Дар приносящий

      

               
 Ранним утром  в конце лета я мчусь  на свою дачу, вернее,  участок в садово-огородническом кооперативе.  Автобус, электричка, 3 км пешком, - и через каких-нибудь три часа я на месте, на своих любимых  8-ми сотках. По дороге узнаю знакомые попы уже торчащих на своих грядках соседушек. Они на мои приветствия: «Эй, клячи! Уже отдыхаете? Ну, Бог в помощь!»,  живо, не разгибаясь, чтобы не терять драгоценного дачного времени, верещат из-под своих панамок: «Да иди ты  уже  в свой заброшенный рай! А то он совсем зарос, не войти, наверно».   В  моем уголке  все на месте: цветы сверкают и благоухают, яблоки и груши дозревают, кое-где еще даже заманчиво краснеет  клубника  и трава, -  зеленая, зеленая трава,  еще в жемчугах и бриллиантах росы, -   кругом, она у меня особенно хорошо удается, хоть кроликов заводи! Если бы совсем  здесь поселиться, на лоне природы, можно было бы попробовать и это, -  и козочку завести, и птичек, и всякой твари, - но  невозможно  мне, городскому человеку, перейти на такой образ жизни!  Хотя повозиться с землей, растениями, немножко попробовать себя  в созидании рая земного, выращивании  плодов и цветов, потом насладиться результатами  этого своего баловства в компании близких  -  это  для меня лучшее, хотя и недешевое развлечение.  Ради него приходится преодолевать некоторые трудности, - одна дорога сюда в переполненных автобусах и поездах – не большое удовольствие. Расходы на обустройство участка с домом и посадками и посевами тоже не маленькие. А физические нагрузки при этом  иногда кажутся просто невозможными: как мы с дедом однажды валили дерево на своем участке! Это поэма, требующая воплощения в камне: мы с ним подпилили осину пилой «дружба» (ироничное название обычной пилы), осину  повело не в ту сторону, и, падая, она зацепилась за дерево на чужом участке, и ни туда, ни сюда. Было и тяжело, и страшно ее отцеплять, потому что довольно высокая осина могла рухнуть на дом или на соседское строение. Дед аж заплакал от досады, но потом с бабкой, со мной,  веревками  мы это дело довели до конца. В общем, чеховского героя рассказа «Крыжовник» теперь я стала понимать так: и горькие и кислые плоды тобой возделанного  поля всегда сладки, как  дети свои: какими бы они не получились, они любимы…
 
