Разговор с Олегом Ведмеденко. Духовность и успех

Крайне интересная тема. Отец Олег вообще отличается отзывчивостью на всё насущно интересующее людей, чего не скажешь о православии вообще. Как говорит профессор Алексей Осипов, весь запад давно живет по принципу «Ищите прежде всего насущного, а царствие Божие приложится». Ничего не поделаешь, народная англо-американская поговорка «Нет ничего хуже безденежья» бьёт в самую точку.
Мне хочется вступить в дискуссию с отцом Олегом  именно потому, что мне очень импонирует то, что он пишет. Тем не менее, некоторые чувства, вызванные статьёй, я должен выразить, некоторые черты добавить для объёмности картины.
   Первый тезис о том, что внешняя успешность бывает всегда проекцией внутренней оправданности перед Богом (отец Олег даже приводит числовое соотношение – 90 %) – тезис очень сомнительный. Во-первых, общеизвестно учение Церкви о том, что в этой земной жизни прямой зависимости внешнего счастья от праведности нет, она должна наступить в жизни будущей. Протестанты начали измерять праведность внешней успешностью. Если ты не успешен, то ты никто, следовательно и не праведник. Православие пока что считает такую точку зрения слишком грубой. Что в жизни преуспевают одни праведники – также совершенно отрешённая от жизни мысль, жизнь постоянно её опровергает. Но это тезис. Есть антитезис – внешняя успешность без внутреннего стержня создаёт нежизнеспособный мыльный пузырь.
  Cледующая мысль о том, что праведники отличаются недюжинным здоровьем – тоже очень спорная. Скорее можно было бы согласиться, что такое здоровье  может быть у живущих в пределах естества, чем у тех, кто намеренно ослабляет себя православными постами и статическими нагрузками на православных службах. Общеизвестный факт, что люди выдающейся духовности часто отличались очень слабым здоровьем. Примеры – преподобный Амвросий Оптинский, святитель Игнатий и другие. Как верно заметил Шопенгауэр, как в сфере телесных сил, так и интеллектальных не всегда наблюдается 100-процентная зависимость от святости.  Вспомним о том, что святые отцы здоровье называли греховным. Попробуйте это внушить современному человеку!
   Вообще в этой статье старательно и аккуратно обойдены все острые вопросы, как будто в этой теме вообще нет острых углов, обойдено всё, что может вскрыть проблемы, а значит и открыть дорогу творчеству. Как будто всю эту тему праведного хозяйствования можно втиснуть в семитическую схему Второзакония: Будешь выполнять закон – всё будет хорошо. Жизнь шире этой прокрустовой схемы.
   Надо сказать, что есть люди, которые в силу своей душевной конституции и обострённой совестливости не мыслят для себя иного алгоритма действий для достижения поставленных целей, как только сделать шаг к Богу и ожидать, что Он в ответ сделает шаг для решения их горизонтальных вопросов. Но Бог слишком часто остаётся в бездействии, возможно, оставляя свободу нашему творчеству в рамках Его милостивого, как говорят отцы, проклятия: в поте лица съешь хлеб свой.
   Но почему мы сбрасываем со счетов опыт столпов православия прошлого века, лучших умов православия, таких как святитель  Василий Кинешемский и епископ Григорий (Лебедев), которые неоднократно предостерегали, что поднявший на знамя распятого Христа и после этого желающий успеха неминуемо разочаруется. Святитель  Василий Кинешемский успех даже называл одним из идолов века. Тогда это был идол, а в наши дни немыслимо неприспособленное к этой теме христианство. Нечутких к этой теме проповедников люди просто не слушают. Вспомним изречение апостола: «Если бы мы в этой жизни надеялись на Христа, мы были бы последнейшими из людей», о нём тоже непозволительно забывать. Христианство, на самом деле, проповедует каменное стоическое нечувствие к внешней жизни. В таком понимании Христос –  царь справедливости, а справедливость существует только в загробном мире.
   Конечно, не все могут иметь душевную конституцию преподобного Сергия Радонежского, сидеть в лесу, прочитывать часослов и копать грядку. Ведь если человек старается, скажем, подражать святому Сергию и делает это как герой поэмы «Мцыри» Лермонтова, то он не рождён для этого. Покажите мне хоть одного, который в наше время мог бы согласиться с изречением апостола  «имеюще пищу и одежду, теми довольны будем»? Это означало бы человека с крайне низким уровнем потребления, тогда православию пришлось бы ограничить свою аудиторию одними бомжами.
   И вот теперь вступает тема синергизма (сотрудничества) свободы и благодати. Интересно, что у отца Олега благодать не присутствует исключительно в православии, она разлита повсюду – это означает уже незашоренность мышления. Парадоксально, но начало момента синергизма в том, что, как утверждал Иван Франко, молитва слишком слаба для того, чтобы на ней основывать успех. Мне кажется, что не Второзаконие, а патриарх Иаков, борющийся с Ангелом в книге Бытия – вот адекватная икона для темы праведного хозяйства. Не хочет наш современник быть Сергием Радонежским, имеющим только ризу и хлеб, он хочет проникнуть в так называемый средний класс, чтобы иметь возможнось исполнять свои желания. И Бог попускает ему это. Было бы неправильно утверждать, что все экономические успехи запада – это отражение их духовных успехов. Бог точно так же попускает им успехи, «ибо люди возлюбили более тьму, нежели свет». Представим себе Святую Русь – поле, церквушка, старики молящиеся, убогие хижины, кругом бедность и нужда. Если бы Христос и ныне  умножал хлебы, как в Евангелии (Христос вчера и доныне тот же),  все православные были бы великими бизнесменами, но этого не происходит.
