4. задвинутые освободители

А было так. Осенью 1919 года потерпевшие полное военное, а пуще того - моральное поражение захватчики решили  "освободить" от себя губернский город на севере России. Интервенты, прибывшие к нам "учить жизни и основным гуманитарным ценностям", а также для спасения ценностей материальных в виде материалов, вооружения, боеприпасов, которые царское правительство оплатить не успело, а большевики просто увезли как трофей (откуда пошел термин «скоммуниздить»), так вот, интервенты наконец-то убедились в тщете своих намерений. Тогда, вывезя в обеспечение своих проторей все, что представляло ценность, интервенты удалились восвояси допивать кровь  родного пролетариата.

А зимой в город вошла Красная Армия, и, вполне возможно, победители сфотографировались, причем - по моде и обычаям того времени каждый старался выставить напоказ вверенное лично ему революционное оружие. Кто не видел  такие немного наивные, пожелтевшие от времени, но полные романтики фотографии?
 
Время такое было. И прошло, как проходит все. Не проходит только память потомков, которые, по пословице "лучше поздно, никогда", решились отметить это событие через шесть с лишним десятилетий. Ну, хоть памятником, что ли. Сказано - сделано. Говорят, даже конкурс был. А стало быть, выиграл этот проект, почти точь-в-точь воплощающий те старые фотокарточки.

Впереди, напротив объектива, как водится, усталый комиссар в усах и плащ-палатке с «алым» бантом, по правую руку кавалерист -  красноармеец в длинной кавалерийской шинели с саблей на боку вооруженый винтовкой со штыком, видимо в память о тактической новинке Северного фронта, конно-штыковых атаках (шутка).  Скорее  всего он просто попросил у кого-то  пехотную винтовку, чтобы сфотографироваться, что подтверждает версию о групповом фотопортрете. А может, это пехотинец, нацепивший для красоты шашку?

Слева, знаменуя классовую солидарность, крестьянин в армяке с винтовкой. Может, партизан? Картина складывается неплохая, но чего-то не хватает. И, памятуя о том, что нечетность и асимметрия - основа гармонии, просят проходившего мимо матроса с  сигнальной трубой, подержать над головой третью винтовку. Он поднимает ее и со скучающим видом смотрит в другую сторону - на фото его все равно не будет видно.

Где-то его даже жалко. Тем более скульптор в его изображении использовал один забавный стереотип. Вы не замечали такую фишку? Когда надо было подчеркнуть трудности гражданской войны, угрюмые историки рассказывали нам, как босые и раздетые, - одна винтовка на пятерых, - голыми, считай, руками красноармейцы задавили вооруженную до зубов  гидру. И им как бы веришь. А потом художники, вдохновленные этими ужасами, рисовали, выводили на экран, супер вооруженных бойцов, которые стреляли во все четыре стороны и все без промаха. И угрюмые историки согласно кивали: ага, все так и было. И опять им веришь - наши все-таки. Особенно этим грешили художественные образы матросов. Обвешанные оружием, гранатами, обмотанные пулеметными лентами (куда там Рембо), сурово смотрели они на нас с экрана. Так и хотелось их спросить: а зачем вам ленты, если нет пулемета?

Вот и на нашего матроса та же проблема, скульптор навесил маузер - явный признак комсостава, а в руки дал винтовку, как морскому пехотинцу, да еще и дудочку какую-то всучил. Ну и кто он теперь, этот матрос: красный командир, простой краснофлотец или горнист? Видимо, из-за неуточнённости своего статуса матрос и не стал фотографироваться.

Фотограф щелкнул, птичка вылетела. Снято, господа-товарищи!

Честно признаюсь, памятник этот, когда его только установили, мне не понравился. Достаточно банальный по художественному решению, он, на мой взгляд, был наделен  излишним пафосом и какой-то вычурностью. Но, как часто бывает, время примирило меня с ним. Так привыкаешь к подаренной дальней родственницей нелепой статуэтке, выбросить которую означало бы нанести смертельное оскорбление дарительнице, а жить она не мешает и стоит годами среди прочих нужных и не очень предметов. 