 Открываю  двери в дом:  благоуханный ветер из сада освежает чуть застоявшуюся его атмосферу. Разжигаю  небольшую печку, - это тоже очистит дом и печь  от скопившихся за неделю сырости и затхлости. Кипячу чайник и под тарахтенье  забалтывающихся неумолчных радиоведущих, подкрепляюсь перед трудовыми свершениями. Одновременно намечаю краткий план работ по саду-огороду. Погода сегодня настоящая летняя и настроение соответствующее, надо пользоваться такой редкостью, а то все время дожди да ветры, да в настроении  сплины…
 Выхожу во всей экипировке (галоши, кепка, шорты, перчатки) на крыльцо и оглядываю взором полководца свои владения, большую часть которых занимает лесная зона с елочками и черничником, где по весне разбегаются ландыши, подснежники и фиалки, остальную представляет неправильной формы грядки с зеленью, любимой мною черной редькой, морковью и свеклой и цветочные оазисы в густой траве, ну,  и восьмилетний сад с яблонями, грушами, сливами, вишнями и клубникой. Для разминки сначала добираю  клубнику: ах, как остатки сладки! Подбираю яблоневые паданцы ранета бергамотного, антоновка еще кислая, щиплю поспевающую сливу и оставшуюся вишню. Вот они,   моменты наслаждения  от плодов  садового творчества! Бывают и другие, когда в феврале  увидишь расцветший розовыми цветами  багульник, а  ранней весной из-под снега вылезают цветы крокусов, или в июне пышным бело-розовым парашютом под окном распускается войлочная вишня… а цветущие яблони, а сирень, а с  весны до глубокой осени цветущие белые и красные розовые кусты, а вызывающе-яркие лилии!  В этом раю земном просыпаются первобытные желания, хочется раздеться догола, купаться в росе, что мы с мужем  и делаем  иногда, благо, не все видно  с дороги. Забываются  усталость, сопутствующие  экономические разочарования, разногласия с соседями по границам участков… А вот и они, мои добрые товарищи и советчики: проходят как бы мимо и любопытствуют: «Приехала, значит! Одна, что ли?» Объясняю, почему муж не приехал (родители не здоровы), кратко отчитываюсь о намеченном плане на сегодня. Получаю приглашение на вечерние посиделки у костра и с благодарностью принимаю, но  впереди – целый день работы до упаду: одна прополка чего стоит! Моя рабочая поза у грядок  красноречива, и  соседи удаляются.
 Через час разгибаюсь на звук отворяемой калитки: другой сосед пожаловал и даже знаю, с чем: он соискатель на место в моей койке, хотя и женат, и я несвободна. Сориентировался, что я сегодня одна в доме, и как всегда, без обиняков, спросил, сделав свои большие хохляцкие  черные глаза еще больше: « Во сколько прийти?» и, как всегда, получил в ответ отказ. И как всегда, он не смутился и продолжил свою атаку: «Тебя домой не подвезти завтра?» Я вру, что  собираюсь уехать сегодня. Он по-хозяйски обходит  мои владения и замечает, что древесная  растительность не достаточно мощная для восьми лет развития. «Надо подкормить. Давай я пригоню машину навоза, у меня есть знакомый директор совхоза, он поможет». Сосед - солидный человек,  преподаватель в сельскохозяйственном вузе,  у него на участке все в ажуре, - они с женой и сыном  квалифицированно  там все делают, и средств на это у них хватает, не то что у меня, -  кроме наших с мужем и бабки с дедкой слабых сил, мало чего есть, и машины нет, и средств, и связей – все на энтузиазме. Машина навоза могла бы стать большим подспорьем для моего сада-огорода. Но я слишком хорошо к этому моему воздыхателю отношусь, мне  лестно настойчивое внимание этого красивого немолодого человека,   и меня коробит  его   предложение, -  принять в качестве  свадебного такой непрезентабельный дар: прямо и смех, и грех!  Я  постаралась отвадить  незадачливого  кавалера правдоподобными ссылками на нездоровье. Он уходит, явно оставляя себе надежду на будущую  победу, упрямый хохол!
 Продолжаю трудовые свершения под классическую музыку какого-то серьезного канала в радиоприемничке: этакая получается пастораль, - ритмы менуэта, птички чирикают  кругом, сад…  Работается легко. Быстро нагуливается аппетит и жажда. Вода из моего колодца чиста, холодна и необыкновенно вкусна, хоть  продавай соседям в разлив!
 К вечеру здоровая усталость гонит на отдых. Переодевшись, прихватив пару баночек пива и спелых  яблочных паданцев для дегустации,  иду в гости, соответственно приглашению,  к  соседям, моим  бывшим сотрудникам. Костер уже горит, и в августовской темноте это выглядит  особенно уютно. Мы с хозяйкой садимся чуть в отдалении от огня и всласть трепемся на все наши общие темы. Но о сегодняшнем госте я ей не говорю, потому что … мир тесен, особенно на даче! Зато рассказала ей  о недавнем сне.
 Приехала   я как-то раз на дачу тоже одна. Был хмурый день, я успела повкалывать на участке, -  прополоть, вскопать, собрать,- , посверкивая многозначительно глазищами, мой дачный воздыхатель  прошелся с женой мимо.  Когда все-таки пошел дождь, с чувством выполненного долга я удалилась в свою избушку. С огромным  удовольствием, какого не испытаешь без физической нагрузки, напилась чаю со своими домашними пирогами и завалилась отдыхать  под музыку из радиоприемничка. Вспомнила, что не набросила крючок на дверь, и тут же задремала, видимо… И почувствовала, что рядом с постелью появился  кто-то очень высокий, выше моего мужа. И теплом от него прямо веет. Он делает  призывные движения, а я лежу на спине, не шевелюсь. Тогда этот великан мягко охватывает мои ноги и притягивает к себе… Со мной как будто ничего не произошло, но  проснулась я  в сладкой истоме и, конечно, одна. И невыключенное  радио молчало. И печка уже остыла. А незапертая дверь была чуть приоткрыта.
 - Это был снежный человек! -  восхищенно строит свои догадки соседка, – Ведь они так и появляются в мире, неуловимо. Прийти, что ли, к тебе, переночевать  одной? Может, тоже повезет?
- Не знаю,- говорю я.- Но сейчас на всякий случай   меня  до дому проводите. 
  На ночь у себя  я заперлась, и с внешней стороны двери мне пришлось навесить замок для видимости моего отсутствия, чтобы мой «навозный благодетель», будивший во мне такие страсти, что  аж неведомый  кавалер померещился,  все-таки не покусился бы  на мое стоическое  одиночество. После я уже не испытывала прежних атак  тех двух  кавалеров,  потому что на следующий год мне  вообще  пришлось  расстаться со своим чудесным садом. А интересно было бы там еще побывать!

Лахти. 2012.
            
 


Рецензии
Ваш рассказ про сад-огород очень понравился.
Вспомнилось детство и наша улица в лесу, где
мы и загорали, и играли, и собирали ягоды и
яблочки-ронетки.
А сейчас так захотелось иметь свой участок сада-
огорода. Вообще хочется на природу,подышать
вольным воздухом.
Спасибо за рассказ. Удачи вам. Может, встретимся
21.03.13 на Национальной литературной премии...

Людмила Клишина   09.03.2013 23:48     Заявить о нарушении
Thanks! Goodbye!

Лидия Орлова   10.03.2013 10:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.