартин, наивный Мартин! Не думаешь ли ты, что это многовато для тебя одного?
Джо поднялся с крыльца, так же, как и в тот день, что он впервые пропустил работу.
- Заткни уши, Лоак! Я буду стучать очень громко! Я хочу насладиться этим звуком, я хочу, чтобы его слышно было даже под землей!
И Джо застучал.
Стук, стук, стук... еще стук...опять стук... казалось, что тысячи молотков колотятся в одну единую мелодию...
- Странно, Мартин, - закричал Джо, не останавливаясь ни на минуту, - я был рабочим, я стучал молотком, всю свою жизнь... и теперь, когда я собрался умирать, леший меня побери, я опять стучу! Чему быть тому не миновать! - вновь заорал Джо Лисс и застучал еще сильнее.
Мартин не выдержал и зажал уши. Ему не было страшно. Он и сам не знал почему.








   


Рецензии