Янтарный крест Глава 16

Дневник Германа - Фридриха

  Раз потребовался я государю сразу по приезду, то пришлось поспешать, хотя "гостинцы" с Каменного Пояса всё же прихватил, дабы сразу видно было, что слово своё держу - обошлись мне эти полдюжины бомб да ядер из дрянного чугуна пока дороже, чем если б из золота отлиты были. НО ТОЛЬКО ПОКА! А золото, кстати, в тех краях уже люди мои нашли. И серебро. И прочие металлы. Но велел про богатства сии молчать, пока и только медеплавильню в удобном месте ставить. Стране нужны пока металлы войны и мира. И хлеб!
          Странно, но царь, вернувшись из странствия, стал это так же понимать. Опыт все ж на пользу пошел. Хотя если судить по тому, что как ни старался я его от дурной болезни уберечь, приключение на кончик любвеобильный монарх все же схватил. Дед на своих лекциях в таких случаях говорил, что частные моменты истории порой имеют высокую устойчивость. А если проще сказать - судьба! Ну, хоть убедился, что не напрасно я о его здоровье пекся больше, чем он сам. Может не станет больше в моих советах скрытый смысл выискивать, да гадать, какая мне лично с моих нашептываний выгода.

          По всему видно, что шептунов у царя и без меня достаточно, и грязи на меня в его уши залито аж ведрами, но слова - всего лишь ветер, а вот чугун, что я предъявил, зрим. Пощупать каждый может. И при мне, и прочих злопыхателях, когда уж совсем достали, отправил самодержец самого ретивого боярина на Урал, чтоб тот делом доказал, что лучше моего знает как железоделательное дело вести. Враз у остальных умников ротики то и захлопнулись. Денег то у каждого может и хватило бы - на тайну вклада полагаясь, нанесли ведь в мой подвал многие тысячи. Но мало того! Если сам не горишь - то и людей зажечь не сможешь, и только таким огнем домна изначально распаляется. А ведь кроме металлургии, мной ещё судостроительный проект велся и весной 6 готовых и вооруженных фрегатов к морю поплывут. А два стрелецких полка, что нынче на курляндских муйжах на солдатский строй переучиваться заканчивают, в Московию вернувшись еще десять раз по столько переучить смогут - а столько и народу не навербовать.

         Но и это не главное! Основная победа в том, что удалось до Российского царя основную дедом в меня заложенную мысль донести, что он от какого-то Вини Пуха познал (очевидно, это как и Сунь Цзы, или Конфуций - мудрец китайский). Если тебе помощи надо, и ты её просить начнешь, то на слово "Хэлп!" не благодетели, а в первую очередь какие-то ЕГУЛЯРЫ сбегаются, и последнее отнять норовят. И славно, что в двуличном Августе  Пётр того самого егуляра разглядеть смог, несмотря на то, что уж очень тот врал убедительно. К чести московита добавить можно, что удалось тем же оружием собеседника одолеть - ничего не пообещав, обнадежить. Иначе нельзя, "вечным миром" с Речью Россия связана пока, совместно с Турцией воюют. Но "священная лига" только против басурман образована, а вот чтоб совместно с христианами ратиться, и тем более поощрять православие искоренять - тому Московия не помощница.

        Немаловажно, что и силы свои государь реально оценивать начал. Вместо идеи - фикс Царьградом владычествовать, к более реальным задачам склонился. Ведь через Босфор можно будет русским судам и по договорам проходить, как из Балтики вся Европа по датским проливам проходит. Только к тому Высокую Порту принудить придется, а вот это уже война. Но не долгая и не дорогая. Достаточно только "бутылочное горлышко" у Азовского залива разбить (ну не поворачивается язык эту мелководную лужу морем назвать, а Рижский или Гудзонов тогда что? Океан?). Это взять крепостицы малые турецкие - Керчь в Крыму, да совсем новую - Аджи, что только что второпях в устье Кубани возвели. После того, если флот российский к Истамбулу подойдёт, много меньше денег чиновникам тамошним в карманы отсыпать придется  для открытия судоходства и европейской торговли. Кстати и саму Турцию, как торгового партнера забывать не след. Ведь во многом она нуждается  в том, что на Руси избыток.

         И наиглавнейшим открытием Петра после того как он на скученность европейскую посмотрел, стала ясность, что на хрена надо земли чужие завоёвывать, когда своей немеряно. Правда из-за хозяйствования неразумного и тысячной доли богатств, что земли его имеют, не используются. На богатейших черноземах в лучшем случае если раз в год скот кочевника попасется, вместо того чтоб жито родить. Да если к ним руки приложить, то только на одной соломе что после обмолота останется скота вдесятеро больше выкормить возможно будет. Правда этих то рук еще трудней, чем тот же скот, найти, а ведь войны как раз руки вместе с жизнями и забирают. И первейшая цель государя народ свой преумножать всячески. Тогда и его жизнь сладче станет. Привел я расчет, что если жизнь без мора и войн проистекает, то за 20-30 лет население удваивается, то есть вдвое легче станет подданным государственное бремя нести. Только выиграть мир много трудней, чем войну. И редко кому такое удаётся. В ближайшей то перспективе это точно не реально, но все ж и тут приоритеты расставлять необходимо - для других каштаны из огня точно таскать русские не станут.

         Очевидно, у голландцев - потомков древних викингов, довелось услышать Петру сагу о "морских королях" , а может просветили его там купцы о реальных возможностях деда, который если и не лез до сих пор в дела Европы, то исключительно по причине того что не хотел, а не потому что не имел возможности. Ведь его "аналог" в Старом Свете - Венеция, как член Лиги, несла на себе основную тяжесть морской войны с мусульманами. Теперь же, по выражению деда - "караул устал", а это значит, что в Черное море из Средиземного, перейдет ранее охранявший с юга Босфор и Дарданеллы огромный бусурманский флот, принося на своих бортах сотни и сотни пушек. Потому, как благая, была воспринята новость, что местоположение морских сил противника не изменится, поскольку теперь связаны они будут присланной дедом эскадрой. Статус мой этим поступком в глазах русского царя поднимался до равнозначного ему союзника и партнера, и всяческая моя деятельность, как хозяйственная, так и военная, в его стране, получала карт-бланш.
             Что выделяло меня моментально из окружавшей его своры облаченных властью неучей и доживших порой до седых волос мальчиков на побегушках, кстати, люто меня ненавидевшей, но не менее сильно желавшей мне всяческого благополучия - ибо все они "закопали свои пять золотых на моём поле чудес". Что делало меня, кстати, и тут посредником в сложной системе интересов и противовесов. Унаследованная Третьим Римом от Византии схема отношений властной верхушки простотой не отличалась.


Рецензии