   Мне кажется, что если в этом  вопросе не учитывать психологии Бога, нельзя получить объёмной картины. В самом ли деле Бог желает нам счастья, или Он сотворил нас только для крестов, покаяния, трудов и страдания? Прав ли был Шопенгауэр, когда утверждал, что христианство вовсе не в величии дела, а в труде и страдании? Вспомним художественную литературу, поэзию, философию и их единогласный вывод: счастья в жизни нет, так учит опыт, счастье – только мираж. Несмотря на этот вывод, все гоняются за счастьем и не могут остановиться. Никакие разумные доводы не могут заставить человека довольствоваться пищей и одеждой, но, пока есть в нём дыхание, он гонится за химерой. Возможно, потому, что где нет стремления к счастью, там нет вообще никакого стремления.
   «Отойди от Меня, сатана! – говорит Христос Петру. Ибо ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Что же получается, что сатана думает о человеческом и хочет оградить нас от страданий, а Бог требует думать о Божьем ценой трудов и тяжких мук в то время как природа человеческая – одни говорят, двусоставная, другие говорят, несёт в себе только искру Божества? Всё в этой диалектике Божественного и человеческого.
   Иосиф праведный сидел в тюрьме (железо прошла душа его, - говорит канон Андрея Критского) и стал правителем Египта. Но Бог не относится к нам, как к Иосифам, Давидам и Соломонам. Униженными  и оскорблёнными легче управлять, легче подчинять их своим целям, да и экономика земли не так напрягается, как было бы при всеобщем благоденствии.  Сотворить человека посреди мира и не дать ему ничего из этого мира, подвергнув танталовым мучениям, мне кажется, глубоко безнравственным. Хотя я и не поставлен судьёй Божьих дел ни в хорошую, ни в плохую сторону. Но, может быть, мы просто, находясь в ограде православной церкви, всё ещё не знаем нужных походов к Богу – любящему Отцу, готовому принять нас в объятия, мы сами что-то делаем неправильно, виной всему наше невежество и до сих пор нет у нас ключей от земного рая, который Бог и готов нам открыть, но ждёт наших усилий? В самом деле, какой-нибудь изворотливый христианин нашёлся бы сказать на это примерно следущее: да Бог всю историю, вот уже 6 тысяч лет только и хочет сделать нас счастливыми и вседовольными, только мы сами нашей глупостью всё портим! Неужели глупость настолько всемогуща, что может менять установленный Богом порядок вещей?! Как же тогда быть со словами, что «У Бога не останется тщетным никакое слово?»  Надо только заметить, что проблема это хроническая, всеобщая и повсеместная.
  Статья отца Олега плавно и незаметно переходит в руководство, как сделать успешной духовную жизнь, при этом она базируется на ложном тезисе о том, что материальные успехи являются зеркальным отражением духовных. Всё это опирается на святоотеческое богословие, в свою очередь опирающееся на эллинистическую философию, давно устаревшую. Об ошибках святых отцов отец Олег нам вряд ли расскажет, да и странно было бы ждать от него такого откровения, несмотря на всю смелость мысли.
   Если все обстоятельства нашей жизни определяются Богом, как учит Феофан Затворник, в том числе даже и мысли и желания, то тогда не только молитвенные внушения, но любая деятельность по приведению в жизнь здравого смысла должна реализовывать Божьи планы. И хотя православная магия в последнее время потеряла своё значение в рейтинге ценностей мира, произошло это не только из-за того, что мир деградирует, но и потому, что сама эта магия отнюдь не всемогуща. Отец Олег предлагает путь для благородных натур – искать успеха в смиренном подчинении Богу. Даже, если в тебе живёт бунтарский дух Иакова , всё равно путь к высотам – в подчинении Богу. Вряд ли Христос мог предположить настолько иудейский вывод из Его учения, что люди станут молиться именно об экономике – Он ведь хотел так зажечь сердца, чтоб об экономике и не думали. Но в наше время подобное возможно только для людей, поставленных судьбой в чрезвычайные обстоятельства полного безпопечения о внешней жизни. Вообще, надо ещё раз подчеркнуть драматизм этой темы – в этом вопросе мы касаемся страшной темы зла, как говорил протоиерей Василий Зеньковский, приоткрывающейся там, где только речь заходит о деньгах, об экономике, об имуществе. Конечно, кто бы что потерял от ситуации, когда бы каждый из шести миллиардов населения земли мог заработать хотя бы 10 тысяч долларов в месяц? Но однако же… Христиане могут уходить от этого рвения, повсеместно царящего в мире и погружаться в молитвенный покой, обновляющий их силы. Это если и не всемогущество – будем реалистами – но всё же некая причастность жизни богов.
   На поверхности человеческого восприятия мира всегда живёт неудовлетворённость жизнью, ропот и претензии к Богу. В более глубоких слоях психики, где живёт благоговение, можно встретиться с благодарностью и умилением – это то, о чём писали святые отцы, применительно к обстоятельствам своего времени. И тем не менее, рассматривать эту тему даже вне проклятых вопросов, поднимаемых святыми отцами – это упрощённый подход. Возьмём, к примеру, величайший философский ум Церкви – преподобный Максим, вспомним его мысли о превёрнутой перспективе в христианстве.
   Вцелом статья – как музыка, в которой совершенно отсутствует напряжение борьбы добра и зла, нет никакого драматизма. Вот всего-навсего несколько беглых замечаний по поводу интереснейшей статьи отца Олега Ведмеденко, одного из ведущих богословов современности. «Тема эта велика и огромна», - говорил Достоевский. Никакого окончательно вывода я не делаю, предоставляю это сделать читателю. Пусть сама жизнь разрешает то, что не в силах разрешить мысль.

