Есть у революции начало,

 НЕТ У РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА!

В.И.Ленин обязательно должен оставаться лежать в мавзолее на Красной площади Москвы,как напоминание ректорам университетов о недопустимости отчисления студентов по  политическим мотивам. народная мудрость

На юге Египта недавно уже вспыхнуло мусульманское восстание, возглавляемое ультраконсервативными салафитами. Согласно египетской газете Al-Ahram, протесты начались после того, как губернатором южной провинции Кена со значительным коптским населением был назначен христианин-копт Эмад Михаил.

Христианин, по словам салафитов, не будет исполнять предписаний мусульманского закона. Протестующие захватили правительственные здания, мосты , поезда, автобусы, перекрывают дороги. Они требуют, чтобы мужчины и женщины ездили раздельно. Один из местных лидеров, имам местной мечети Салама заявил: «С каких это пор наша провинция превратилась в испытательную лабораторию христиан? Мы не желаем быть христианскими морскими свинками». Напряжение в Кене настолько сильно, что по данным радиостанции «Голос Америки», копты не смогли отпраздновать вербное воскресенье и попасть на праздник в собственный храм. Ситуацию попытался уладить новый министр внутренних дел Египта Мансура эль-Эйссави (который родился в Кене). Однако его посредничество оказалось безрезультатным. Министр обещал донести мнение населения до Высшего военного совета Египта.

Справка. Копты составляют около 10% населения Египта. Насилие в отношении коптов случались не редко, однако они приняли острый характер после свержения президента страны Мубарака. 11 апреля новые власти Египта освободили 20 человек, арестованных по подозрению в организации взрыва коптского собора в Александрии в канун Нового Года.
Более того, к восстанию примкнули представители политического движения «Братья мусульмане». Они требуют немедленного установления в южном Египте «Исламского государства». Как передал информационный портал MIGnews, их лидер Саад эль-Хусейни заявил: «Мы больше не можем спать спокойно по ночам. Дайте возможность этой замечательной религии - исламу, расцвести. Мы не можем упустить подобную возможность».

Кстати. Эксперты считают, что в процессе революционного движения в арабском мире проявились два основных течения, которые определят будущее новое устройство этих стран: национализм и исламизм. Арабские революционеры выдвигают лозунг «карама», т.е. «достоинство». Это понятие охватывает все, что было потеряно, и должно быть вновь завоевано. Исламистские партии и группы, которые до сих пор нередко действовали подпольно, становятся политическими действующими лицами и пропагандируют свои политические представления. Освобожденные от авторитарных пут сунниты, шииты, алавиты, христиане и представители бесчисленного множества других религиозных течений выдвигают и свои политические требования, которые могут привести к тяжелым конфликтам и насилию. Запад оказал большое воздействие на арабскую революцию, предоставив идеи и средства коммуникации. Но Запад не сможет контролировать реализацию идей арабами и мусульманами.

На фоне «вируса революций», поразивших арабский мир в Тунисе, Египте, Йемене, Иордании, многие аналитики начали всерьез ставить вопрос о скором распространении «революционного хаоса» в СНГ. Кто самое «слабое звено» на просторах бывшего СССР? Где возможен всплеск очередной «цветной революции»? Какие аргументы, прогнозы дают специалисты? По мнению экспертов академии FOREX и биржевой торговли Masterforex-V, наиболее «слабыми звеньями» в СНГ являются (в порядке убывания) Кыргызстан, Азербайджан, Таджикистан, Армения. Ведь ясно, что в стране, где уже была одна, а тем более две революции, вполне возможны и третья, и четвертая. Как поется в песне: «Есть у революции начало, нет у революции конца!»…

Почему же так происходит? Причин для перманентных (непрекращающихся) революций множество, поясняют эксперты, и все они совершенно объективны:
• в народе накапливаются так называемые «революционные ожидания», плюс появляется уверенность, что все проблемы можно решить раз и навсегда простым (читай - революционным) путем;
• в стране остается большое количество профессиональных революционеров, а также огромное число бунтарей-любителей, т.е. тех, кому в принципе нравятся массовые беспорядки и действа;
• ряды пылких революционеров дробятся на идеалистов и прагматиков, на крайних и умеренных, на оставшихся на обочине и дорвавшихся до кормушки. Первые всегда не любят вторых и хотят занять их место, благо, что действенный способ им очень хорошо известен;
• если есть революционеры, то, естественно, должны быть и контрреволюционеры. Реваншисты обязательно попробуют вернуть утраченное, при этом часто используя методы своих противников;
• и, наконец, пресловутая заграница, где может скрываться свергнутая политическая элита, попавшие в опалу революционеры и просто всякие недовольные переменами граждане. Внешний фактор во всякой революции играет далеко не последнюю роль, и чем беднее революционная страна, тем этот фактор значимее.

Армения, к сожалению, исключением не является. Все вышеперечисленные пункты имеют к ней самое прямое отношение. Но в то же время в любом государстве, где произошла революция (конечно, если это не империя), наряду с разрушительными, неизбежно происходят и созидательные процессы:
• накапливается усталость от перманентного политического кризиса;
• большая часть населения стремится к порядку «любой ценой»;
• элитные круги постепенно начинают осознавать губительность революционного курса, и в них просыпается ответственность за судьбу страны;
• угроза распада государства и войны «всех против всех» заставляет задуматься даже самые горячие головы, которые начинают искать путь к компромиссу.
В Армении все это тоже присутствует, но все-таки чего же в ней больше: революционного «задора» или чувства национального самосохранения?
Революции в арабских странах показали, что нет вечных диктатур или династийных режимов - что всем единовластным правителям рано или поздно приходит конец. Это есть главный «мессидж» постсоветскому пространству.

