Золотой век

Читая "Оливера Твиста", я возмущалась. Не только событиями из этой книги, но общей печальной картиной, нарисованной европейскими писателями девятнадцатого века. То, что люди (в том числе дети) умирали от холода, голода и болезней на улицах, воспринималось большинством как само собой разумеющееся. Ситуация, когда все прошли мимо несчастного, да еще и осудили на ходу, была нормальной. А христианство было везде: в умах, в школах, в домашнем укладе... Можно возразить, что  благосостояние было ниже, отсюда и высокая смертность - люди просто не могли ничего поделать. Но мне кажется - дело в ОТНОШЕНИИ. Бабушка всегда рассказывала, как во время войны (когда не было никакого благосостояния) ей, женщине с младенцем на руках, постоянно помогали совершенно незнакомые люди. В безрелигиозном Советском союзе.

Я думаю пофигистское отношение к чужой смерти хорошо объясняется ВЕРОЙ. Бог все равно разберется и отправит страдальца после смерти в рай - если он этого заслуживает. Меня в свое время шокировало, насколько для верующего человека нормальна идея чьих-то вечных мук. Смешны те, кто говорит, что религия учит доброте и состраданию...

Многие православные так любят воспевать дореволюционную жизнь России, когда православие было единственной государственной религией. Вот интересный пассаж из дневника жены Достоевского: "...говорил мне, что она ужасно не любила свою сестру Варвару, говорила, что она была в связи с ее первым мужем, чего вовсе никогда не было. Говорил, что она ужасно дурно жила с своим первым мужем, что тот ее выносить не мог. Рассказывал о Варваре Дмитриевне, как она умерла, она была любовницей какого-то начальника парада Комарова, которого ужасно любила, но который стыдился ее; ей нужно было ехать в Самару, чтобы лечиться. Она по совету Феди отправилась, но он ее дурно принял, а она была горда и тотчас приехала назад в Петербург, а здесь через 3 недели и умерла. Третья сестра, Софья, живет с каким-то генералом Яковлевым, тоже не замужем." ... "Тут я его обругала дураком и болваном" ... "Несчастная девушка 2 раза хотела броситься в окно, один раз повеситься, уж с веревки сняли, так ей было хорошо дома жить, а эти подлые отец и мать, это не люди, это какие-то звери, когда приходится родить, отправляются в другую деревню, там родят, потом забрасывают детей до 7-8 лет, чем хотите, тем и питайтесь, а сами богатые люди, сами имеют состояние и хвастаются им. Как это этих людей ничем не наказали? Если бы мне дали бы волю, я бы, кажется, повесила их, так мне они отвратительны. Своих родных детей, несчастных, матери мучают; заставлять работать, не давать есть, это подло. И как это их бог не накажет? И бог дает таким зверям детей! Господи! Как это тяжело даже подумать, какие бывают еще люди, да еще из благородного сословия. Меня этот разговор ужасно как возмутил. И неужели эта несчастная девушка опять попадется им в руки, они, бедную, ее опять замучают, будут мстить за ее жалобы на их обращение."

Также дивлюсь какой Федор Михайлович был вздорный и скандальный. И это только свадебное путешествие. Жена оступилась и чуть не упала (беременная) - кричать на нее, живут оба почти все время на деньги ее матери, тоже небогатой, так он еще жену и обвиняет, что она одевается так бедно, а сам, чуть что - все проматывать на рулетке. И главное, она, бедная, все время боится, что он ей изменит с кем-то из "прежних", будет обманывать ее, как предыдущую жену, или вообще бросит ее... Не Князь Мышкин, однозначно. А ведь я знаю одного верующего человека, который внушил себе, что Достоевский - пророк по типу ветхозаветного и каждое слово из его книг предсказывает будущее. Прямо-таки Нострадамус опять... Что только люди себе не внушают!


Рецензии