Черный июль

С 1 июля в России заметно вырасли цены на жилищно-коммунальные услуги и тарифы естественных монополий. В зависимости от услуги и типа жилья плата за квартиру, электроэнергию, водо - и газоснабжение повышается на 5 - 25 процентов. 1 сентября произойдет новое повышение расценок. Квитанции, которые проходят за однокомнатную квартиру – от двух до 4,5-5 тысяч, на двухкомнатную – 7,5-8 тысяч, трехкомнатная – от 7 до 12. А пенсия, например, 8-9 тысяч, средняя реальная зарплата где-то 13-15 тысяч.

Уровень достаточно высокий. Если сравнивать с европейскими странами – это сопоставимо. Но мы знаем, что в европейских странах иные экономические показатели, в том числе и оплата труда, которая выше, скажем, в Германии, в 20 раз.

Коммунальные услуги в России монополизированы. А это – это в основном вода, электричество, тепло. В каждом городе это градообразующее предприятие на 100%, и может быть максимум два предприятия поставщика услуг.

Эксперты говорят о том, что в 2012 году примерно на 20% суммарно повысятся тарифы жилищно-коммунальных услуг. Но в то же время по итогам прошлого года официальная инфляция составила от 6 до 7%. Главное оправдание этого такое, что стоимость газа на внутреннем российском рынке ниже, чем стоимость газа, который страна поставляет на экспорт. Газпром не хочет терять прибыли, а что сказал Газпром, которого лично курирует г-н Путин, то уже закон.

А теперь  точка зрения социолога Левада-центра на то, приведет ли этот бандитский акт к протестам населения.

Мы не проводили каких-либо специальных исследований о проблематике жилищно-коммунальных услуг, и тем более не проводили в последнее время исследований, конкретно выясняющих степень влияния этого фактора на протестную активность. Поэтому я могу высказать свое мнение, исходя из тех представлений, которые у нас сформировались за годы проведения мониторинга социально-экономических перемен и анализа восприятия населением различных сторон своей обыденной жизни. Должна с уверенностью подтвердить, что проблематика уровня цен на жилищно-коммунальное обслуживание является одной из самых важных бытовых, повседневных проблем, которые беспокоят людей. В подтверждение тому несколько цифр. Из года в год мы получаем одну и ту же картину, когда спрашиваем о том, какие проблемы в обществе беспокоят людей больше всего. Всегда на первом месте – с уровнем примерно 72% от числа опрошенных – оказывается проблема роста цен, рост тарифов естественных монополий, рост цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Второе: мы уже много лет выясняем представления людей о нормальной жизни, о том, какие потребительские стандарты вкладываются людьми в понятие нормальной жизни и сколько для этого нужно людям денег, исходя из сегодняшнего текущего уровня цен. Неизменно оказывается, что представления о нормальной жизни довольно скромные. Уровень доходов, который нужен, порядка в среднем по России 27 тысяч рублей на человека в месяц. Но что я здесь хочу  упомянуть в связи с проблемой жилищно-коммунальных услуг. Когда мы у людей спрашиваем, какие стандарты возникают у людей в голове, когда говорит, что такое нормальная жизнь, один из первых ответов, как правило, оказывается: нормальная жизнь – это когда я могу спокойно оплатить месячные счета жилищно-коммунального обслуживания, за телефон, за тепло, за газ, за свет. То есть проблема на кончиках пальцев, она вертится на языке, она является символом благополучия или, наоборот, неблагополучия и благополучия, либо неблагополучия с проблемой уровня жизни в стране.

Но дело в том, что на протяжение всех лет реформирования жилищно-коммунального хозяйства все эти программы доведения уровня оплаты услуг до 100%, то есть постепенное сокращение субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, вся эта реформа носит бесконечный характер просто потому, что в ней плохо прописаны и совершенно не работают механизмы контроля за уровнем затрат этих самых коммунальных служб. Поэтому сама задача выхода на 100% – не решаема. Потому что по мере того, как повышаются тарифы, у коммунальных служб растут расходы. Поскольку механизма контроля за этими коммунальными службами практически нет, а, с другой стороны, уровень соседской солидарности российских граждан не очень высок… Люди очень плохо объединяются. Потому что  этой культуры раньше не было и до сих пор она мало востребована, к сожалению.

У людей есть подтверждаемое их ежедневной жизнью представление о том, что они либо что-то могут сделать сами, опираясь на свой ближайший круг, либо они должны полагаться на верховную власть. Вот этой социальной середины, микросоциальных сообществ нет, нет культуры их организации и веры в то, что такого рода путь может помочь.

Потому что недоверие ко всем институтам общества  выражается, в том числе, и в неспособности к таким самоорганизациям на уровне микросообществ. На самом деле это та же самая проблема, которая мешает развитию мелкого и среднего предпринимательства в нашей стране. Это неспособность, со стороны населения, плохие и слабые навыки самостоятельной деятельности.

А со стороны власти, государства в лучшем случае – отсутствие помощи в работе этим начинающим малым предпринимателям или микросообществам по решению конкретных социальных проблем, либо прямое противодействие. Просто потому, что власть организована сверху вниз, и чиновники смотрят только наверх.

Валентин Спицин.


Рецензии