Кстати. Зампредседателя партии Народного фронта Азербайджана Мамедли объяснил возможность развития по самому радикальному сценарию следующими факторами: «Азербайджан упоминается в международных докладах в негативном ключе. Азербайджан в мире воспринимают как страну, где на высоком уровне развита коррупция и взяточничество. В стране нарушаются все права граждан. Социальная несправедливость усугубляется изо дня в день. Сегодня в Азербайджане зарплата милиционера в 7 раз выше зарплаты профессора». Руководитель ЦИК партии «Мусават» Гаджилы считает, что пропасть между властью и обществом в Азербайджане много глубже, чем в Киргизии. «Незаконное присвоение собственности человека стало бытовой нормой в Азербайджане. Истязания и пытки в тюрьмах стали обычным делом. Поэтому киргизский вулкан может извергнуться и в Азербайджане, однако последствия будут более катастрофическими, поскольку преступлений и произвола в Азербайджане больше», - заявил Гаджилы. Прежде всего, недовольство оппозиции вызывает наследственный характер власти в стране - Ильхам Алиев стал президентом Азербайджана в 2003 году после смерти его отца Гейдара. Председатель партии «Мусават» Иса Гамбар в телеинтервью заявил буквально следующее: «Налицо имитация политической династии, что абсолютно неприемлемо для демократии. Авторитарные методы управления, сращивание финансовой, военной и политической власти, абсолютные монополии в экономике - все это больше всего роднит Азербайджан с той же Ливией».

Если светская оппозиция в том же Азербайджане весьма разрознена и, по большому счету, сегодня не представляет угрозы режиму Ильхама Алиева, то исламская оппозиция может весьма серьезно повлиять на ситуацию внутри Азербайджана. В первый половине 1990-х годов десятки тысяч азербайджанских шиитов прошли обучение в исламских учебных заведениях в Иране. По некоторым данным, деятельность проиранской шиитской оппозиции курируется органами внешней разведки Корпуса Стражей Исламской революции. Организованные выступления исламской оппозиции (по примеру событий в пригороде Баку, Нардаране - летом 2002 , феврале 2005, декабре 2010, марте 2011 г.г.) могут создать серьезную угрозу режиму Ильхама Алиева и сделает Баку зависимым от позиции Тегерана.

Аналитики отмечают еще одну крайне важную тенденцию в политической жизни Азербайджана - резкую активизацию исламской оппозиции. В отличие от тех же стран Центральной Азии, ислам никогда не играл серьезной роли в этой стране, все политические партии (от либералов западного типа до националистов и пантюркистов) носили сугубо светский характер. Большинство приверженцев ислама в Азербайджане - шииты ( в отличие от большинства стран Арабского Востока ) и основные религиозные партии ассоциировались с Ираном, отношения с которым никогда не были простыми. В 1995 году была аннулирована регистрация Исламской партии, которую в Азербайджане некоторые политики называли «проиранской», ее руководство было обвинено в шпионаже в пользу Ирана и подготовке переворота в Азербайджане. Однако в последние годы наблюдается рост влияния Исламской партии и близких к ней организаций. Многие мечети стали своеобразными политклубами не только для ревностных приверженцев ислама, но и для всех недовольных действующим режимом. Вопрос о хиджабе и ее ношении в учебных заведениях (министерство образования было против, ссылаясь на светский характер Азербайджана) стал откровенно политическим и привел к митингам протеста во многих городах.

Кстати. Исламская оппозиция Азербайджана решила прибегнуть, помимо традиционных способов пропаганды, к столь популярным сейчас социальным сетям. В социальной сети Facebook появились призывы к верующим прийти на митинг под девизом «8 апреля - Великая пятница». Основными требованиями участников акции исламской оппозиции являются решение карабахского конфликта и требование отмены запрета на ношение хиджаба в средних школах: «Проведение акции на площади Азадлыг» имеет символический смысл. Борьба за Карабах началась с этой площади, и это наше основное требование. Но у нас есть и другие требования. 8 апреля мы приглашаем всех верующих к проведению мирных акций после совершения пятничного намаза и поддержке всех выступающих за свободу, независимо от вероисповедания и идеологии, как это было в Египте». Примечательно, что этот призыв дублируется на русском и английском языке.

Смогут ли власти стран бывшего СССР извлечь правильные уроки? Например, не просто начать борьбу за снижение цен или с коррупцией, а начать глубоко реформировать политическую систему, без чего невозможно достичь ожидаемого результата.

Нужно понимать, что в основе этих проблем - коррупции, клано-монополий, высоких цен, низкого уровня жизни лежит бесконтрольная и неограниченная власть, отсутствие контроля снизу и соответственно - отсутствие правового общества.Невозможно бороться с коррупцией без системных мер по ограничению, например, той же исполнительной власти, или проведения честных и прозрачных выборов. Это есть либо недостаточное знание основ политических наук, либо попытка имитации реформ. Правительство (если конечно оно серьезное!), прежде всего должно отказаться от «идеи вечного пребывания» у власти, создать все условия для свободы самовыражения, слова, собраний, а также - понять наконец, что наличие конструктивно-сильной оппозиции, есть необходимое условие сильного государства.

Потому у революций всегда была и есть только одна альтернатива – серьезные, надежные и глубокие политические реформы.
Не так ли, уважаемый читатель?!
июнь 2011


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.