Не все в нашей истории было гладко.  В ходе построения самого справедливого общества большевики разрушили сотни культовых сооружений прежнего режима. А уже в наши дни, по иронии судьбы, памятник восходу коммунизма над Архангельском был мстительно вытеснен с того места, где он представлял хоть какой-то смысл.  Нынче бывшие коммунисты и их потомки  строят там кафедральный собор, а памятник стоит у выхода из Дворца Спорта. Теперь он изображает ликующих болельщиков вышедших из Дворца после выигрыша любимой команды, а матрос с «вувузелой»  вообще стал комической фигурой, затейником, каковые есть в каждой компании.

        Не знаю, может молодые люди, вершащие сейчас городскую политику, княжеских кровей и генетически не приемлют "простой народ" воевавший за свободу. Но должна же быть какая-то этика. Тем более что у нас на Севере та война носила действительно  характер освободительной миссии. Интервенцию из истории не вычеркнешь. Поэтому перед тем как выбрасывать памятник на обочину, следовало бы задуматься. Оптимальным было бы сначала определиться с местом, сделать постамент, коли уж возникла такая надобность и перенести памятник туда, не оскорбляя память людей отдававших жизнь за Родину и чувства тех, кто о них этих людях еще помнит.

        В других странах мне приходилось видеть такое проявление памяти. Остатки разрушенных временем зданий, аккуратно встроены в стены новых, построенных на их месте, хотя проще было бы разобрать руины на щебенку.  Это и воспитание и создание связи времен о недостатке которых сейчас часто сетуют по радио и телевидению.  А на деле, как мы видим ни малейшего желания разобраться в ситуации, принять какое-то взаимоустраивающее решение.  Тем более на мой непросвещенный взгляд  на берегу вполне могли бы разместиться и собор и памятник. Что в  каких-нибудь пятидесяти метрах  другое геологическое строение грунта, раз потребовалось занять именно место размещения памятника?  Не думаю.

        Впрочем, имеет хождение еще одна версия, дескать, раз большевики, в свое время  разрушали храмы то и здесь им поделом. Но, во-первых, еще раз напомню, что тогда в 1920-м произошло освобождение русского города от интервентов, а не вульгарный захват его «красными ордами». А во-вторых, никак не верится в ожесточенный клерикализм нынешней городской власти. Они еще и с ролью «подсвечников» по церковным праздникам худо справляются. Все же  тонкости поведения в церкви, если с детства не привиты, бывшим комсомольцам  не сразу даются.

        Значит опять тот же вывод, ни мотивов, «ничего личного», как говорят в американских боевиках. Приняли решение, не подумав. По принципу – прокукарекали, а там  хоть не рассветай.  Но исправляться надо; или поставьте, чтоб это был памятник, или закройте совсем, чтобы не оскорблять память наших дедов. Ну и нас тоже.


Рецензии
Вы правы, Егор, ничего личного. Всего лишь ещё одно проявление политики государственного цинизма. Одних святых выносят. Других очищают от нафталина, окропляют елеем и с молитвами, усиленными матюгами, водружают на освободившиеся пьедесталы. История ничему не учит. Прав русско-еврейский (или иудо-русский) поэт Губерман:

Где лгут и себе и друг другу,
И память не служит уму,
История ходит по кругу
Из крови – по грязи – во тьму.

Забавно наблюдать за неумело крестящейся вертикалью власти, состоящей из бывших комсомольских активистов. Впрочем, по степени цинизма они и в молодые годы значительно превосходили старших товарищей. Умения пригодились.
А с памятниками надо поступать мудро. Как в одном из повествований О.Генри. Диктаторы в банановой республике менялись часто. Бюджет скуден. Его хватало лишь на изготовление таблички с новым именем, крепившейся к вечному памятнику.
Вот и надо одеть революционеров монахами, на штыки прикрепить хоругви, комиссару в руки библию. И всё. Можно и храм не строить. Тем более, что разрушаются тысячи старых. А в новые никто не ходит. Ибо «там через обряды ищут Бога, как через соитие любовь» (Губерман).

А петухи всё кукарекают. Хвалят кукушек. А те отвечают горячей взаимностью.
Жду продолжения архангельской памятникианы.

С почтением,

Александр Чашев   30.06.2012 22:22     Заявить о нарушении