                29.06.2012


Рецензии
Протоиерей Олег Ведмеденко

«Вспоминайте жену Лотову…» (Предисловие к книге «Да будет воля Твоя»)
Когда я был ребенком – у меня была детская мечта. Я мечтал: вот вырасту, заработаю сто рублей – и куплю все пирожные и всю газировку в нашей кондитерской… Время шло, и я вырос. И сегодня я уже вполне могу осуществить эту свою мечту. Могу, но… не хочу. Просто потому, что я уже вышел из детского возраста. Как пишет апостол Павел: “Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое…” (Первое послание к Коринфянам, 13 глава, 11 стих)

К чему это я веду? К тому, что книга, которую вы сейчас держите в руках, действительно может сделать вас успешными. Все в ней написанное – правда, от начала и до конца. Но писалась она вовсе не для того, чтобы познав секрет успеха, вы так и застряли в своей “кондитерской”…

Когда малое дитя гукает и пускает пузыри – это в радость. Но когда взрослый человек ведет себя подобным образом – то это уже проблема. Помните слова Иисуса Христа: “Вспоминайте жену Лотову” (Евангелие от Луки, 17:32). Она остановилась на пути выхода из Содома, и превратилась в соляной столб. Впрочем, данная книга о стяжании внутренней силы (благодати), посему имею надежду, что с вами такого не произойдет. Ибо действенно слово старца Серафима Саровского: “Стяжай Духа Святого, и Дух Святой тебя всему научит…”

Это пособие по духовному деланию для тех, кто ищет совершенства. Успешность и здоровье здесь не самоцель, но некий “начальный бонус”, “побочный продукт” внутреннего делания, для новоначальных. По мере же духовного восхождения приходит и новый – неведомый еще, мистический опыт божественной реальности. А с ним и иные, высшие духовные цели и ориентиры.

Книга эта задумана и написана как книга универсальная. Она адресована как взрослым подвижникам веры, уже идущим путем духовного совершенствования, – так и тем, кто все еще лелеет “детскую мечту” о внешней успешности. И язык ее – также универсален. Наряду со специальными терминами, такими как “спасение”, “смирение”, “благодать”, я намеренно использую и светский словарный состав – соответственно “духовное совершенствование”, “неизлучение зла”, “внутренняя сила”… Да простят меня ревнители формы и буквы – свидетельствую вместе с “апостолом народов”, Павлом:

“Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев (для верующих. – О.В.) я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных (для душевных, еще не рожденных свыше. – О.В.) был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона (для светских, невоцерковленных. – О.В.) – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его…” (1-е Коринфянам, 9.19-23)

Эта книга о том, как обрести внутреннюю силу. В основе ее Священное Писание, творения святых отцов, мой собственный опыт. Внимательно прочитайте ее, постарайтесь прислушаться к ее советам, – и Господь обязательно даст вам Силу. Силу, которая преобразит вашу жизнь...

Книгу см. http://www.vedmedenko.org/books/book6.doc

P.S. Брат Александр, спасибо за статью и оценку. Полагаю, предисловие к моей книге «Да будет воля Твоя», а, следовательно, и к одной из ее глав («Внутренняя сила, или духовные основы успешности и здоровья»), помогут более точно понять мою позицию, и расставят все точки над «i»…

С уважением и любовью Христовой.

Олег Ведмеденко   29.06.2012 13:10     Заявить о нарушении
Спасибо за информацию. Раньше мне приходили статьи с сайта от О.Ведмеденко на почту Lama9999@mail.ru А теперь нет почему-то...

Роза Ветров 1   02.08.2014 20:12   Заявить о нарушении